Казахстан в годы первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Первая мировая война началась летом 1914 г. В России начавшуюся войну многие считали справедливой, освободительной, отечественной. Однако продолжившаяся война увеличивала напряжение в обществе и способствовала углублению его противостояния с властью. События лета-осени 1915 года: тяжелое поражение на фронте, уход из Галиции и Польши, сдача части Прибалтики и Белоруссии привели к явному внутриполитическому кризису. Мобилизация народного хозяйства, проведенная усилиями правительства и всего общества, создавала предпосылки для дальнейшего успешного ведения войны. Однако неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

Учитывая все это, Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт кaзахского обычного права.

Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 года принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества. В документе выделялись наиболее опасные формы хищения, в отношении которых предусматривались повышенные меры наказания и особый порядок их рассмотрения.

Декрет не учитывал при определении  наказания степень участия того или иного лица в совершении данного  преступления, последовательно придерживаясь  «Руководящих начал» по уголовному праву  РСФСР 1919 года, где было указано, что  за деяния, совершаемые сообща группой  лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели  и пособники. Мера наказания определялась не степенью участия, а степенью опасности  преступления и совершенного им деяния.

Таким образом, уже в первые годы Советской власти были выдвинуты  задачи всемерной борьбы с вредными пережитками старого, препятствовавшего  экономическому, культурному и политическому  росту казахского народа, а в период восстановления народного хозяйства  эти задачи воплотились в законодательные  акты. Были достигнуты первые серьезные  успехи в раскрепощении женщины, в ликвидации куна, барымты и межродовой вражды. Казахский народ еще более убеждался в правильности этих мер партии и правительства и оказывал им всевозрастающее содействие.

2. Становление тоталитарной системы в Казахстане

Трагичной особенностью общественной жизни Казахстана 30-х годов является установления тоталитарного режима. Одной из основных черт тоталитарного  режима является всеохватывающий партийно-государственный  контроль над духовной жизнью общества с целью внедрения в массовое сознание унифицированной идеологии. Основная задача тоталитарной идеологии  – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных для общества ситуациях  поступать так, как это желательно правящей группировке. Людям внушалось, что идея коллектива, государства  выше интересов семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Начиная с конца 20-х г. начали проводится крупномасштабные операции по ликвидации интеллигенции. Физическом уничтожению, в лучшем случае выселению из республики подверглись видные общественные деятели, еще в 1927-1929 гг. Обещанный большевиками суверенитет оказался ложью, центр. власть в Москве не считалось ни с интересами населения Казахстана, ни с национальной спецификой. Общественная жизнь обрела гнетущий характер особенно после прихода Ф. Голощекина (1925г.), на пост первого секретаря Каз. ВКП (б). В середине 30-х г., когда в Москве нарастала борьба внутри партии, в республику были спущены установки ЦК ВКП (б) об искоренении представителей национальной интеллигенции («двурушников» - по партийной терминологии тех лет). Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполненные страну, листом социальной профилактики. В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республики союзного государства, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом  тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы – «общности советских людей». Отсчет истории начинали только с 1917г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945г.) преподносилось и абсолютизировалось роль русской литературы и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобной патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.

Тоталитарная система сформировавшаяся в 30-е г. без каких-либо изменений господствовала в общественной жизни до середины 80-х г. Первое открытое выступление против этой системы в масштабах СССР состоялось в Алматы 1986г.

Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой военных политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепления культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все  трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов  народа» привели к физическому  устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить  оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских  работников.

Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции  поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение  беспартийных интеллигентов к советской  работе, – писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в  судьбе казахской интеллигенции. –  Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизкой культуры и решительно против того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и  идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием  киргизской молодежи.

В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионате были обвинены Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О. Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С. Сафирбеков, Т. Журанов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А. Бокейхан, А. Байтусун, М. Дулатулы, О. Жандосов, Х. Досмухаммедулы, М. Тынышбай улы, М. Жумабай, С. Сейфулин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг., связях с Японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами.

