Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа
Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.
Введение..…………………………………………………………………………2
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………………………………………...3
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов...4
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»…………………………………………………………….11
2.3 Первый Крестовый поход…………………………………………………...14
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств крестоносцев……………………………………..16
3.2 Духовно-рыцарские ордена…………………………………………………17
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев……………………..26
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической сфере..................................................30
6.2 Отношения мусульман и крестоносцев
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман…………………………...32
6.2.3 Взаимоотношение крестоносцев с местным населением…………..34
6.2.4 Культурные связи……………………………………………………..35
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40
Оглавление
Введение..……………………………………………………
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………
1.2 Византийская империя и
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»………………………………………
2.3 Первый Крестовый поход……………………
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств
3.2 Духовно-рыцарские ордена………………
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения
византийцев и крестоносцев…………
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической
сфере.........................
6.2 Отношения мусульман и
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад
и ответ мусульман…………………………...
6.2.3 Взаимоотношение
крестоносцев с местным
6.2.4 Культурные связи……………………………………
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.
Противостояние двух мировых религиозных систем и захватнические интересы многих держав, являются наиболее драматическими моментами в истории Средних веков.
Объектом данного
исследования являются
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1095 года по 1270 год. Он характеризуется началом движения крестоносцев после выступления папы Урбана II на Клермонтском Соборе, а заканчивается подписанием мирного договора с аль-Мостансиром.
Территориальные рамки исследования включают территорию Европы, Византию, Балканы, Ближний Восток, Палестину, Малую Азию.
Глава I. Европа, Византия и исламский мир
во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток
С незапамятных времен устремлялись христиане к своей великой святыне – Гробу Господню. Император Константин Великий (306-337), сделав новую религию дозволенной, а затем и господствующей, воздвиг в ее честь множество храмов, освящение же церкви Святого Гроба превратилось в народное торжество. Верующие, собравшиеся со всех концов Восточной Римской империи, вместо темной пещеры увидели прекрасный мраморный храм, вымощенный блестящими каменьями и украшенный стройной колоннадой.
Великое переселение народов в V-VI веках, способствовало христианизации, что направило в Иерусалим новые массы христиан, на этот раз – с запада.
Из хаоса
религиозных и политических
В XI веке наступил
пик паломничества. В качестве
покаяния и искупления грехов
тысячи людей устремляются в
Палестину. Любовь к благочестивым
странствиям становится
Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий 4 проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Но с годами пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского населения, что было вызвано беззащитностью паломников перед арабскими законами. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов.
Религиозные путешествия, как правило, сливались с торговыми. К богомольцам и купцам примыкали также и рыцари-искатели приключений. Крупные феодалы, иногда в сопровождении целых сотен вооруженных рыцарей, отправлялись на поклонение “святым местам”. Они видели великолепные храмы и дворцы, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи. С Востока купцы привозили предметы роскоши и пряности, вызывающие у западноевропейских рыцарей представлении о фантастическом изобилии стран Востока.
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне крестовых походов
В конце 11 века средиземноморские земли были поделены между исламским миром, Византийской империей и христианской Европой. В то время как мусульманский и византийский Восток представлял собой центр блистательной вековой цивилизации, католический Запад только выходил из варварства, в которое его ввергли долгие междоусобицы и экономическая отсталость.
Условия, сложившиеся на Востоке, обещали, легкий успех крестоносцам. Большие затруднения в это время испытывала Византия, только перенесшая страшный удар от турок-сельджуков.
Византия уже была феодальной страной. Свободное крестьянство почти исчезло. Оно перестало служить основой военной мощи Византии, в войсках которой главную роль теперь играли наемники из варягов и англо-саксов. Внешнеполитическое положение Византии накануне крестовых походов также было очень сложным. С запада империю теснили норманны, незадолго перед тем покончившие с завоеванием южноитальянских владений Византии и основавшие свои княжества в Южной Италии и Сицилии, правда, при помощи венецианцев, боявшихся усиления норманнов на Адриатическом море, Византии удалось задержать их наступление. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Константинополе.
