Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.
В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране: увеличилось до 244 по
сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие
учебные заведения» (1918) разрешал свободный приём в вузы. Упразднялась не
только плата за обучение и вступительные экзамены, - не требовался даже
диплом об окончании средней школы.
В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди
взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР», обязывавший всё неграмотное население в возрасте от 8 до
50 лет
обучаться грамоте на родном
или русском языке.
чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой
неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была
создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1913-1920 гг. грамотой
овладели около 7 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года,
численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%.
Количество учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн. человек по
сравнению с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило
370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских
учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10
раз.
Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к
заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели
передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских
училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с
функциональной неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться
в прочитанном).
Советское правительство
поступило бы на его месте любое другое, поставленное в крайние условия
руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и
ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства,
а затем широкое строительство тысяч новых предприятии требовало быстрейшей
подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими
противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все
ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности,
где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.
С тех
пор соотношение бюджетных
науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и
естественного знания, в 30-е годы такая политика принесла свои плоды. На
основе Научных изысканий академика С.З. Лебедева (1874-1934) в СССР впервые
в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.
Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире
внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А. Ф.
Иоффе (1880-1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой
вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская
наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики
ставили мировые рекорды дальности и высоты полета.
3. Культура быта.
Результаты культурной революции, как позитивные, так и негативные, сказались
не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.
Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы
в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в
1917 году,
поворот. В частности,
(эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя
политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным
идеалам. Ранее большевистская культурная политика строилась на радикализме:
отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих
родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры. Так же
осуждались мещанство, умеренность, утверждался безусловный приоритет
общества и коллектива над индивидом и т. д. Вслед за Маяковским партийная
интеллигенция стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности,
предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины.
В середине
30-х годов наблюдается
аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам
поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, преданность службе и
профессиональная карьера, ценность классического образования. Происходят
перемены в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и журналы 30-х годов широко
обсуждают проблему культурности человека, в Москве был открыт институт
косметики и гигиены Главпарфюмера и появились журналы мод.
Забота о внешности и личной гигиене вышла на первый план: женщины стали
беспокоиться о своих прическах, парфюмерии и нарядах, мужчины – о воспитании
галантных манер. Популярная ранее военная форма уступила место одежде
гражданского типа. В 1936 году Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел
Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Появились
ранее не виданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры,
белоснежные занавески, скатерти и т.д. А в те годы рабочий класс государства,
пополнявшийся главным образом за счет беднеющей деревни, жил в бараках,
коммунальных квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены,
правила приличествующего поведения, хорошая одежда многим была внове.
В стране развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее по
времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. стахановцев
преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они
приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже
автомобили.
Кампания за чистоту тела проходила под лозунгом: «Давайте бороться за чистоту
тела, за чистое носильное, постельное белье, за чистый носовой платок, за
чистую салфетку, за общий культурный внешний вид». Главными показателями
культурности советского человека считались в то время образцовое поведение
на производстве (соблюдение дисциплины, высокая производительность труда и
культура рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская
взаимопомощь, активное участие в субботниках и агитационной деятельности).
«Белый
воротничок н чистая кофточка - это
необходимый рабочий
который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в
газетах.
В 1936 году развернулось так называемое «движение общественниц» - плановая
мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения
культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в
частности уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их
переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня
смерти Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт
возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампания,
на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи.
Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен
достоянием трудящихся, образцом гражданственности, выразителем
национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном.
В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического
самообразования. Разворачивается массовое соревнование за то, кто больше
книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции московского комитета
ВЛКСМ весной 1936 году, секретарь комитета представил образец культурного и
образованного
человека - 20-летнего слесаря
«Электроаппарат» Нину Елкину, которая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них
Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов,
Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов,
Чапыгина, Б. Ясенский».
Однако культурный подъем, как выяснил В.В. Волков, длился очень недолго. В
конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой!» появился новый:
«Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и
предполагал воспитание большевистской сознательности. Культура растворилось
в более
широкой концепции
хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага.
Если в середине 30-х годов молодежь призывали овладевать хорошими манерами и
обращаться друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х
ситуация изменилась: внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на
первый план вышли твердые убеждения и партийная сознательность.
4. Наука.
Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы
Информация о работе Культура России после революции 1917 года