Крестовые походы и их роль в мирой истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………………2
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………………………………………...3
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов...4
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»…………………………………………………………….11
2.3 Первый Крестовый поход…………………………………………………...14
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств крестоносцев……………………………………..16
3.2 Духовно-рыцарские ордена…………………………………………………17
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев……………………..26
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической сфере..................................................30
6.2 Отношения мусульман и крестоносцев
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман…………………………...32
6.2.3 Взаимоотношение крестоносцев с местным населением…………..34
6.2.4 Культурные связи……………………………………………………..35
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Крестовые походы и их роль в мирой истории.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

6.2 Отношения мусульман  и крестоносцев

6.2.1 Ислам и крестовые походы

        Время перед  появлением первых крестоносцев  было для мусульман (и для евреев) периодом напряженных религиозных ожиданий.

        Очевидно, что  так называемая Большая Сирия (т. е. Сирия, Ливан и Палестина) не была единой монолитной мусульманской страной. В ней происходили не только религиозные расколы среди самих мусульман, там еще и сохранялись крепкие общины местных христиан – как в городах, так и в сельских местностях. Мельхиты (православные христиане) искали помощи и защиты у византийского императора, однако другие христианские общины (яковиты, несториане, марониты и др.), кажется, предпочитали мирное сосуществование с мусульманскими властителями, которые не мешали им следовать направлению в христианской религии. Многие христиане состояли на службе у мусульман и даже делали успешную карьеру. Например, некоторые из них работали в городских управлениях и занимались медициной. Еще благополучнее складывалась для христиан ситуация в Египте, где копты занимали почти все важные посты в налоговом аппарате, а армянские христиане служили в армии офицерами.

        Иерусалим  был для мусульман «третьим  самым святым Божьим местом»  и местом проживания многих  мусульманских мистиков. В мусульманском  видении конца света Иерусалиму отводилось особое место в день Страшного Суда.

 

6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман

        Исламский  мир был далек от единства, и это способствовало успехам  армий первого крестового похода  в Анатолии, северной Сирии и  Палестине. На помощь осажденной крестоносцами Антиохии двинулись войска из Алеппо, Дамаска и Мосула, но их действия были несогласованными и успехом не увенчались. Маленькие прибрежные города были слишком слабы, чтобы сопротивляться христианам, а когда Фатимиды потеряли Иерусалим, среди суннитов наверняка нашлись такие, которые наблюдали поражения шиитов с чувством удовлетворения.

        Многие мусульмане  не смогли сразу оценить все  значение крестоносного движения  и взятия христианами Иерусалима. Франков часто принимали за  византийские войска, и никто не ожидал, что они сумеют удержаться в Палестине.

        Поначалу мусульмане, захваченные крестоносцами врасплох, растерялись. Но некоторые их  лидеры скоро осознали все  значение христианского вторжения  и взялись за организацию ответного удара. Али ибн Тахир аль-Сулами (1039–1106) был суннитским ученым при мечети в Дамаске. Его «Kitab al-jihad» (1105) стал первым трактатом о священной войне, написанным после появления на Ближнем Востоке франков. В отличие от некоторых своих современников, аль-Сулами не путал франков с византийцами. Он видел в экспедиции крестоносцев христианский джихад, начавшуюся с Запада, целью которой была помощь ближневосточным христианам и захват Иерусалима. Аль-Сулами представил триумф крестоносцев в Сирии как симптом морального и политического разложения ислама и дряхлости халифата, но он же заверял читателей в неизбежности конечной победы ислама, поскольку пророк Мухаммад предсказал, что мусульмане на время потеряют Иерусалим, но потом не только вернутся в него, но и захватят Константинополь.

        Джихад Трактат  аль-Сулами был первым, написанным  о священной войне против крестоносцев. Сам же джихад не был чем-то  новым для мусульман. К священной  войне против неверных призывал  Коран, правда только против многобожников, то есть язычников.

        Джихад (священная  война) дословно переводится как  «стремление», то есть стремление  распространить ислам. Согласно  учению суннитов, предводительство  в священной войне должно принадлежать  халифу. И действительно, в VIII и IX веках одной из обязанностей халифа Аббасидской династии было стоять во главе джихада. Гарун ар-Рашид (766–809), например, каждый второй год вел свои войска на Византию, а в другие годы руководил паломничеством (хадж) в Мекку. Священные войны за распространение ислама велись также против язычников-тюрков в Трансоксании и в Средней Азии и против идолопоклонников-индусов в северной Индии. Добровольцы, отправлявшиеся в такие войны, назывались «газии», в случае смерти на поле боя они приобретали статус мучеников.