К концу 30-х годов благодаря открытым репрессиям тоталитарная система СССР стабилизировалась. Появилось послушная  интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом  управления стал террор.

Трагедия казахской интеллигенции  и казахского народа не завершается  репрессиями 20-30-х годов. Впереди  были события 40-50 годов, которые оттолкнули от Казахстана многих деятелей советской  культуры, представителей интеллигенции, спровоцировали взаимное отчуждение.

В целом, тоталитарная система привела  к полнейшей деформации творческой атмосферы советского общества. Власть, в первую очередь, старалась править  послушные манеры интеллигенции, что в общем-то ей удалось. Весь процесс формирования интеллигенции проходил под жестким идеологических учреждений партий.

Таким образом, социально-экономические  преобразования и достижения в крае, придание Казахстану в 1936 г. статуса  союзной республики, успехи в области  культурного строительства, народного  образования и науки проходили  под жестким идеологическим прессом  тоталитарного режима, усиления политического  террора.

В официальной же советской историографии  считалось, что 30-е годы были периодом только триумфальных побед социализма. Восстановление подлинной истории  – это дань памяти тысяч и тысяч  невинных жертв и урок на будущее.

3. Преобразование КазССР в союзную Республику. Конституция

КазССР в 1937 году

Национально-государственное оформление КАССР завершилось на съезде Советов  Казахстана в апреле 1925 г.

Особенностью правового положения  автономной государственности казахского народа следует признать ограниченность пределов властвования республики и  значительную зависимость ее органов  от суверенитета РСФСР и компетенции  ее институтов.

Составной частью дальнейшего национально-государственного строительства в Казахстане была политики коренизации советского аппарата республики. Коренизация как социально-политическая проблема решалась в двустороннем процессе: с одной стороны это было приближение государственного аппарата к массам посредством перевода делопроизводства на их родной язык; с другой – вовлечение самих трудящихся коренной национальности в деятельность советского государственного аппарата.

Дальнейшую конституционную эволюцию Казахстана можно назвать периодом казахской советской республиканской  государственности в составе  Союза ССР, когда республика приобрела  повышенный статус непосредственного  субъекта советской федерации и  по Конституции Казахской ССР 1937 развивалась формально-юридически как суверенное государство.

Центральный Комитет ВКП(б) в начале 1935 года признал необходимым разработать и принять новую Конституцию СССР. Вскоре на VII Всесоюзном съезде Советов была создана Конституционная комиссия. Летом 1936 года проект новой Конституции был опубликован для всенародного обсуждения.

В ноябре 1936 года в республике состоялись чрезвычайные районные и областные  съезды Советов. Делегаты съездов единодушно одобрили проект Конституции, с удовлетворением  отметили положительные результаты его обсуждения среди населения, а также определили, с учетом конкретных особенностей своих районов и  областей, практические задачи Советов  и их исполкомов в хозяйственном, культурном и советском строительстве.

Конституция Казахской ССР как  основной закон всей общественной жизни  республики вступил в действие 26 марта 1937 года.

Конституция состояла из 124 статей, расположенных  по 11 главам.

Основной закон государства  содержал некоторые дополнения, касающиеся прав женщин. В частности, в ст.99 указывалось  «сопротивление фактическому раскрепощению  женщин (выдача замуж малолетних и  вступление с ними в брак, калым, многоженство, аменгерство, организация сопротивления мероприятиям по вовлечению женщин в учебу, сельскохозяйственное и промышленное производство, государственное управление и в общественно-политическую жизнь) карается законом».

Казахская ССР, говорилось в ст.13 Конституции  республики 1937 г., добровольно объединилась с другими равноправными Советскими Социалистическими Республиками в  целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической и оборонной. В ней также закреплялись подходы к разграничению компетенции  между Союзом ССР и Казахской  ССР, которая обеспечивала за Союзом ССР права, определенные ст.14 Конституции  СССР. Вне пределов этой статьи Казахская  ССР осуществляла государственную  власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права.

