Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа
Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА 15
1.1. Крестовые походы как завоевательные войны 15
1.2. Крестовые походы как подвиг во имя веры 28
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД С ВОСТОКА 41
2.1. Исламский мир эпохи крестовых походов 41
2.1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 41
2.1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 43
2.2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЯ
Подводя итог оценке Крестовых походов со стороны Востока, Кэрол Хилленбранд замечает, что, «многие современные арабские и мусульманские историки оценивают и интерпретируют Крестовые походы в свете современных процессов и явлений: колониализма, арабского национализма, образования государства Израиль, движения освобождения Палестины, усиления «исламского фундаментализма».
В завершение ею дается превосходный обзор политических и психологических последствий Крестовых походов - таких как использование уже в наше время иракскими и сирийскими партиями Баас антикрестоносной иконографии для пропаганды своих идей или создание Партией освобождения Палестины, представления об Израиле как прямом наследнике Иерусалимского королевства. Могут ли в действительности эти и другие риторические аналогии, почерпнутые из далекого прошлого, помочь в улаживании современных проблем, остается в высшей степени сомнительным.
Итак, проанализировав
европейские и восточные
Ели рассматривать Крестовые походы как серию войн между западным Христианством и мусульманским миром, естественно полагать, что они занимают одинаковое место в европейской и мусульманской истории, - но это далеко не так. Для христиан – это целая эпоха, недаром ей посвящено огромное количество хроник современников Крестовых походов, средневековых и сегодняшних исследователей Западной Европы и Америки.
Во-вторых, мусульманское влияние на мир в эпоху Крестовых походов было гораздо шире, чем христиан. Мусульманская наука, техника, культура, торговля во многих отношениях превосходила европейскую, зажиточным мусульманам была доступна гораздо большая роскошь, но, вероятно, главное заключалось не в этом.
В начале XII в. европейцы полагали, что мир состоит из трех частей: Азии, Африки и Европы. Самая большая из них, Азия считалась почти целиком мусульманской, так же как и Африка, однако далеко не вся Европа была христианской. Таким образом, получалось, что почти две трети мира принадлежит мусульманам. Всех христиан, вступивших в контакты с мусульманами, угнетала их непоколебимая уверенность в собственном превосходстве. Только отсутствие единства среди мусульман позволило крестоносцам достигнуть определенных успехов.
Эта уверенность в превосходстве проскальзывает во всех арабских источниках. Они считали всех крестоносцев варварами, грабителями, неполноценными людьми. Не случайно, что только тех франков, которые прожили многие годы рядом с мусульманами, авторы хроник выделяют из общей массы.
Зверства, которые совершали крестоносцы, продвигаясь по мусульманской территории, (так в Иерусалиме все нехристианское население города было уничтожено или вырезано), заставило содрогнуться мусульманский мир, мобилизовало его на отпор франкам. Имя франков на несколько веков стало в мусульманском мире синонимом дикого зверя, жестокого, кровожадного, лишенного культуры, человечности, варвара.
В последней главе
своей книги «Наследие
И это абсолютно верно. Лишь немногие представители Запада осознают, какому унижению подвергли Крестовые походы мусульманский мир. Отчасти это связано с тем, что почти никто в Европе не ощущает горечи от мусульманского завоевания Сирии в VII веке, или Испании в VIII веке, или Балкан на протяжении XV-XVI веков. История движется вперед.
Однако, как замечает Хилленбранд, странная ирония заключается в том, что Западная Европа, проиграв Крестовые сражения, все же продолжает «завоевывать мир», тогда как победившие мусульмане все еще чувствуют, что попали в подчиненное положение к Западу». Показательно, что уже в XVI веке один житель Оттоманской империи, наблюдая за европейской колонизацией Америки, с мрачной прозорливостью замечал, что это может нарушить сложившееся соотношение сил не в пользу исламского мира.
Рассуждая теоретически, появление крестоносцев на Ближнем Востоке могло бы принести с собой не только опасности, но и открыть новые возможности. Однако выдающийся израильский историк Джошуа Проуер сетовал, что, несмотря на двухвековое присутствие франков «среди мусульман и греков, у которых Европе было чему поучиться», королевство крестоносцев так и не стало мостом, соединяющим греческую или арабскую культуру с Европой. Мосты пролегли по Сицилии, по Испании - но только не по Святой Земле».84 В значительной степени такая неспособность к посредничеству объяснялась явной культурной невосприимчивостью франков, водворившихся на востоке.
Источники
Монографии и статьи
1 Робер де Клари. Завоевание Константинополя.- М.: Наука, 1993.- 567 с.
2 Усама ибн-Мункыз. Книга назидания /Пер. М. А. Салье. - М.: Изд-во восточной литературы, 1958. - 327 с.
3 Комнина А. Алексиада. Пер. с греч. и комм. Я.Н. Любарского. - СПб., Алетейя, 1996. - 703 с. – (Византийская библиотека).
4 Заборов М.А. Введение в историографию Крестовых походов (латинская хронография XI-XIII в.) – М.,1966. - С.106.
