Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа
Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА 15
1.1. Крестовые походы как завоевательные войны 15
1.2. Крестовые походы как подвиг во имя веры 28
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД С ВОСТОКА 41
2.1. Исламский мир эпохи крестовых походов 41
2.1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 41
2.1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 43
2.2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ
За кадром исследований до недавнего
времени оставался и
Еще одним автором, чье произведение рассматривает взаимоотношения мусульман и крестоносцев, является монография К. Хилленбранд.5 В предисловии к книге К. Хилленбранд профессор-арабист Ясир Сулейман (Эдинбургский университет) замечает: «Автор ставил перед собой задачу преодолеть односторонность взглядов на Крестовые походы, присущую европейской науке».
Книга К.Хилленбранд охватывает широкий круг вопросов, которые интересны и тем, кто занимается историей религии и культуры, и тем, кто изучает историю военного дела, и тем, кто пытается понять, каким образом прошлое столь серьезно и очевидно влияет на настоящее. В книге идет речь о сложившихся стереотипах сознания в отношении эпохи Крестовых походов и о преодолении этих стереотипов.
Количество отечественных
Рассмотрение истории Крестовых походов в русской исторической литературе берет свое начало в XIX в. Обусловлено это было, прежде всего, появлением исторических трудов по истории Крестовых походов на Западе. Отметим некоторые общие черты, характерные для российской и зарубежной исторической науки начала XIX в. В этот период в отечественной историографии только начинали предприниматься первые серьёзные попытки осмысления и изучения истории Византии и её места в русской и мировой истории, и при этом до конца 1830-х гг. в России не существовало медиевистики как специальной отрасли исторического знания.
Первый труд по Крестовым походам, принадлежавший собственно отечественной историографии, появился в 1835 г. Это была книга известного автора исторических компиляций, литератора и учёного-самоучки И. Д. Ертова (1777-1842) «История Крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории». В 1837 г. И. Д. Ертов издал ещё один труд: «Историю Восточно-Римской или Константинопольской империи», который, как и предыдущий, представлял собой компилятивный свод из произведений Ж. Мишо, Э. Гиббона и др.
Таким образом, мы видим, что в начале XIX в. влияние идей западноевропейского романтизма на оценку Крестовых походов в России, равно как и влияние идей Просвещения, было достаточно сильным. При этом собственная концепция у русских историков в то время отсутствовала.
Вновь история крестоносного движения оказалась в поле зрения отечественных исследователей только со второй трети XIX в. Обусловлено это было стойкой популярностью данной темы в Европе, в первую очередь во Франции, с которой у России были тесные научные и культурные связи. На протяжении первой половины XIX в. в России обнаруживается постепенное нарастание интереса к истории Крестовых походов, выражавшееся, главным образом, в подготовке переводов трудов зарубежных авторов.
Исследования Ф.И. Успенского были опубликованы в начале 20 века. Одно из опубликованных исследований - «История Крестовых походов» очень четко отражает причины и истинную суть походов.6 Его работы отличаются научностью и объективностью. Например, он пытается выявить истинные причины завоевания Константинополя.
А.А. Васильева «История Византийской империи» было издано в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции.7 Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Например, он рассматривает 4 Крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все - же автор отмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает Крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.
Если говорить об СССР, пальма первенства, разумеется, принадлежала крупнейшей отечественной ученой, автору замечательных работ по истории и культуре Средневековья О. А. Добиаш-Рождественской.8 Ее небольшая книга «Эпоха Крестовых походов. Общий очерк», конечно, не может расцениваться как полноценная монография по истории Крестовых походов, но будет интересна всем, изучающим данную тему. Перу этой ученой принадлежат и другие труды, посвященные истории паломнических путешествий в Иерусалим эпохи Крестовых походов, а также Ричарду Львиное Сердце.
Что касается советской историографии - здесь видным авторитетом является М.А. Заборов, чьи работы отличает несколько предвзятый взгляд на походы, но, тем не менее, как отметил Е. Гуринов, они не утратили своего значения и по сей день. Научные работы М.А. Заборова проводились в 60 годы 20-го столетия.9 В работах М. А. Заборова главный упор делался на выявлении отношения историка к Крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток. К сожалению, на исследования Заборова большое оказала марксистско-ленинская идеология, что в свою очередь отразилось недостаточной объективностью, которая просто необходима при изучении этой проблемы.
Крупнейшим современным специалистом по истории крестоносного движения в России является д.и.н. С.И. Лучицкая. Ее докторская диссертация и монография «Образ Другого» посвящены образу мусульман в хрониках крестоносцев.10 Стремясь изучить христианский воображаемый универсум изнутри, автор исходит из представлений об исламе, присущих самим хронистам, а для этого исследует взаимодействие различных традиций (исторической, литературной и визуальной) в формировании представлений о мусульманах, выявляя динамику эволюции образа ислама в эпоху крестовых походов.
Другой видный специалист по истории Крестовых походов, особенно - позднего периода - к.и.н. С.В. Близнюк. Истории крестоносцев в Византии посвящена интересная монография д.и.н. С.П. Карпова «Латинская Романия», обобщающая опыт отечественных и зарубежных медиевистов, изучающих последствия Четвертого Крестового похода.
