Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.
памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и
посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота
103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века:
П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин,
К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились
того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.
8. Русское зарубежье.
Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и
печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции
деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской
революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили
писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за
границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял
революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли
колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что
подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба
была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской
власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший в эмиграции с 1919 по
1933 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь
самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере
оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.
Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в
мировую культуру ХХ в.
В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на
русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже
Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков -
более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых,
возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К.
Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших
деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А.
Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не
привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.
В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы:
Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франх, А. Изгоев, Л. Струве, Н. Лосский и др.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось
самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лингвисты
Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г.
Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В.
Ильин, ученые и публицисты - Л. Сувчинский, Д. Сгзятополх-Мирский, Л.
Савицкий.
Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов,
сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может
существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг -
сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных
условиях.
От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России
деятели культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия
сохранить и преумножить достижения русской культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет
свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую
доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие
десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом.
Главным постулатом социалистического реализма стала партийность,
социалистическая идейность.
9. Заключение.
Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью,
я могу сказать, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры.
Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все
противоречия
социально-экономической и
не были услышаны, но мы не можем умалять достоинства Серебряного века, не
можем не говорить о его величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы
должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её,
и тогда
нам будет легче создавать
свою, новую культуру.
Информация о работе Культура России после революции 1917 года