Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа
Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА 15
1.1. Крестовые походы как завоевательные войны 15
1.2. Крестовые походы как подвиг во имя веры 28
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД С ВОСТОКА 41
2.1. Исламский мир эпохи крестовых походов 41
2.1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 41
2.1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 43
2.2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
Крестовые походы на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Великого на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок.
Крестовые походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы: в истории европейской цивилизации Крестовые походы создали эпоху. Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации.
Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.
Цель исследования: рассмотреть существующие взгляды европейских и восточных историков на причины, ход и результаты Крестовых походов на Восток.
Объект исследования: Крестовые походы на Восток.
Предмет исследования: Традиционные и альтернативные взгляды историков на Крестовые походы и крестоносцев.
Задачи исследования:
Актуальность темы:
Источниковую базу исследования можно подразделить на следующие группы:
В первую группу источников вошли фрагменты дошедших до нас хроник и мемуары католических и восточных авторов, современников и участников Крестовых походов: рыцарей, религиозных деятелей, историков, путешественников.
Вторая группа источников содержит переведенные на русский язык монографии, написанные западноевропейскими историками середины XIX-ХХ вв. В третью группу вошли произведения отечественных исследователей XIX-XX вв.
Использованные в исследовании материалы можно разделить на:
а) воспоминания и мемуары современников; б) научные исследования историков, содержавшие как богатый фактический материал, так и их собственные оригинальные выводы и оценки; в) источники массового характера (художественная литература), обладающие высокой степенью достоверности, информационной насыщенностью, позволяющие рассмотреть причины и ход Крестовых войн; г) статьи из энциклопедий и периодической печати в печатном и электронном виде.
В работе использовались
материалы с сайта «Восток-
Историография.
Главная масса сведений о Крестовых походах 1096—1270 гг. содержится в современных им западноевропейских хрониках и в хрониках авторов Франкского Востока XII—XIII вв, таких как Раймунд Ажильский, Вильгельм Тирский, Фульхерий Шартрский, Альберт Ахенский, Эккехард Аурийский, Оттон Фрейзингенский, Никита Хониат, Жоффруа де Виллардуэн и мн. др. Эти произведения и доныне являются важнейшим источником при изучении войн рыцарства в Восточном Средиземноморье, ведшихся под религиозными знаменами.
Написанные клириками и
Среди этих произведений хроника «Завоевание Константинополя» Робера де Клари, созданная в начале 13 века, принадлежит к числу первостепенной важности источников по истории захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 годах.1 Хотя автор стремился придерживаться исторической канвы в изложении хода событий, но, будучи простым французским рыцарем, Робер де Клари не знал скрытой, закулисной стороны похода и лишь понаслышке был осведомлен об его предистории. Памятники, подобные запискам Робера де Клари, важны для современных исследователей с точки зрения более общей проблемы менталитета средневекового западноевропейского общества, нравов и быта рыцарского сословия.
Интересна в отношении причин и хода Крестовых походов хроника Жоффруа де Виллардуэна. В своих мемуарах автор хотя и убежден в том, что «события приключаются так, как хочет Бог», но «на практике», рассказывая о конкретных фактах, он предстает большей частью рационалистически мыслящим человеком. Сохраняя бесстрастность летописца, подчеркиваемые автором «благие цели» крестоносного предприятия он совмещает с рассказом о жестокостях и грабежах «воинов христовых». Умудренный житейским и политическим опытом, достаточно образованный и, в силу своего положения, хорошо информированный человек, «маршал Романии и Шампани» оставил последующим поколениям сочинение, ставшее главным источником сведений о Четвертом Крестовом походе.
Однако современная Крестовым походам историография этих войн не исчерпывается исключительно произведениями, принадлежащими к латинской хронографии. Немало известий о причинах завоевательных предприятий западноевропейцев, об отдельных событиях и последствиях Крестовых походов, а также сведений по истории государств крестоносцев передают арабские, армянские, византийские, сирийские и другие писатели христианского и мусульманского Востока. Правда, мы почти не найдем у них хроник или мемуаров, целиком посвященных крестоносным сюжетам (подобно сочинениям западных летописцев).
Историки восточных стран
Иначе говоря, в произведениях восточных авторов XII—XIII вв. описания событий Крестовых походов вплетаются в общую ткань их повествований, будь то всемирная хроника, мемуары или библиография. Тем не менее, сообщения этих писателей представляют исключительный интерес: подчас по своей достоверности они превосходят проникнутые апологетикой, односторонние данные латинских хронистов.
Среди арабских авторов следует назвать прежде всего таких арабских историков-хронистов как Ибн аль-Асир и Ибн аль-Каланиси. Из 12-томной «Всеобщей истории» Ибн аль-Асира на русский переведены считанные страницы. Ещё хуже обстоит дело с «Историей Дамаска» Ибн аль-Каланиси, которая в работах наших исследователей до сих пор цитируется по английскому изданию 1908 года. Исследования, посвященные Крестовым походам, таких арабских историков как Али ибн Тахир аль-Сулами, Хамдан ибн Абд аль-Рахим известны только по отдельным цитатам, включенным в более поздние хроники.