Турки-сельджуки готовили новое наступление на Византию с востока. Печенеги угрожали с севера. Печенеги, нашедшие поддержку у славян Балканского полуострова, угнетаемых Византией, в 1091 г. подошли к самым стенам Константинополя. Византии удалось отвести эту опасность, вступив в связь с половцами, которые разгромили печенегов.
Таким образом,
ко времени первого крестового
похода Византия несколько
В критические для государства моменты, византийские императоры обращались с просьбами о помощи к папе, к императору, даже к некоторым феодальным государям (в том числе и к русским). Такие просьбы были для государей Запада предлогом для вмешательства в восточные дела; они порождали на Западе преувеличенное представление о легкости завоевания Востока, раздираемого внутренними столкновениями.
Если говорить о мусульманских странах, то к концу XI века исламский мир являл собой неординарную картину, в которой сочетались упадок и подъем, достижение великих духовных высот и нравственное одичание, высокое внутреннее единство, и чудовищный калейдоскоп из мелких и мельчайших политических и религиозных образований. Мир приверженцев пророка Мухаммеда к этому времени расширился до гигантских размеров.
Ислам был един и непримирим по отношению к язычеству. Более мягким, было отношение к «людям писания» – христианам и иудеям – которых в то время считали просто заблудшими, но не потерянными для истинной веры. Это своеобразие мусульманского мировоззрения сыграло немалую роль как накануне, так и во время крестовых походов.
Исламская доктрина, завещанные Мухаммедом, основывается на Коране - священной книге всех мусульман. Коран, вопреки устоявшемуся мнению, по сути своей не религиозное произведение. Это, если можно так выразиться, образ жизни. Религия и политика, экономика и право, общественная и частная жизнь, мир и война - все это включает в себя и сводит в единую систему.
Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён тюрок-сельджуков и сельджукского султаната, которые исповедовали ислам суннитского толка. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией. К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию. Однако, тюрки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.
На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.
Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков. Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.
В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств.
1.3 Европа во второй половине XIв.
Причины крестовых походов
Общим именем
крестовых походов обозначают
военно-колонизационные
В крестовых походах принимали участие самые разнообразные общественные классы, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были, конечно, различны.
Большую роль в этом движении играли, во-первых, феодалы. Мелкое рыцарство, которое шло в эти походы, стремилось к захвату новых земель и крепостных крестьян. На их родине большая часть земель была уже занята под пашню. Кроме того, в следствии обычая не дробить феод между наследниками, поддерживался порядок единонаследия: феод передавался старшему сыну. В итоге младшие сыновья оставались без земли, возникло своего рода избыточное рыцарское население. К этому присоединялся расчет на прямой грабеж сказочных богатств Востока, о которых у рыцарей было преувеличенное представление. Многие рыцари успели запутаться в долгах и поэтому поход на Восток представлялся удобным предлогом для избавления от кредиторов.
Для крупных феодалов – королей, герцогов, графов-захваты на Востоке обещали расширение их владений, усиление их политического влияния, увеличение доходов. Крупные феодалы мечтали о том, чтобы на богатых землях Востока основать подвластные им государства по образцу своих европейских владений.
Но не одни феодалы стремились на Восток. В этом движении крупную роль играли города, особенно итальянские. Для них экспедиции на Восток представляли большой торговый интерес. Так как завоевания турок-сельджуков нарушили и ослабили торговые связи с Востоком, то захват территорий в Передней Азии должен был укрепить роль итальянских городов как посредников в торговле Востока с Западом. Кроме того, Византия была для них постоянным торговым соперником, даже не смотря на то, что ее торговое влияние к концу 11 века заметно ослабло. Торговые города Италии стремились вытеснить этого конкурента и основать свои фактории на восточном побережье Средиземного моря. Все это побуждало итальянские города к участию в крестовых походах, и их роль была значительна, так как только они могли взять на себя снабжение армии крестоносцев, и организовать их перевозку по морю.
Информация о работе Крестовые походы и их роль в мирой истории