Казахстан в годы первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Первая мировая война началась летом 1914 г. В России начавшуюся войну многие считали справедливой, освободительной, отечественной. Однако продолжившаяся война увеличивала напряжение в обществе и способствовала углублению его противостояния с властью. События лета-осени 1915 года: тяжелое поражение на фронте, уход из Галиции и Польши, сдача части Прибалтики и Белоруссии привели к явному внутриполитическому кризису. Мобилизация народного хозяйства, проведенная усилиями правительства и всего общества, создавала предпосылки для дальнейшего успешного ведения войны. Однако неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)

В связи с явной нежизнеспособностью  первых двух точек зрения борьба разгорелась  между двумя последними. Один из сторонников третьей позиции  К. Сарымулдаев утверждает, что «перед Казахстаном стоят те же задачи, которые стоят перед всем Союзом, и нет такой “особенности” Казахстана, которая превалировала бы над общими задачами...». Автор данной концепции не смог преодолеть ошибочной установки руководства крайкома партии и его первого секретаря Ф. И. Голощекина, который заявил, что главное звено в промышленности республики не постройка гигантов, а развитие мелкой и средней промышленности.

В этой связи один из сторонников  четвертой позиции С. Садвакасов отмечал, что политика партии и ее руководства на окраинах мало, чем отличается от прежней политики, которая вела в окраинах, главным образом, сырьевую базу для центральной промышленности. В одной из статей он писал: «...если империалистическая русская буржуазия только выкачивала из окраин сырье, насаждая фабрики и заводы у себя под рукой, то социалистическая промышленность должна развиваться по принципу хозяйственной целесообразности, если восстановительный период поневоле имел на себе отпечаток «проклятого наследия» прошлого, в виде фактического неравенства отдельных национальностей, то полоса реконструкции должна избежать и это наследство», обязательно преодолевал стоящие перед нами трудности. В этом и заключается весь смысл приобщения отсталых окраин к социалистическому строительству, в этом залог дальнейшего укрепления Советской власти на окраинах”8. Он также безбоязненно и принципиально отмечал, что “тревожным сигналом для национальных окраин прозвучало и заключительное слово т. Рыкова на IУ Всесоюзном съезде Советов”, где он “... неправильно называет стремление к замкнутому хозяйству, когда национальные республики просят помочь им организовать, имеющие у них базу, то или иное предприятие”. “Нам кажется, -- говорилось в статье, -- что индустриально развитое хозяйство тем и отличается от первобытного, что оно никогда не станет замкнутым, и пожелания т. Рыкова, чтобы единство Союза и взаимная зависимость отдельных его частей возрастали все более и более, осуществляется тем вернее, чем скорее национальные окраины перестанут быть только сырьевой базой. По мнению С. Садвакасова, индустриализация окраин совершается «черепашьими шагами» и ее нужно форсировать, для этого, отмечает он, все данные имеются на месте: рабочая сила в лице миллионов бедняков казахов и сырье. В то же время он был против массового переселения, точнее заселения, в республику «свободных» рабочих из других районов страны. Поскольку «земли у излишних» рабочих рук деревни вполне достаточно или, во всяком случае, не вполне достаточно, чтобы перед партией поставить задачу усиления перенаселения». Его выводы были сфальсифицированы руководителями республики, ему был прикреплен ярлык «национал-уклониста», который мечтает создать «замкнутое хозяйство»в каждой республике.

Сегодня, через много лет; особенно рельефно видны крупные и трудно поправимые ошибки в социально-экономическом  развитии Казахстана и других республик  бывшего Союза. Все они, несмотря на пышную фразеологию о дружбе и  равенстве народов и их всестороннем сотрудничестве, так и остались сырьевым придатком центра. Они имеют однобокую  экономику, не способную действовать  вне связи с другими регионами  бывшего Союза. Все это явилось  следствием грубых деформаций в национально-государственном  устройстве страны, подмены федерации  унитарным государством, при котором  национальные интересы зачастую игнорировались, а примат отдавался общесоюзным.

Эти деформации наложили свой отпечаток  на процесс индустриализации, который, как и повсюду, шел трудно, противоречиво  и привел к неоднозначным результатам. А именно. С одной стороны, Казахстан  в ходе ее превратился из аграрной в индустриальную страну, с крупным сельскохозяйственным производством и широкой сетью путей сообщения республику. С другой стороны, как уже отмечалось, преимущественное развитие получили добывающие отрасли тяжелой индустрии -- нефтяная, угольная, цветная металлургия, возникшие на базе богатейших полезных ископаемых и определившие на длительное время индустриальный облик республики.

