Крестовые походы и их роль в мирой истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.
Основные причины противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникли в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.

Содержание работы

Введение..…………………………………………………………………………2
Глава I. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века
1.1 Паломничество на Восток…………………………………………………...3
1.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов...4
1.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов……...7
Глава II. Начало Крестовых походов
2.1 Клермонский Собор………………………………………………………….9
2.2 Поход «бедноты»…………………………………………………………….11
2.3 Первый Крестовый поход…………………………………………………...14
Глава III. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
3.1 Образование государств крестоносцев……………………………………..16
3.2 Духовно-рыцарские ордена…………………………………………………17
Глава IV. Последующие Крестовые походы
4.1 Второй Крестовый поход……………………………………………………19
4.2 Третий Крестовый поход……………………………………………………20
4.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя………………..21
Глава V. Упадок Крестового движения
5.1 Анализ неудачных Крестовых походов……………………………………24
Глава VI. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам
6.1 Отношения византийцев и крестоносцев
6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев……………………..26
6.1.2 Внутриконфессиональные отношения………………………………..27
6.1.3 Отношения в военной сфере…………………………………………..29
6.1.4 Отношения в бытовой сфере…………………………………………..29
6.1.5 Отношения в дипломатической сфере..................................................30
6.2 Отношения мусульман и крестоносцев
6.2.1 Ислам и Крестовые походы…………………………………………...31
6.2.2 Христианский джихад и ответ мусульман…………………………...32
6.2.3 Взаимоотношение крестоносцев с местным населением…………..34
6.2.4 Культурные связи……………………………………………………..35
Глава VII. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории
7.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад……………………………...36
7.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток…………………………….37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Крестовые походы и их роль в мирой истории.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

        Религиозный  пыл подростков подогревали родители  и приходские священники. Папа  и высшее духовенство противодействовали  предприятию, но пресечь его не  смогли. Несколько тысяч французских  детей под предводительством  пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.

        Два корабля  затонули во время шторма на  Средиземном море, а остальные  пять дошли до Египта, где судовладельцы  продали детей в рабство.

        Новейшие исторические  исследования ставят под сомнение  как масштабы этого похода, так  и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что  под “Крестовым походом детей”  на самом деле имеется в  виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

        Последующих  крестовых походов мы коснемся  лишь в общих чертах:

        Пятый крестовый поход (1217–1221). На 4м Латеранском  соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый. Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.

        Египетский  султан предложил христианам  уступить Иерусалим в обмен  на Дамиетту, но папский легат  Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

        Шестой крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.

       Седьмой крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась  сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

 

        Восьмой крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На этот раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270).

С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

        Военные экспедиции  христиан на Ближний Восток  прекратились после того, как  мусульмане взяли Акру в 1291. Хотя Римские Папы вплоть до XV в. и организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за “неверными". Великая битва,  длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.

 

Глава VI. Отношение византийцев и мусульман

к крестоносцам

6. 1 Отношения византийцев  и крестоносцев

6.1.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев

        Крестовый  поход, конечно, не был первым  столкновением византийцев с европейцами, и возможно именно более ранние контакты оставили не очень хорошее впечатление от европейцев, плюс то, что в самом характере византийцев заложена некоторая подозрительность и осторожность.

        Византийцы  и крестоносцы общались в силу необходимости, и эти взаимоотношения распространялись на очень незначительную группу людей, в основном это были политические военные бытовые вопросы, в решении которых принимали участие представители высших кругов обеих сторон.

        В целом  византийцы восприняли крестоносцев как гостей, и всеми силами пытались им помочь, но одновременно присутствовало ощущение тревоги и неприязни по отношению к чужеземцам.

        Император Византии, Алексей Комнин, в крестовом походе 

видел исключительно политическое предприятие, целью которого были обогащение и нажива. Он не мог побороть в себе опасений, что начнется натиск на Константинополь, и конечно страх за судьбу империи не мог не отразиться на отношении к крестоносцам. Но наряду со страхом в мыслях императора существует и желание использовать крестоносцев в своих целях, заставив их отвоевать территории, ранее принадлежавшие империи. И это желание преобладает над всеми остальными.

        Вообще по  отношению к крестоносцам византийские  власти были очень осторожны. Что вполне объяснимо. Византийцы считали крестоносцев ненадежными партнерами и, оказывая им помощь, не особо стремились вести совместные действия.

        Крестоносцы, по мнению византийцев болтливы, жадны, им свойственны подлость  и лживость. Но оценка крестоносцев не однобока: византийцы отмечают и положительные качества, например бесстрашие, находчивость, целеустремленность. Нельзя сказать, что греки недооценивают рыцарей, скорее наоборот угроза, исходящая от крестоносцев несколько преувеличена.

        В целом можно сказать, что в отношении к крестоносцам византийцам свойственна двойственность с преобладанием отрицательных черт, но сам фактор двойственности позволяет говорить о достаточно объективной оценке крестоносного войска.

        Византийцы  отмечают, что крестоносцы непочтительны по отношению к традициям империи и постоянно стремятся их нарушить, оскорбляя тем самым греков.

 

6.1.2 Внутриконфессиональные отношения

        Говоря о  крестоносцах нельзя не упомянуть  о религии, поскольку именно религиозные мотивы стали официальным поводом к организации похода и именно религиозные противоречия послужили одной из причин для разногласий между византийцами и крестоносцами, и стали практически непреодолимым препятствием на пути взаимопонимания между ними.

        Всего несколько  десятилетий прошло с момента  разделения церквей и еще не  сложилось четких канонов и  правил, но уже явно прослеживаются  разногласия между ними.

