Крестовые походы и их роль в мирой истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………………2
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………………………………………...3
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов...4
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»…………………………………………………………….11
2.3 Первый Крестовый поход…………………………………………………...14
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств крестоносцев……………………………………..16
3.2 Духовно-рыцарские ордена…………………………………………………17
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев……………………..26
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической сфере..................................................30
6.2 Отношения мусульман и крестоносцев
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман…………………………...32
6.2.3 Взаимоотношение крестоносцев с местным населением…………..34
6.2.4 Культурные связи……………………………………………………..35
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Крестовые походы и их роль в мирой истории.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

        Но начались  крестовые походы с массового движения крестьянства. Это было связано с положением крестьян в XI веке. Основная их масса была закрепощена и подвергалась усиленной эксплуатации. Они  шли в крестовые походы, чтобы спастись от гнета феодалов, они рассчитывали на новые земли, и свободу, которой были лишены на родине.

        И последние, необходимо отметить главенствующую  идеологическую роль церкви в  крестовых походах. Церковь и  в частности папы в известном  смысле их возглавляли и давали  им идеологическое обоснование. Крестовые походы были объявлены  благочестивым делом. Но за религиозными лозунгами скрывались чисто практические цели. Для папства, крестовые походы были лишь началом реализации плана господства церкви над всем христианским миром и о создании новых христианских владений на Востоке, не следует так же забывать, что крестовые походы способствовали и росту доходов церкви. Церковь производила сборы на крестовые походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, но зачастую носили характер принудительных налогов.

        Итак, во второй XIв. европейский мир исчерпал потенциал своего дальнейшего развития. Западной цивилизации нужно было выходить за свои географические рамки для того чтобы общество продолжало развиваться дальше, а не «консервироваться», что как правило, губительно для прогресса.

 

Глава II. Начало Крестовых походов

2.1 Клермонский собор

        Клермонский  собор открылся в 1095 году, в Оверни. Вопрос об Иерусалиме был десятым  по счету среди проблем, поднятых  Святыми Отцами. Он обсуждался на главной площади города, до отказа переполненной людьми. Первым выступил Петр Пустынник, голос его дрожал от слез, но слова били подобно ударам тарана. Призыв отшельника немедленно подхватил папа. Он вещал с высокого престола, воздвигнутого в центре площади, и речь его была слышна повсюду. Урбан начал с того, что описал позорное положение детей Христовых под гнетом неверных, он предупредил: поработив до конца Восток, неверные возьмутся и за Европу – угрозы их уже слышны, и кое-где претворяются в жизнь. В подобных условиях молчать и выжидать – значит предавать самих себя и Бога Живого.   Урбан II принимал на себя руководство организацией похода и обещал важные льготы будущим воинам Божьим, в том числе отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе.

        Речь папы  неоднократно прерывалась взрывами  пламенного энтузиазма. Перед благородными  и бескорыстными душами намеки  Урбана открывали Царство Небесное, перед честолюбивыми и алчными материальные блага.         

       Тут же, в Клермоне, люди давали торжественные клятвы и нашивали на свои одежды красный крест, отсюда и пошло имя «крестоносцы» и название их миссии – «Крестовый поход».

        Новоявленные  крестоносцы просили Урбана быть  их предводителем; но папа, занятый, европейскими делами, отказался, поставив вместо себя епископа Адемара Дюпюи, первым выразившего желание ступить на «путь Божий».

        Возвратившись  с Собора, епископы стали поднимать  народ в своих епархиях, на  которое население откликнулось. Подобным настроениям способствовала  крайне тяжелая жизнь тех времен. Простые люди недаром ждали конца света. Повсюду господствовало крепостное рабство. Неурожайные годы следовали один за другим. Голод усугубляли грабежи, этот вечный бич земледелия и торговли. Жители сел и городов без сожаления покидали землю, которая не могла их прокормить и предоставить элементарной безопасности, покидали тем  охотнее, что Церковь за участие в походе снимала с них кабалу, задолженность и налоги. К беднякам присоединялись и всякого рода темные личности; надежда на легкую поживу, природная склонность к разбою и полная уверенность в безнаказанности была для них лучшим стимулом взять крест.

        Многие вельможи  собрались в поход, чтобы не  утерять власть над подданными. Все они имели массу грехов, но помимо их искупления, надеялись и на богатую добычу. Даже самые мелкопоместные из числа рыцарей рассчитывали стать князьями в Святой земле. Пример подавали епископы, не скрывавшие надежд на новые епархии в Азии и на солидные куши от Восточной церкви.

        В основе крестоносного движения лежали не только материальные стимулы. Определяющую роль в подготовке похода, несомненно, сыграл религиозный энтузиазм, многократно усиленный Церковью.