В историографии Крестовых походов существует несколько точек зрения на то, чем явились для средневекового мира эти два столетия Крестовых войн. Традиционный взгляд историков на то, что происходило между 1096 и 1270 годами под названием «Croisade», расценивает происходящее как попытку распространить огнем и мечом христианскую религию на весь мир, завоевав для себя при этом новые территории. Именно поэтому в качестве причин возникновения Крестовых походов советский историк М.Заборов видит «не борьбу за «гроб Господен», а обычные грабительские потребности феодалов Западной Европы».11
Непосредственные причины
Другим поводом для
Между тем с противоположной стороны не было никакой религиозной нетерпимости. Согласно исламскому вероучению, христиане, наряду с иудеями, являются «людьми писания», то есть, представителями религиозных общин, которым божественное Писание было ниспослано раньше, чем мусульманам. По мнению мусульман, христиане и иудеи со временем исказили божественные тексты и заветы Аллаха, однако, в случае праведного поведения в земной жизни, любой из «людей писания» имеет шансы на спасение в день Страшного Суда.13
В мусульманских странах, как в Средние Века, так и в наши дни, представители господствующей религии веротерпимо относились к христианам и иудеям, последние могли открыто отправлять свои религиозные обряды, иметь церкви и синагоги, то есть, считались находящимися под особым покровительством мусульман. Известно, в частности, что как до начала Крестовых походов, так и после их завершения, мусульманские правители не чинили практически никаких препятствий христианским паломникам к Гробу Господню.
Фальшивая энциклика, приписанная папе Сергию IV, была призвана напомнить христианам о профанации христианских святынь халифом Аль-Хакимом в 1009 г.14 А раз «братья и сестры во Христе понесли множественные обиды и унижения, принимая подчас мученическую смерть», то не изжитый у европейских народов языческий обычай кровной мести, органично перешедший в христианскую концепцию справедливых войн, требовал скорого и сурового возмездия обидчикам, которые, к тому же, «незаконно» владеют главной христианской святыней – Гробом Господним – Иерусалимом.
На Клермонском соборе (ноябрь 1095 г.) два этих мотива - необходимость помочь Византии и оскорбление христианских святынь, а тем самым необходимость освобождения Иерусалима - приводились Урбаном II в пользу Крестового похода.
Однако помимо этих явных мотивов существовали еще мотивы скрытые: экономические (захват новых земель) и политические (борьба за власть).
Наличие экономических мотивов следует напрямую из речи папы Урбана II, который утверждал, что земля на Западе «богатствами необильна и едва дает хлеб своим обрабатывателям»,15 намекая на захват восточных земель. Подобным образом тогда мыслили многие, например, аббат Эккехард Аурийский, согласно высказыванию которого «западных франков было легко склонить оставить свои поля, поскольку Франция была страшно поглощена в течение нескольких лет междоусобицей, голодом и болезнями».16
«Для всех классов средневекового общества Крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения, – писал русский историк А.А.Васильев, - Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в Крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в Крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом».17
Его поддерживает М.Заборнов: «Рыцарям и баронам давно уже не хватало тех доходов, которые удавалось извлекать, угнетая полунищего крестьянина. А с тех пор как в Европе появились товары из далеких восточных стран — яркие и прочные, неслыханной расцветки ткани, тонкие ароматные вина, стальные клинки несравненной твердости и гибкости — аппетиты землевладельцев еще более возросли. Нередко рыцари, объединяясь в разбойничьи шайки, нападали на беззащитные деревни, а то и на монастырские дворы. Война за пределами Европы была бы для рыцарей весьма кстати. Измученные бедствиями недавних лет — неурожаями, бескормицей и падежом скота, растущими требованиями сеньоров, крестьяне втайне надеялись на то, что прибытие папы во Францию улучшит их положение». 18
Чтобы увлечь население идеями Крестовых походов, всем, кто давал свое согласие освободить восточную церковь от власти неверных и встать под сень креста, церковь обещала предоставить некоторые поощрения и «льготы». Кроме стоящего на первом месте обязательства даровать потенциальным крестоносцам отпущение грехов, «церковь, вдохновившая рыцаря на Крестовый поход, брала на себя решение многих проблем, связанных с существованием его семьи».19 Папа повелел, «дабы их [крестоносцев] жены и сыновья, а также их собственность и владения оставались под защитою нашей, архиепископов, епископов и прочих прелатов Церкви Божьей».20 Апостольской властью, - как явствует из источника, - он запретил ратникам Христовым «предъявлять иски в делах относительно чего-либо, чем они владели во дни мира, когда приняли крест, до тех пор, пока не будет получено надежное известие об их возвращении или гибели».21 Еще одна немаловажная привилегия заключалась в отмене выплаты процентов за время отсутствия воина. «Те же, кто угнетен долгом и с чистым сердцем начинает столь святое путешествие, не должны уплачивать проценты за прошедшее время»22 – указано в булле, объявившей второй Крестовый поход в 1145 г.
Еще одной предпосылкой Крестовых походов была необходимость чем-то занять рыцарский класс. В то же время утихла опасность непосредственных набегов на Западную Европу со стороны «диких» народов, таких как венгры. Здесь языческая опасность миновала. Но в Европе остался огромный общественный пласт профессиональных воинов, которые, при отсутствии общего противника, обычно обращали свое агрессивное внимание друг на друга. Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Обращение же их на Восток было в этом случае делом весьма полезным для хозяйственной и культурной жизни Запада.