        Священная  война бывает двух видов: внутренняя  – против личных пороков и  внешняя – против неверных. Внешняя  война тоже бывает двух видов: наступательная и оборонительная. Наступательная – это наложенная  на всех мусульман обязанность  расширять мусульманские территории. В борьбе против неверных участвуют добровольцы, но все мусульмане обязаны поддерживать ее морально и давать средства на ее ведение. Оборонительная же война ведется в случае вторжения агрессоров на мусульманские территории, и в борьбе с ними обязаны принимать участие все взрослые мусульмане.

        Некоторые  средневековые авторы считали, что  джихад – это только оборонительная  война, но эта точка зрения  разделялась очень немногими. Большинство  авторитетных теоретиков утверждали, что джихад будет вестись до тех пор, пока весь мир не будет обращен в ислам.

        В богословии  шиитов наступательную священную  войну может объявить только  имам, а поскольку имам сокрыт  от людей, то и джихад до  приближения конца света объявлен  быть не может. Поэтому Фатимиды-исмаилиты и правители-шииты Шейзара (северная Сирия), часто воюя с крестоносцами, не использовали понятие священной войны. К тому же многие мусульмане, особенно шииты и последователи суфизма, считали, что внешняя война занимает второе место после войны со злом в собственной душе.

 Сторонники джихада подчеркивали  особый статус Иерусалима в  исламе, и в XII–XIII веках было написано  несколько трактатов о достоинствах  Иерусалима, Палестины и Сирии. Подобные  трактаты писались и во время  арабских войн с Византией. Появлялись также и описания паломничества к гробницам пророков, мучеников и святых мужей ислама, находившимся на территории, оккупированной в то время франками.

 

6.2.3 Отношение крестоносцев  к местному населению

        В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, перебив или взяв в плен практически все мусульманское население; для того чтобы заново населить город, были приглашены арабы-христиане из Трансиордании. В некоторых же местах, например в Рамле, население бежало еще до прибытия крестоносцев, однако было немало и таких городов и селений, где прежние жители решили остаться. Франки ввели более разумное управление страной, и их присутствие предоставило местным сельским жителям хоть какую-то защиту от мародеров – бедуинов и тюрков. Мусульмане, оставшиеся на франкских территориях, должны были платить подушный налог (в мусульманских землях такой налог платили христиане и евреи), однако, в отличие от христиан, они были освобождены от уплаты десятины. Испанский мусульманин Ибн Джубайр, в 1184 году совершавший паломничество в Мекку и на обратном пути проехавший через Иерусалимское королевство, отмечал, что франкские феодалы хорошо обращались с мусульманскими крестьянами и что последние платили меньше налогов, чем крестьяне в соседних мусульманских странах. Он даже всерьез опасался массового перехода крестьян-мусульман в христианство.

        И все же  на оккупированных франками территориях  отношения с местным населением  были неоднозначными. Даже в тех  районах, где мусульмане сами  решили остаться, время от времени вспыхивали бунты.

 

6.2.4 Культурные связи

        Представители  мусульманской и франкской военной  аристократии не только воевали  друг с другом, но и поддерживали  дипломатические и светские отношения. Им иногда случалось приятно  проводить время в обществе друг друга и даже вместе охотиться. Мусульмане и христиане торговали друг с другом, купцы постоянно курсировали между Дамаском и христианской Акрой. Путешественник Ибн Джубайр отмечал, что «солдаты занимались своей войной, а люди жили мирно». Однако, несмотря на подчас тесные связи мусульман с христианами, культурообмен был невелик.

        Мусульманские  и христианские аристократы на  Ближнем Востоке восхищались  религиозным фанатизмом и военным  искусством друг друга, но мало интересовались чужой культурой.

 

 

 

Глава VII. Значение и роль Крестовых походов

в мировой истории

7.1 Роль крестовых походов в мировой истории. Запад

        Крестовые  походы  это не только известные нам военные экспедиции, но и регулярные перевозки, благодаря которым ежегодно, весной и летом, в Палестину попадали сотни тысячи вооруженных и безоружных паломников. Необходимые для перевозок расходы или переводы денежных средств способствовали распространению банковской системы по всей Европе. Пизанцы, генуэзцы и венецианцы извлекли наибольшую выгоду из Крестовых походов. Многим из них эти походы предоставили возможность приобрести целые кварталы и привилегированные торговые рынки в латинских государствах. Также была ослаблена Византия, что дало огромные торговые дивиденды Средиземноморским государствам