В 20--30-е годы были реконструированы и построены предприятия цветной  металлургии, являющиеся крупнейшими  не только в Казахстане, но и в  СССР, достаточно сказать, что Чимкентский  свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике. Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся второй мировой войны.

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940г. приходилось на долю Карагандинского  бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны. Добытый здесь коксующий  уголь направлялся на Магнитогорский металлургический комбинат и другие ведущие предприятия. По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны.

Другой особенностью индустриального  развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое--Акмолинск--Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык--Джезказган, Рубцовск--Риддер, Уральск--Илец.

Еще одна особенность заключалась  в том, что здесь были более  высокие, чем общесоюзные, темпы. Так, в 19 13--1940 гг. по Союзу добыча нефти, включая газовый конденсат, увеличилась в 3 раза, а по Казахстану в 5,9 раза, угля соответственно в 5,7 раза и 70 раз, производство электроэнергии -- в 23,7 раза и 486 и т. д. Эксплуатационная длина железных дорог за эти годы по стране выросла в 1,4 раза, по Казахстану -- в 3,1 раза.

Совершенно иным было отношение  к перерабатывающим отраслям. Многие из них находились в самом зачаточном состоянии или вовсе отсутствовали. Это вело к усилению зависимости  экономики от других республик и  регионов страны, да и в обеспечении  электроэнергией и современными путями сообщения предстояло сделать  еще многое. Несмотря на то, что республика по выработке электроэнергии выдвинулась  в I940г. на первое место в СССР, ее вес в электробалансе страны составлял всего 1,3%. То же самое было и с железнодорожным транспортом. Из-за слабой технической оснащенности пропускная способность дорог в три-четыре раза ниже, чем по стране.

Среди ученых нет единого мнения о времени завершения индустриализации, как в СССР -- в целом, так и в Казахстане, в частности. Хотя в историографии прочно утвердился вывод о ее решающих успехах в 1940г., некоторые исследователи считают, что этот процесс продолжался и в послевоенные годы. Они аргументируют свой вывод тем, что даже к 1940г. сельское хозяйство давало в национальный доход страны больше, чем индустриальные отрасли. К тому же переоснащение всего народного хозяйства машинной техникой и замена ручного труда машинами в масштабе всей экономики страны не достигли соответствующего уровня. В сельском хозяйстве же подавляющее большинство тружеников и вовсе было занято ручным трудом.

Поддерживая точку зрения о продолжении  индустриализации в Казахстане и  в послевоенные годы, необходимо отметить следующее: сегодня перед республикой  как суверенным государством стоят  сложные и трудные задачи завоевания экономической независимости. Важную роль в этом играет создание и развитие не только предприятий машиностроения, но и по переработке промышленного  и сельскохозяйственного сырья  на месте с целью получения  из него конечных продуктов. Уместно  заметить, что сырьевые отрасли в  нынешних условиях, когда в мире резко возрос спрос на промышленное сырье, дают нам немаловажный шанс для  преодоления переживаемого экономического кризиса.

Предметом дискуссии остается вопрос об источниках и методах индустриализации. Многие авторы, особенно публицисты, считают, что чрезмерно высокие темпы  ее, а также то, что она началась не с создания предприятий легкой промышленности, позволившей быстро накопить необходимые средства, а  с тяжелой, подорвали экономику  страны, разорили деревню. В этом утверждении  есть большая доля истины, хотя нельзя не принять во внимание и доводы тех, кто считает, что конкретная историческая обстановка того времени, нараставшая угроза войны жестко диктовали необходимость безотлагательных действий по созданию современных отраслей тяжелой индустрии. Данная проблема, конечно, заслуживает более глубокого, всестороннего изучения историков.

Высокие темпы индустриального  развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины  и других более развитых республик. Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республики входил в 1920--36 гг., в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Киева, Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях. Все это -- неопровержимые исторические реалии, не подлежащие забвению.

Во многих статьях и очерках  последнего времени жизнь страны в 20--30-е годы часто показывается в нарочито мрачных тонах. Полностью  отрицаются такие элементы моральной  атмосферы тех лет, как стахановское движение, ударничество, всеобщий энтузиазм  масс. Они подаются, чуть ли не как  выдумка партийных функционеров. Однако многочисленные документы, свидетельства  участников тех событий показывают, что подъем, энтузиазм в труде, стремление ускорить темпы, были довольно массовыми.