5 Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. - СПб.: Диля, 2008.
6 Успенский Ф.И. История Крестовых походов - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 704 с.
7 Васильев А.А. История Византийской империи. Спб, 1923.
8 Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха Крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. – М.: Эдиториал-УРСС, 2003.
9Заборов М.А. Введение в историографию Крестовых походов (Латинская хронография XI-XIII вв.).- М.: Наука, 1966.-345 с.; Заборов М.А. Историография Крестовых походов (литература XV-XIX вв.).- М.: Наука, 1971.- 367 с.; Заборов М. А. История Крестовых походов в документах и материалах.- М.: Наука, 1977.- 456 с.; Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке.- М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.- 678 с.
10 Лучицкая С.И. Образ Другого. Мусульмане в хрониках Крестовых походов. - СПб.: Алетейя, 2001.
11 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980. –С.27.
12 Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980. –С.29.
13 Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. – М.:Ансар, 2007. – 400 с.
14 Лучицкая С. И. Крестовые походы // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 236.
15 Роберт. Клермонский собор 18—26 ноября 1095 г. // История Средних веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). - С. 58.
16
Шеркунов В. Крестоносцы глазами современников
первых четырех походов западноевропейских
рыцарей на Восток. - Режим доступа: www.monsalvat.globalfolio.net/
17 Васильев А.А. История Византийской империи. Т.2. – [Электронный ресурс] / А.А.Васильев. - Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru.
18 Заборов М.А. История Крестовых походов в документах и материалах. – С.17.
19 Лучицкая
С. И. Быт, нравы и сексуальная жизнь крестоносцев
// Женщина, брак, семья до
начала нового времени: демографические
и социокультурные аспекты.- М., Наука,
1993. -С. 64.
20
Евгений III. Булла с объявлением второго
Крестового похода // [Электронный ресурс]
Режим
доступа: http://www.gumer.info/
21 Там же
22
Евгений III. Булла с объявлением второго
Крестового похода // [Электронный ресурс]
Режим
доступа: http://www.gumer.info/
23 Успенский Ф.И. История Крестовых походов - М., 2006. – С.129.
24 Альберт Ахенский. Движение первых пилигримов до начала похода. 1095—1097 гг. // Там же. - С. 93.
25 Шеркунов В. Крестоносцы глазами
современников первых четырех походов
западноевропейских рыцарей на Восток.
- Режим доступа: www.monsalvat.globalfolio.net/
26 Оттон Фрейзингенский. Венгрия в эпоху Крестовых походов // История Средних веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). - С. 95.
27 Альберт Ахенский. Движение первых пилигримов до начала похода. 1095—1097 гг. // Там же. - С. 85.
28 Там же. - С. 82.
29 Вильгельм Тирский. Поход Готфрида, герцога Лотарингского, до взятия Никеи. 1097— 1098 гг. // Там же. - С. 100.
30 Там же. - С. 102.
31 Анна Комнина. Алексиада. - Спб.: Алетейя. 1996. -С. 274
32 Там же. – С.275.
33 Фульхерий Шартрский. Поход Роберта Нормандского через Италию и Византию до Никеи. 1096 г. // Там же. - С. 127.
34 Успенский Ф.И. История Крестовых походов. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – С.127.
35 Одо Диогильский.
Сборы ко Второму Крестовому походу и
путь Людовика VII до
Никомедии. 1146—1148 гг. // История Средних
веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). -
С. 280.
36 Одо Диогильский. Сборы ко Второму Крестовому походу и путь Людовика VII до Никомедии. 1146—1148 гг. // История Средних веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). – С.282.
37 Там же. - С. 281.
38 Рожер Говеден. Ричард Львиное Сердце на о. Сицилия и его договор с Филиппом II Августом. 1190 г. //История Средних веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). - С. 533.
39 Рожер Говеден. Ричард Львиное Сердце на о. Сицилия и его договор с Филиппом II Августом. 1190 г. //История Средних веков: Крестовые походы (1096—1291 гг.). - С. 535.
40
Шеркунов В. Крестоносцы глазами современников
первых четырех походов западноевропейских
рыцарей на Восток. - Режим доступа: www.monsalvat.globalfolio.net/
41
Ричард Львиное Сердце завоевывает Кипр.
1191 г. / Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis
Ricardi / Пер. с англ. Г. Росси // [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://monsalvat.globalfolio.
42 Успенский Ф.И. История Крестовых походов. – С. 231.
43 Куглер Б. История Крестовых походов. – С.260.
44 Успенский Ф.И. – С.358.
45 Успенский Ф.И. – С.360.
46 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. – С.187.
47 Никита Хониат. Истории // Практикум по истории средних веков. - Воронеж, 2000. – С.222.
48 Там же. - С. 223.
49 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. – С.189.
50 Там же. – С.190.
51 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. – С. 216.
52 Заборов М. Крестоносцы на Востоке. – С. 219.
53 Лучицкая С. И. Крестовые походы // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. - М., 2003. - С. 236.