        Появляются  ранее неизвестные навигационные  приборы, например, компас. «Арабские»  цифры, заимствованные арабами у  индусов, в том числе и ноль, появились в Европе благодаря переводу на латынь основополагающих трактатов по арифметике и алгебре ученого аль-Хорезми. В Сирии европейцы познакомились с техникой изготовления стекла, внедренного в Венеции, с новыми сельскохозяйственными культурами (сахарный тростник, хлопок, фрукты), а также новыми видами кустарного производства (шелка, камлота, пурпура, парчи). Более тесные контакты, установившиеся при Крестовых походах, способствовали распространению предметов роскоши в Европе, в то время как западные товары, в свою очередь, проникали на мусульманские и византийские рынки. Являясь активными центрами торговой и финансовой деятельности, государства крестоносцев одни из первых начали чеканить монету из золота (имитацию динара).

        В политической  сфере развития Запада, Крестовые  походы также сыграли немалое  значение. Уже сам по себе уход на Восток наиболее беспокойных элементов феодального мира содействовал созданию централизованных государств на Западе.

        Если говорить  о религиозном аспекте, то по  итогам Крестовых походов, папство  дискредитировало себя, а в следствии  власть Папы Римского значительно ослабла. Главная цель – объединение христианской церкви под эгидой Рима достигнута не была, скорее наоборот, православие и католицизм приняло окончательно обособленный друг от друга характер.

 

7.2 Роль крестовых походов в мировой истории.

Восток

        В то время  как для Западной Европы Крестовые  походы послужили своеобразным  толчком к настоящей революции экономической и культурной, то для Востока священная война бедствие, которое привело к упадку и мракобесию, затянувшимся на долгие века.

        Мусульманский мир, охваченный страхом пред лицом «франков», над которыми он раньше одерживал победы, но которым в конце концов удалось взять верх, не может рассматривать Крестовые походы, как простой эпизод из прошлого. И сегодня отношение мусульман к европейцам подвержено влиянию событий, которые происходили семь веков назад. Сейчас, в наше время, политические и религиозные лидеры арабского мира постоянно ссылаются на Салах ад-Дина и захват Иерусалима и говорят о его возвращении мусульманам. Не только в умах простых людей, но и в некоторых официальных речах Израиль предстает как новое «государство-крестоносец».

        В основной  своей массе арабский Восток  видит в Западе настоящего  врага. Любое враждебное действие  по отношению к Западу, связанное с политикой, военными действиями или нефтью, это всего лишь справедливый реванш.

 

 

Заключение

        Крестовые  походы представляли собой захватнические  войны западноевропейских феодалов  в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся с 1096 по 1270 года их организаторами являлись католическая церковь и правители феодальных государств Западной Европы.

        Первые крестовые  походы являлись широким военно–колонизационным  движением европейцев на Ближний  Восток. В нем участвовали, наряду  с крупными и мелкими феодалами – рыцари, горожане и массы крестьянства. В крестовых походах активно участвовало купечество северо–итальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы. Все участники преследовали цели, которые являлись захватническими. Именно эти цели наиболее полно отразились в Четвертом крестовом походе и захвате Константинополя. Жажда легкой добычи, завоевание огромных богатств, земель и торговых путей были для крестоносцев истинными целями походов на Восток.

        В XI-XIII веках  в Европе происходили прогрессивные экономические изменения, а значит, отпадали причины к участию в крестоносном движении. Купечество осталось довольно подрывом посреднической роли Византии в торговле между Западом и Востоком. В странах Западной Европы происходило расширение внутреннего рынка. Феодальное рыцарство получило возможность наниматься в королевские войска, значение которых возрастало с укреплением королевской власти.

        После восьмого  крестового похода пало последнее  владение крестоносцев в Сирии – город Акра. Именно поэтому 1291 год считают окончанием крестовых походов в Переднюю Азию. На Востоке рыцари сохранили лишь остров Кипр, завоеванный еще Ричардом Львиное сердце.

        Итогом крестовых  походов стало разорение стран  Восточного Средиземноморья, что и отображено в моей исследовательской работе.

        Для Западной Европы самым важным итогом крестоносного движения был захват западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, находящихся ранее в руках стран Восточного Средиземноморья и Византии.

        Крестовые  походы, на мой взгляд, создали мощный информационный импульс, который, безусловно, повлиял на изменения мировоззрения средневекового человека. Это время тесного соприкосновения западной и восточной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Брандедж Д. – Крестовые походы. Священные войны Средневековья/ изд. Центрполиграф, 2011г.

Информация о работе Крестовые походы и их роль в мирой истории