Корни этого феномена следует видеть в том, что идеи быстрого преобразования страны, превращения ее в мощную державу импонировали многим нашим  соотечественникам, их ожиданиям перемен  к лучшему. А при том уровне условий жизни, неразвитости потребностей даже малейшее улучшение в бытоустройстве вызывало положительную реакцию людей. Умело использовались моральные и материальные стимулы труда.

Но ограничиваться лишь такой констатацией -- значит сказать полуправду, как это делалось долгое время. На стройках и предприятиях допускалось большое число нарушений дисциплины, много прогулов, приписок, большой процент брака. Тяжелыми были условия труда, лишь незначительная доля его была механизирована. Массовый характер имел травматизм. Обязательный технический минимум был введен только со второй половины тридцатых годов. Исключительно трудно складывались бытовые условия. Часто не хватало самого элементарного. На многих новостройках использовался труд заключенных. Среди рабочих немало случайных и озлобленных людей, летунов, рвачей и лодырей. При соответствующих условиях они выступали подстрекателями конфликтов с администрацией и местным населением. Отравляли моральную атмосферу подозрительность, репрессии, ГУЛАГи и другие карательные меры, предпринимаемые сталинским руководством.

Вследствие необоснованной погони за темпами и по другим причинам на стройках и предприятиях не всегда считались с техническими нормами  и условиями, допускались отступления  от технологических проектов, которые  и без того в ряде случаев были устаревшими. Это способствовало загрязнению  окружающей среды. Наши нынешние экологические  бедствия восходят истоками к тому времени.

Индустриальное развитие Казахстана в 1920-40 гг. вызывало крупные социально-экономические  последствия. К их числу следует отнести - превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса - в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Значительные результаты были достигнуты в подготовке и воспитании кадров рабочих из коренного населения, казахов. Говоря об этом, следует иметь  в виду, что обеспечение новостроек рабочей силой вплоть до середины 30-х годов в основном происходило  самотеком. Нерегулируемый процесс  миграции населения из внутренних районов  страны, наличие на биржах труда  значительного числа безработных, скрытое аграрное перенаселение  региона усиливали наплыв рабочих. Это положение еще более усугубилось  в годы сплошной коллективизации, особенно в Казахстане, в связи с голодом 1932--33 гг., когда коренное население  республики недосчитывалось каждого  третьего. Лишенные скота, средств передвижения, кочевники и полукочевники вынуждены  были оседать вокруг промышленных объектов, где более или менее налаживалось рабочее снабжение продовольствием. Не имея навыков индустриального  труда, они устраивались разнорабочими, занимались тяжелым физическим трудом.

Практика подготовки национальных кадров рабочих тех лет заслуживает  специального изучения. Большую роль в их подготовке и закреплении  сыграл, к примеру, Комитет содействия строительству Туркестано-Сибирской  железной дороги при правительстве  Российской Федерации во главе с  заместителем председателя Совета народных комиссаров РСФСР Т. Рыскуловым. Аналогичные  комитеты создавались на местах, в  районах стройки магистрали. При  правительстве Казахской АССР подобный комитет возглавил Председатель Совнаркома республики Н. Нурмаков. Академия наук СССР создала свой комитет, который возглавил президент Академии А. П. Карпинский. Немаловажен и тот факт, что возглавил стройку магистрали один из первых инженеров Казахстана М. Тынышпаев.

В целях привлечения местных  жителей в индустриальные отрасли  труда, упрощался порядок найма  на работу: они приравнивались к  членам профсоюзов, и трудоустраивались  в первую очередь. Наем проводился не только через биржи труда, их корпункты, но и непосредственно в аулах, для облегчения общения с коренным населением представители администрации, в особенности прорабы, десятники, бригадиры, мастера, а также высококвалифицированные  рабочие из русских и других национальностей  обучались казахскому языку. Таким  образом, в отличие от современных  руководителей, они неплохо владели  казахским языком, знали обычаи и  традиции коренного населения, что  снискало им уважение, помогало в работе. Одной из эффективных форм подготовки рабочих были стажировки и прикомандирование  их на родственные предприятия страны, данная форма сохранила свое значение и в последующие периоды. Хорошая  оценка ей дана Президентом Казахстана Н. Назарбаевым в его книге «Без правых и левых».

Информация о работе Казахстан в годы первой мировой войны