Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа
Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.
Введение..…………………………………………………………………………2
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………………………………………...3
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов...4
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»…………………………………………………………….11
2.3 Первый Крестовый поход…………………………………………………...14
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств крестоносцев……………………………………..16
3.2 Духовно-рыцарские ордена…………………………………………………17
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев……………………..26
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической сфере..................................................30
6.2 Отношения мусульман и крестоносцев
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман…………………………...32
6.2.3 Взаимоотношение крестоносцев с местным населением…………..34
6.2.4 Культурные связи……………………………………………………..35
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40
В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства, или так называемые «Иерусалимские ассизы», известны нам лишь в поздней, измененной редакции, записанной
в XIII в. на Кипре, где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.
«Иерусалимские ассизы» перечисляли, в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним. Королевская власть была ограничена «высокой палатой» - собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды, обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей, уплачивая за это часть урожая. Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление – очень частыми были народные восстания.
3.2 Духовно-рыцарские ордена
Духовно-рыцарские ордена – это военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в XII в. в эпоху крестовых походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце XIII в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности.
Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти.
Владения орденов были объединены в провинции и округа — комтурии во главе с комтурами и капитулами. Каждый орден возглавлял великий магистр,
у иоаннитов и тамплиеров его резиденция находилась в XII-XIII вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль.
Иоанниты – духовно-рыцарский орден св. Иоанна (сначала Александрийского, впоследствии Иоанна Крестителя) при госпитале в Иерусалиме. Основан около 1070 как братство, обслуживающее паломников и немощных (отсюда название — госпитальеры). Около 1155 получили по образцу тамплиеров устав духовно-рыцарского ордена. Центральный госпиталь в Иерусалиме в конце XII в. обслуживал более полутора тысяч пациентов, в нем имелось родильное отделение и приют для младенцев. Постепенно обязанности по уходу за паломниками и немощными перекладывались на «служащих братьев» (сержентов) и орденских священников. Верхушку ордена составляли рыцари, в основном младшие отпрыски знатных семейств, занятые исключительно военным делом. В 1291, с потерей христианских владений в Палестине, иоанниты переселяются на Кипр
Тамплиеры (храмовники) – духовно-рыцарский орден Храма Соломона. Основан Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме
Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги — депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж
Но надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интересовалось торговыми, политическими и другими делами, причем как на своей новой родине, так и в Европе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на европейском континенте и оказывали порой решающее влияние на международную и внутреннюю политику многих государств Старого Света.
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй крестовый поход
В результате
внутренней слабости крестоносн
Во втором крестовом походе приняли участие коронованные особы – французский король Людовик VII и германский император Конрад III.
И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян, как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось, что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.
К этому
времени произошли крупные
Теперь крестоносцам
пришлось иметь дело не с
разобщенными силами отдельных
турецких эмиров, а с большим
государством Саладина, который
поставил себе цель вытеснить к
В 1187 г. Саладин
нанес крестоносцам страшное
поражение при Тивериадском
Таким образом, второй крестовый поход, по сути, провалился. В 1149 году религиозная идея похода совершенно отступает на задний план. Также
во время похода обострились серьезные противоречия между «франками» и Византией.
4.2 Третий крестовый поход
Потеря Иерусалима
дала толчок к третьему крестов
Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить. Фридрих Барбаросса, пройдя Малую Азию, утонул в реке и немецкое ополчение ,не пожелавшее двигаться дальше, частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии. Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой. Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи, взят город Акра, ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства. Вскоре после этого Филипп II Август вернулся во Францию. Ричард еще некоторое время продолжал воевать. Он добился у Саладина незначительных уступок. За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия. Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим. Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр. Здесь образовалось Кипрское королевство, просуществовавшее 250 лет.
Третий крестовый
поход обострил противоречия
в Европе и усилил
4.3 Четвертый крестовый поход.
Взятие Константинополя
Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, незамаскированные какими-то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап. Первоначально целью похода намечался Египет – главная держава Востока, владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия. К началу XIII в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена, хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение XIII в. была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Востоком через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того, что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привилегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками, крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения. Его разоряли набеги турок, грабежи крестоносцев, войны, налоги лихоимство чиновников. Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группами землевладельческой и чиновной знати, которые использовали недовольство масс.
В конце XII в. в Византии происходят частые дворцовые перевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаака способствовала утрате Византией Болгарии и Сербии. При Алексее III, пришедшим к власти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные дела приходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась на полунезависимые феодальные владения, была разорена, не имела серьезной военной силы.
Это положение Византии объясняет легкость, с которой ее завоевали западные феодалы –участники крестового похода. Решающую роль в изменении направления четвертого похода сыграла Венеция, стремясь сокрушить своего главного торгового соперника – Византию.
Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс. марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму. Тогда Дандолло, желавший помешать походу в Египет, с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар, принадлежавший Венгрии. Когда же город был завоеван, Дондолло по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особенно неприглядную позицию занял папа Иннокентий 3 .Получив обещание, что в случае успеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий III способствовал разгрому Византии, пожертвовал освобождением “гроба господня”
В 1204 г. крестоносцы
штурмом взяли Константинополь.
Целые кварталы были сожжены
крестоносцами, мало дорожившими
памятниками античного и
Описание этих событий мы встречаем в древнерусских летописях. За падением столицы последовал захват большей части владений Византийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет и основали свое государство, которое было названо Латинская империя.
Четвертый крестовый поход был последним крупным деянием и вместе с тем выражением глубокого идеологического кризиса крестоносного движения, жертвой которого стала крупнейшая православная держава.
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных крестовых походов.
Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С XIII века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население, которое раньше толпами устремлялось на Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не видели в походах ничего, кроме неизбежной гибели. Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые «детские походы».
Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.
Информация о работе Крестовые походы и их роль в мирой истории