Культура России после революции 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

памятник  России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и

посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота

103,3 м)  здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века:

П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин,

К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные  градостроители добились

того, что  ЮНЕСКО исключила Москву из числа  памятников мировой культуры.

    

     8. Русское зарубежье.

    

Постоянное  вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и

печати, преследование старой интеллигенции  привели к массовой эмиграции

деятелей  культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской

революции русская литература разделилась  на три лагеря. Первый составили

писатели, отказавшиеся принять революцию  и продолжавшие трудиться за

границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял

революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли

колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что

подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба

была  различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской

власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший  в эмиграции с 1919 по

1933 год,  вернулись, чтобы умереть на  родине; третьи покончили жизнь

самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере

оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

Первая  волна русской эмиграции - самая  массовая и значительная по вкладу в

мировую культуру ХХ в.

В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на

русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже

Общество  русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков -

более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых,

возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К.

Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших

деятелей  литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А.

Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая  утечка умов не могла не

привести  к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.

В эмиграции  оказались не только писатели, но и  выдающиеся русские философы:

Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франх, А. Изгоев, Л. Струве, Н. Лосский и др.

Теоретическим результатом пребывания русских  мыслителей на Западе явилось

самобытное  учение - евразийство. Среди его сторонников  и авторов - лингвисты

Н. Трубецкой  и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г.

Вернадский  и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В.

Ильин, ученые и публицисты - Л. Сувчинский, Д. Сгзятополх-Мирский, Л.

Савицкий.

Первая  волна русской эмиграции, пережив  свой пик на рубеже 20-30-х годов,

сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может

существовать  и вне России. Русская эмиграция  совершила настоящий подвиг -

сохранила и обогатила традиции русской  культуры в чрезвычайно трудных

условиях.

От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России

деятели культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия

сохранить и преумножить достижения русской культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие  новую власть, после нескольких лет

свободного  творчества, вынуждены были принять  и новую идеологическую

доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие

десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом.

Главным постулатом социалистического реализма стала партийность,

социалистическая  идейность.

     9. Заключение.

    

Изучая  эту тему, я поняла насколько важно  её изучение. С полной уверенностью,

я могу сказать, что ХХ век ознаменовался  бурным расцветом русской культуры.

Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все

противоречия  социально-экономической и общественно-политической жизни России,

не были услышаны, но мы не можем умалять  достоинства  Серебряного века, не

можем не говорить о его величии. Мне  кажется, что на пороге ХХI века мы

должны  больше уделять внимания культуре прошедшей  эпохи. Мы должны понять её,

и тогда  нам будет легче создавать  свою, новую культуру. 

Информация о работе Культура России после революции 1917 года