За республикой была закреплена точно установленная территория, составлявшая ее государственные границы. Эта территория не могла быть подвергнута  сокращению или же расширению без  согласия на это самой республики в лице ее высшего органа государственной  власти.

Согласно Конституции высшим органом  государственной власти на территории республики был провозглашен Верховный  Совет Казахской ССР, избираемый населением на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на 4 года.

Другим постоянно действующим  органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета Казахской  ССР. Конституция республики определила количественный состав и конкретные полномочия Президиума.

Правительством республики был  Совет Народных Комиссаров, ответственный  перед Верховным Советом, а в  период между сессиями – перед  Президиумом Верховного Совета республики.

С момента принятия Конституции  Казахской ССР 1937 г. до принятия новой  Конституции республики прошло более 41 года.

Политика военного коммунизма

Военный коммунизм - это экономическая  и социальная политика Советского государства  в условиях разрухи, гражданской  войны и мобилизации всех сил и ресурсов на оборону.

В условиях разрухи и военной  опасности Советское правительство  начинает осуществлять мероприятия  по превращению республики в единый военный лагерь. 2.09.1918 г. ВЦИК принял соответствующее постановление, провозгласив лозунг «Все для фронта, все для победы над врагом!».

Начало политики военного коммунизма положили два основных решения, принятых в начале лета 1918 г. - о реквизициях  зерна в деревне и о широкой  национализации промышленности. Кроме  транспорта и крупных промышленных предприятий, была национализирована  средняя промышленность, и даже большая  часть мелкой. ВСНХ и созданные  при нем главки строго централизовали управление промышленностью, производство и распределение.

Осенью 1918 г. была повсеместно ликвидирована  свободная частная торговля. Она  была заменена централизованным государственным  распределением, через карточную  систему. Сосредоточение всех экономических  функций (управление, распределение, снабжение) в государственном аппарате вызвало  рост бюрократизма, резкое увеличение численности управленцев. Так начали складываться элементы командно-административной системы.

11 января 1919 г. - Декрет СНК о продовольственной  разверстке (мера, ставшая главной  причиной недовольства и бедствий  крестьянства, усиления классовой  борьбы и репрессий на селе). На продразверстку и дефицит  товаров крестьяне отреагировали  сокращением посевных площадей (на 35-60%) и возвращением к натуральному хозяйству.

Провозгласив лозунг "Кто не работает, тот не ест", Советская  власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения  для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т.д. Мобилизация  на трудовую повинность граждан с 16 до 50 лет приравнивалось к мобилизации в армию.

Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Первые эксперименты Советской власти в этой области перечеркнула инфляция. Чтобы обеспечить существование  рабочего, государство пыталось компенсировать зарплату «натурой», выдавая вместо денег продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости. В зарплате была введена уравниловка.

Вторая половина 1920 г. -- бесплатный транспорт, жилье, коммунальные услуги. Логическим продолжением этой экономической политики стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров народного потребления. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная рыночная торговля продолжала существовать.

Таким образом, основными целями политики военного коммунизма были предельная концентрация людских и материальных ресурсов, их наилучшее использование  для борьбы с внутренними и  внешними врагами. С одной стороны, эта политика стала вынужденным  следствием войны, с другой - она  не только противоречила практике любого государственного управления, но и  утверждала диктатуру партии, способствовала усилению партийной власти, установления ею тоталитарного контроля. Военный  коммунизм стал методом построения социализма в условиях гражданской  войны. В какой-то мере эта цель оказалась  достигнута - контрреволюция оказалась разгромлена.

Но все это привело к крайне негативным последствиям. Была уничтожена первоначальная тенденция к демократии, самоуправлению, широкой автономии. Созданные в первые месяцы Советской  власти органы рабочего контроля и  управления третировались, уступали место  централизованным методам; коллегиальность  была заменена единоначалием. Вместо обобществления совершилось огосударствление, вместо народной демократии установилась жесточайшая  диктатура, причем не класса, а партии. Справедливость оказалась подменена  уравнительностью.

Информация о работе Казахстан в годы первой мировой войны