 

2.2 Поход «бедноты»

       Во всей двухвековой  эпопее крестовых походов в  Святую Землю трудно найти событие более масштабное чем то, которое в более поздние времена получило название «крестовый поход бедноты». Уникален, в первую очередь, сам масштаб этого явления: по подсчетам современных историков, число принявших крест, вероятно, превосходило пятьсот тысяч человек, а возможно, и приближалось к миллиону. Для средневековой Европы, где город в пять тысяч жителей считался крупным, а королевские и императорские армии редко превышали десять-пятнадцать тысяч человек, эти цифры кажутся просто невероятными.

        В своей  клермонской речи папа Урбан II, помимо всего прочего, назначил  и дату выступления крестоносного  воинства в поход — 15 августа 1096 года. Устанавливая такую довольно  отдаленную дату, римский первосвященник  учитывал все многочисленные трудности по организации этой крупнейшей общеевропейской акции. Значительное время было необходимо на сбор рыцарских ополчений, на подготовку вооружения и транспорта. Немаловажно и то, что день выступления приходился на время после сбора урожая, что позволяло обеспечить гигантское многонациональное войско крестоносцев съестными припасами на его пути к Константинополю, где был назначен общий сбор. Но эффект клермонской речи оказался гораздо более значительным, чем мог предполагать сам папа, и привел к таким последствиям, к которым церковь вряд ли стремилась.

        Важно отметить, что эта волна великого крестьянского  выступления сильно испугала  феодальный класс. Обезлюдели тысячи  деревень, некому было убирать  господский урожай, не из кого  стало выбивать налоги и недоимки. Это, антифеодальное по своей сути, движение, только проходящее под религиозными лозунгами, начало угрожать самим основам существующего строя. Действительно, это небывалое устремление народных низов к свободе, хотя и не направлялось прямо против господ, грозило лишить деревню рабочих рук, а может быть, и сломать всю социальную структуру общества. Лишь тогда церковники и сам папа Урбан II поняли, какую лавину они вызвали своими недостаточно продуманными воззваниями. И теперь те же тысячи священников, что еще месяц назад призывали всех к походу, принялись увещевать крестьян оставаться дома — они мол, не умеют владеть оружием, а их семьи будут только обузой на долгом и трудном пути и могут помешать Христову воинству в его священной войне с неверными. На кого-то эти призывы возымели действие, и настоящего социального катаклизма удалось избежать. В этом крупном народном выступлении уже меньше было собственно крестьян, и был особенно велик процент бродяг, нищих, разбойников и прочего деклассированного элемента. И это привело к довольно печальным последствиям.

        Дело в том, что эти толпы энтузиастов, распаляемые  голодом и подстрекаемые своими  вождями из фанатично настроенных  монахов, не стали ждать далеких  битв с неверными и обрушились  на тех, кого они считали врагами Христа — на многострадальных евреев. Были убиты тысячи евреев, сотни синагог разрушены до основания. Прокатившись кровавым потоком по Германии, крестоносные отряды к началу лета вышли к границам Венгрии. Но здесь они столкнулись с сильнейшим сопротивлением местных жителей. Один за другим венгры разгромили несколько крупных отрядов, и наконец, дали бой главной армии крестоносцев под командованием графа Эмиха Лейнингенского. Почти все их войско — а, по свидетельству современников, в нем насчитывалось до двухсот тысяч человек — полегло под копытами венгерских коней, и лишь жалкие остатки его смогли впоследствии добраться до Константинополя.

          К началу  августа под стенами византийской  столицы оказалась огромная толпа  нищих, оборванных, голодных, но вооруженных людей. До Константинополя дошло около шестидесяти тысяч крестоносцев-крестьян, и всю эту армию нужно было кормить. Причем, эта орда, лишенная понятия о воинской дисциплине, тут же приступила к тому, что у нее получалось лучше всего, то есть к грабежам. Уговоры сохранивших здравомыслие вождей, и даже самого Петра Пустынника, не возымели никакого действия. Нищие ватаги продолжали бесчинствовать: они разоряли сады и виноградники, поджигали дома и, позабыв о своей святой миссии, начали грабить даже церкви и монастыри. После того, как в стычках с «франками» — так называли пришельцев византийцы — вдобавок еще и погибло несколько греков, терпение императора окончательно лопнуло, и он поспешил избавиться от столь опасного соседства. Собрав весь свой флот, он переправил крестоносцев на азиатский берег Босфора, в крепость Циботус (европейцы называли ее Цивитот), непосредственно граничившую с владениями сельджуков. Алексей I Комнин, несомненно, понимал, что это плохо вооруженное и лишенное дисциплины войско не может воевать с сельджуками. По свидетельству современников, он даже пытался отговорить «паломников» от ведения боевых действий, советуя дождаться прихода рыцарского войска. Но ни его уговоры, ни увещевания Петра Пустынника не помогли. «Христовы воины», охваченные духом благочестия и надеясь на богатую добычу, рвались в бой с сарацинами. В конце концов, Петр, глядя, что его авторитет уже ничему не может помочь, умывает руки и возвращается в Константинополь. С этого момента войско крестьян, лишенное теперь даже иллюзорного единоначалия, было окончательно обречено на гибель.

