Культура России после революции 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране: увеличилось до 244 по

сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие

учебные заведения» (1918) разрешал свободный  приём в вузы. Упразднялась не

только  плата за обучение и вступительные  экзамены, - не требовался даже

диплом  об окончании средней школы.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди

взрослых  и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди

населения РСФСР», обязывавший всё неграмотное  население в возрасте от 8 до

50 лет  обучаться грамоте на родном  или русском языке. Повсеместно  создавались

чрезвычайные  комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой

неграмотность»  возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была

создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1913-1920 гг. грамотой

овладели  около 7 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года,

численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет  поднялась до 90%.

Количество  учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн. человек по

сравнению с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило

370 тыс.  Число научных работников, занятых  в 1800 научно-исследовательских

учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10

раз.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к

заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели

передовыми  достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских

училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с

функциональной  неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться

в прочитанном). Советское правительство поступило  так, как, наверное,

поступило бы на его месте любое другое, поставленное в крайние условия

руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и

ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства,

а затем  широкое строительство тысяч  новых предприятии требовало  быстрейшей

подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими

противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все

ресурсы были брошены на подъем технических  наук и оборонной промышленности,

где сосредоточились  лучшие интеллектуальные силы.

С тех  пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие

науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и

естественного знания, в 30-е годы такая политика принесла свои плоды. На

основе  Научных изысканий академика С.З. Лебедева (1874-1934) в СССР впервые

в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.

Благодаря выдающимся научным открытиям советских  физиков впервые в мире

внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А. Ф.

Иоффе (1880-1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой

вклад в изучение атомного ядра и космических  лучей. В 30-х годах советская

наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики

ставили мировые рекорды дальности и  высоты полета.

    

     3. Культура быта.

    

Результаты  культурной революции, как позитивные, так и негативные, сказались

не только в науке и образовании, но также  в переустройстве культуры быта.

Историки, изучающие советский период нашей  истории, считают, что в 30-е годы

в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в

1917 году, поворот. В частности, американский  социолог Н. Тимашев

(эмигрировал  из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя

политика  СССР перестала соответствовать  господствовавшим ранее революционным

идеалам. Ранее большевистская культурная политика строилась на радикализме:

отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих

родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры. Так же

осуждались  мещанство, умеренность, утверждался безусловный приоритет

общества  и коллектива над индивидом и  т. д. Вслед за Маяковским партийная

интеллигенция стремились построить модель новой  семьи, свободной от ревности,

предрассудков, традиционных принципов отношений  женщины и мужчины.

В середине 30-х годов наблюдается поворот  вспять - переход от революционного

аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам

поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, преданность службе и

профессиональная  карьера, ценность классического образования. Происходят

перемены  в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и  журналы 30-х годов широко

обсуждают проблему культурности человека, в  Москве был открыт институт

косметики и гигиены Главпарфюмера и  появились журналы мод.

Забота  о внешности и личной гигиене  вышла на первый план: женщины стали

беспокоиться  о своих прическах, парфюмерии и  нарядах, мужчины – о воспитании

галантных манер. Популярная ранее военная  форма уступила место одежде

гражданского  типа. В 1936 году Советский Союз по выпуску  парфюмерии превзошел

Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Появились

ранее не виданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры,

белоснежные занавески, скатерти и т.д. А в  те годы рабочий класс государства,

пополнявшийся главным образом за счет беднеющей  деревни, жил в бараках,

коммунальных  квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены,

правила приличествующего поведения, хорошая  одежда многим была внове.

В стране развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее по

времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. стахановцев

преподносили  как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они

приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже

автомобили.

Кампания  за чистоту тела проходила под  лозунгом: «Давайте бороться за чистоту

тела, за чистое носильное, постельное белье, за чистый носовой платок, за

чистую  салфетку, за общий культурный внешний  вид». Главными показателями

культурности  советского человека считались в то время образцовое поведение

на производстве (соблюдение дисциплины, высокая производительность труда и

культура  рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская

взаимопомощь, активное участие в субботниках  и агитационной деятельности).

«Белый  воротничок н чистая кофточка - это  необходимый рабочий инструмент,

который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в

газетах.

В 1936 году развернулось так называемое «движение общественниц» - плановая

мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения

культурности  в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в

частности уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их

переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня

смерти  Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт

возвращаются  ценности старой культуры. На страницах  печати, в агиткампания,

на митингах и встречах с трудящимися разворачивается  борьба за культуру речи.

Четко обозначилось слияние русской и  советской культуры. Пушкин был объявлен

достоянием трудящихся, образцом гражданственности, выразителем

национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым  каноном.

В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического

самообразования. Разворачивается массовое соревнование за то, кто больше

книг  прочитает. Так, в речи на отчетной конференции  московского комитета

ВЛКСМ весной 1936 году, секретарь комитета представил образец культурного и

образованного человека - 20-летнего слесаря ленинградского завода

«Электроаппарат»  Нину Елкину, которая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них

Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов,

Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов,

Чапыгина, Б. Ясенский».

Однако  культурный подъем, как выяснил В.В. Волков, длился очень недолго. В

конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем  культурой!» появился новый:

«Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и

предполагал воспитание большевистской сознательности. Культура растворилось

в более  широкой концепции политического  самообразования. Модная одежда,

хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага.

Если  в середине 30-х годов молодежь призывали овладевать хорошими манерами и

обращаться  друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х

ситуация  изменилась: внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на

первый  план вышли твердые убеждения  и партийная сознательность.

     4. Наука.

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы

Информация о работе Культура России после революции 1917 года