        Византийцы  не воспринимают поход как  некое религиозное действо, они  видят в этом, скорее посягательство на свое государство. Казалось бы, что крестовый поход мог послужить поводом к объединению церквей, ведь найден общий враг в лице турок - мусульман, который в равной степени посягает на значимые для обеих сторон религиозные ценности, но наоборот именно в течение похода церкви еще более отдаляются друг от друга.

        Византийцы  воспринимают крестоносцев - католиков  как еретиков, аналогичным образом  думали крестоносцы. Византийцы  с большим трудом признают  в крестоносцах единоверцев, но в начале похода готовы были к примирению церквей и только благодаря агрессивным действиям рыцарей взаимоотношения двух религиозных течений еще больше обострились.

        В целом  можно сказать, что в восприятии  византийцами крестоносцев с  точки зрения религии прослеживаются следующие особенности. Во-первых, крестоносное движение не воспринимается как движение религиозной направленности и не является фактором, объединяющим две ветви христианства. Во-вторых, византийцы, плохо знакомы с обрядами европейской церкви и трактуют их по-своему, стремясь очернить религиозные традиции крестоносцев.

        Но, несмотря  на явные противоречия между  греками и крестоносцами существует  и нечто общее, что византийцы  не могут не отметить: например, значимые для всех религиозные ценности, такие, как Гроб Господень и «священный гвоздь». И, все же, византийцы на момент начала крестового похода, готовы признать в крестоносцах единоверцев, пусть и с оговорками. Даже само то, что крестоносцев приняли на территории империи и на первом этапе похода византийцы даже включились в военные действия говорит о том, что, несмотря на все противоречия, между византийцами и крестоносцами существовала на тот момент некая духовная связь, и как это не странно именно крестовый поход послужил ее окончательному разрыву.

 

6.1.3 Взаимоотношения в военной сфере

        Относительно  военной стороны взаимоотношений  можно сказать, что основным определением  здесь может быть сотрудничество, несмотря на то, что обе стороны  не стремились к сотрудничеству, они вынуждены были идти на этот шаг. Поскольку без сотрудничества они не могли достигнуть желаемого: крестоносцам необходима была помощь в переправе в Малую Азию и в организации снабжения армии, а греки желали при помощи крестоносцев вернуть себе утерянные территории на востоке. Между вынужденными «союзниками» существовали очень натянутые отношения с момента прибытия крестоносного войска на территорию Византии, что подтверждают постоянные военные столкновения между рыцарями и византийцами, понимая необходимость сотрудничества, они пытались не замечать их.

 

6.1.4 Взаимоотношения в бытовой сфере

        Взаимоотношения  в бытовой сфере между крестоносцами  и византийцами практически не  освещены в «Алексиаде». Они ограничиваются  упоминанием того, что крестоносцам выделили определенный участок под лагерь и кратким описанием событий связанных с принятием некоторых крестоносцев при дворе.

        На основании  столь отрывочных и скудных  сведений можно сделать следующие  выводы. Византийские власти пытались  проявить себя гостеприимными хозяевами, что подтверждает достаточно пышный прием крестоносцев при дворе им выделяют лучшие покои, для них организовывают пиры, им дарят ценные подарки в огромных количествах. Многое отличает обе стороны и в отношении правил поведения и обычаев. Незнание традиций друг друга приводит к непониманию и усиливает ощущение отчужденности с обеих сторон. Вряд ли всю информацию относительно поведения крестоносцев при дворе можно считать объективными, но если даже часть ее - правда, то несовпадение в бытовой сфере могли стать еще одной причиной непонимания между народами.

 

6.1.5 Взаимоотношения в дипломатической сфере

        Дипломатические  отношения между крестоносцами  и византийцами являлись очень  важной частью взаимодействия  между ними. Именно благодаря дипломатическим талантам лидеров обеих сторон стало возможно то взаимодействие, которое способствовало достижению целей, поставленных перед участниками похода.

        Все упоминания  о каких-либо формальных переговорах  показывают, насколько сложным был этот процесс, практически каждая попытка договориться приводила к военным столкновениям, но как уже говорилось выше, достижение договоренностей было необходимо всем участникам похода и по этому, не смотря на столкновения, переговоры продолжались.

        Принимая во внимание общий уровень образованности, существующий на тот момент в Европе, возникает вопрос о том, на каком языке шло общение между крестоносцами и византийцами, и здесь на основании текста источника можно предположить несколько вариантов. Первое, это то, что при ведении переговоров обе стороны обращались к помощи переводчиков и второе, что, возможно, общение велось на латыни что подтверждает то, что Анна часто называет крестоносцев латинянами. Достаточно высокий уровень образованности позволяет утверждать, что многие, если не все, представители элиты Византии владели латинским языком.

        В целом  же можно утверждать, что переговоры  были успешными и именно дипломатические  действия с обеих сторон позволили  на первом этапе создать объединенные военные силы и заключить ряд договоров.

        Отношения  двух цивилизаций были трудными  и противоречивыми и наиболее  остро все противоречия между  Византией и крестоносцами проявились  в период первых побед, во время  событий связанных с взятием  Никеи, когда у «союзников» возникло ощущение близости достижения целей, и необходимость действовать вместе стала тяготить их. Но даже здесь нельзя говорить о полном разрыве отношений. Ведь император пытался выкупить крестоносцев из плена и не отказал им в помощи, при переправе домой.   

        Отношения  были тем сложнее, что крестоносцы  с их несколько варварскими  обычаями не вписывались в  атмосферу императорского двора. Среди этого изящного общества, при этом дворе, с его церемониями  и строгим чинопочитанием, западные крестоносцы производили впечатление людей неотесанных, довольно плохо воспитанных, неприятных, стеснительных, непрошеных гостей. Вместе с тем они и не пытались в него вписаться, выказывая глубокое презрение к грекам.

Информация о работе Крестовые походы и их роль в мирой истории