       21 октября 1096 года беспечная армия пилигримов была разбита турками-сельджуками, и лишь немногим удалось спастись

         Так бесславно  и трагически закончилось величайшее народное выступление в истории средневековой Европы — крестовый поход бедноты.

 

2.3 Первый Крестовый поход

        Безусловно, отряды  феодалов были подготовлены значительно  лучше: были лучше вооружены, чем  крестьяне, и успели  запастись деньгами, распродав часть своих земель. Многие двинулись в поход, забрав с собой все свое имущество и свои семьи

        Армия Первого  крестового похода, как было решено  в Клермоне, должна была двигаться  под командованием нескольких  лидеров в Константинополь. Там армии предстояло собраться под лидерством папского легата Адемара из Ле-Пюи. Ожидалось, что разные экспедиции, собравшись в Константинополе, выйдут оттуда единой боевой единицей и проложат себе путь через Малую Азию до тех пор, пока не восстановят христианское правление в этом регионе, захватив Святую землю и святой город Иерусалим.

        Крестоносцы  шли в Константинополь пятью  основными группами. Каждую партию  феодальных рыцарей, путешествовавших  вместе со слугами, священнослужителями, монахами, паломниками и другими не участвовавшими в боевых действиях лицами, возглавлял один из феодальных баронов или группа таких баронов. Характерно, что каждая группа в основном состояла из вассалов и друзей лидера. Армия крестоносцев с самого начала представляла собой концентрации отдельных феодальных сил.

        Алексей Комнин  был искренне заинтересован в  оказании всей возможной помощи  европейским рыцарям, участвовавшим  в Крестовом походе. В то же  время он понимал, что присутствие  крупных формирований вооруженных европейских солдат на территории его империи является потенциальной угрозой для его собственных интересов. Алексей также хотел использовать армии крестоносцев, если, конечно, получится, для улучшения своего положения в Малой Азии. Именно это, в конечном счете, послужило основной причиной его обращения за помощью к папству. Алексей, несомненно желавший видеть Святую землю в руках христиан, еще больше хотел вернуть утраченные византийские территории в Малой Азии, на которых теперь господствовали турки.

        Поэтому Алексей  потребовал, чтобы каждый лидер  крестоносцев по прибытии в  Константинополь давал клятву. В  нее были включены следующие  обеты: 1) не подвергать опасности  византийские интересы; 2) восстановить  византийское правление во всех  бывших византийских городах, которые крестоносцы будут захватывать; 3) признавать господство византийского императора в любых других городах, которые крестоносцы могут захватить и оставить за собой. Алексею было известно, что европейская знать привыкла закреплять свои обязательства перед западными сюзеренами клятвой. Он не видел причин, почему они не должны дать аналогичную клятву уважать территориальные права Византии.

         Когда большая  часть войск и лидеры армии  крестоносцев прибыли в Малую  Азию, начались военные операции Крестового похода.

        В  Малой  Азии турки непрерывно тревожили  отряды крестоносцев. Турки опустошили  страну, так что рыцарям пришлось  терпеть голод. Крестоносцы были  совершенно не готовы к переходам  при палящей жаре. Их тяжелое  вооружение накалялось, люди и кони падали от солнечных ударов.

        Крестоносцы  пересекли Малую Азию и были  дружественно встречены в княжестве  Малой Армении, в Киликии. Тогда  же Болдуин и захватил город  Эдессу, лежавший на пути из  Месопотамии в Сирию и, чрезвычайно важный по своему стратегическому положению, и основал графство Эдесское. За тем более года было потрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резней мусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев – княжество Антиохия. Увлекшись грабежами и захватами, вожди крестоносцев не спешили  к своей предполагаемой цели – Иерусалиму. Только в 1099 г. значительно поредевшее войско крестоносцев  достигло Иерусалима и взяло его после ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которой бледнеет разгром  в Антиохи. Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего они возобновлялись с еще большим ожесточением.

        Успеху Первого  крестового похода способствовало  то, что объединенному войску  западноевропейских рыцарей противостояли разрозненные и враждующие друг с другом сельджукские султанаты. Самое же мощное мусульманское государство Средиземноморья - Египетский султанат - лишь с большим опозданием двинуло в Палестину основные части своей армии и флота, которые крестоносцам удалось разбить по частям.

В итоге крестоносцы образовали Иерусалимское королевство (1099-1291), графство Эдесское (1098-1144), княжество Антиохийского (1098-1268) и графство Триполи (1109-1289)

 

Глава III. Образование государств крестоносцев

на Ближнем Востоке

3.1 Образование государств крестоносцев

        После взятия  Иерусалима крестоносцы постепенно  овладели значительной частью  восточного побережья Средиземного  моря. При помощи венецианцев, генуэзцев  и пизанцев было захвачено  несколько портовых городов.

        Так на Востоке возник ряд крестоносных государств. Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.

Информация о работе Крестовые походы и их роль в мирой истории