Более популярна переведенная на русский язык «Kitab al-It'ibar» («Книга назидания») Усама ибн-Мункыза2, которая дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман как на поле боя, так и вне его.
Среди арабских источников также интересен перевод книги французского писателя арабского происхождения Маалуфа Амина «Крестовые походы глазами арабов». Хотя некоторые положения этой книги можно признать спорными, она вполне достойна считаться занимательным введением в арабскую историографию Крестовых походов.
Если перечисленные выше исследования написаны арабскими профессиональными историками, то «Алексиада» принадлежит перу византийской принцессы Анны. Ее монография - первоклассный исторический источник, единственное произведение, в котором систематически и полно излагается история Византии конца 11- нач. 12 вв.3 Византийский автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97 гг., поэтому исследование содержит фактические сведения, отсутствующие в других источниках.
Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века - 1914 г.). Запад располагает обширной историографией, многое из которой до сих пор не переведено на русский язык. Среди наиболее известных - монументальное французское исследование «Recueil des Historiens des Croisades» (16-томный сборник «Истории Крестовых походов»), наиболее полное на сегодняшний день исследование на эту тему – 6-томное американское «History of the Crusades».
Как известно, в Европе интерес к истории Крестовых походов и к средневековью в целом возник в эпоху Просвещения, просветители относились к Крестовым походам, как к проявлению средневековой религиозной нетерпимости и варварства.
К концу XVIII — началу XIX вв. господствующим направлением в западноевропейской историографии стал романтизм, с его, во многом идеализированным, отношением к крестоносным предприятиям. Интерес к средневековью развивался под влиянием романтизма и национализма, что отчетливо проявлялось в литературных, художественных и музыкальных произведениях того времени. В научно-исторической области этот интерес выражался в появлении в начале XIX в. в Германии и Франции двух многотомных трудов по истории Крестовых походов. Семитомная «История Крестовых походов» Ф. Вилькена была опубликована в 1807-1832 гг., а пятитомная «История Крестовых походов» француза Ж. Ф. Мишо вышла из печати в 1812-1822 гг.
Вилькен в течение целого поколения властвовал над умами в области истории Крестовых походов — и не только в Германии. Следуя за средневековыми хронистами, ученый стремился постичь и по возможности адекватно передать сам «дух эпохи». Типичный для романтиков взгляд на историю в целом и средневековье в частности сочетается у Вилькена с пристальным вниманием ко всему многообразию фактов, с реалистическим изображением социальных порядков того времени.
Для нас известный интерес представляет работа Ж. Мишо, неоднократно публиковавшаяся в русском переводе. Жозеф-Франсуа Мишо (1767-1839) расценивал Крестовые походы как порождение религиозного и рыцарского энтузиазма, основной акцент делая на вкладе Франции в крестоносное движение. Издание в России «Истории Крестовых походов» Ж. Мишо в 1822— 1836 гг. имело, как отмечал М.А. Заборов, «весьма далёкое отношение к научному изучению темы: перед нами лишь образец использования работы французского автора в политико-пропагандистских целях».4
В 1845 г. В России вышла «Краткая история Крестовых походов», перевод одноимённого немецкого издания, напечатанного в популярно-исторической серии Ф. фон Раумера «Всеобщая историческая карманная библиотека» в начале 30-х годов. Автором перевода был протоирей Ф. Ф. Сидонский, бывший преподаватель богословия и философии Петербургской духовной академии. Издание преследовало в первую очередь чисто образовательные цели ознакомления читателей с историей Крестовых походов в сокращенном (в отличие от труда Ж. Мишо) виде.
Дальнейшее изучение истории Крестовых походов связано с именами целого ряда, прежде всего немецких и французских, ученых, среди которых одно из первых мест, несомненно, занимает Бернгард Куглер (1837—1898). В своей монографии автор показывает невиданный прежде энтузиазм паломников и воинов, отправляющихся в неизведанные земли для освобождения Святой земли, - и гибель тысяч людей из-за необдуманных действий вождей похода; подвиги отваги и благородства на полях сражений - и нравственное падение войска, забывшего о своей высокой цели.
Дж. Райли-Смит, один из наиболее влиятельных
современных историков
Под его редакцией в конце ХХ века вышло издание «История Крестовых походов», авторами которого являются английские ученые. Издание рассматривает движение крестоносцев в самых разных аспектах. В монографии описываются идеи апологетов, пропагандистов, трубадуров и поэтов, мировоззрение самих участников Крестовых походов, отношение мусульман к христианской священной войне. Уделяется серьезное внимание и практическим – юридическим, финансовым, организационным – вопросам, которые приходилось решать вдохновителям походов. Несколько глав посвящены западным поселениям в восточном Средиземноморье, основанным крестоносцами. Кроме того в этом издании впервые поднимается вопрос о сохранении идей и образов эпохи Крестовых походов в XIX и XX веках.