Культура России после революции 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.04 Кб (Скачать файл)

ее филиалы  и научно-исследовательские институты. В 30-е годы возникли

академии  наук в союзных республиках.

К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-исследовательских

учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в

России  имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных

работников.

Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии

многих  отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую  науку ценными

исследованиями  в области изучения высшей нервной  деятельности человека и

животных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая

лежит в основе современной ракетной авиации  и космических полетов. Его труды

(Космическая  ракета», 1927, «Космические ракетные  поезда», 1929, «Реактивный

аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в  разработке теоретических проблем

освоения  космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель,

работавший  на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.

Труды Тимирязева по физиологии растений стали  новым этапом в развитии

дарвинизма. И. В. Мичурин доказал возможность управлять развитием

растительных  организмов.

Исследования  Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открывших закон образования

подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации. На основе

научных изысканий академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В.

Бызова  и др. в Советском Союзе впервые  в мире было организовано массовое

производство  синтетического каучука и этилового  спирта. Благодаря выдающимся

научным открытиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире

были  внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод

обнаружения космических лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы

современной физики полупроводников, играющих первостепенную роль в

техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х  годах внесли большой вклад в

изучение  атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра

из протонов и нейтронов. Н. Н. Семенов успешно  работал над проблемами теории

цепных  реакций. Группа геологов под руководством академика И.М. Губкина

обнаружила  богатейшие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд

крупных географических открытый, в особенности  в изучении Крайнего Севера.

Большую услугу науке оказал длившийся 274 дня дрейф на льдине в районе

Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренкелем,

П.П. Шершавым и Е.К. Федоровым. Более скромными  были достижения общественных

наук, н  основном служивших целям идеологического  обоснования партийной

политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению

духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях

крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание

идеологического фактора. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под

знаменем  марксизма» (октябрь 1931 г.) и «О работе Комакадемии» (март 1931

г.), письма И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь

1931 г.), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные

науки были поставлены под жесткий партийный  контроль. Одним из направлений

индокринации  масс стало обращение к национальным традициям. В этой связи

возрастает  роль исторического образования, исторических исследований,

безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее, по

сравнению с 20-ми годами, характеризовавшимися вульгарно-классовым, во

многом  космополитическим отношением к истории (школа М. Н. Покровского и

др.) для  приумножения исторических знаний создается более благоприятная

атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории,

создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая

комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией  Коммунистической академии и

передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт

истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и

высшей  школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические

факультеты  в Московском и Ленинградском  университетах, а к 1938 г. эти

факультеты  уже имелись в 13 университетах. Большую  роль в подготовке

специалистов  гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты

истории, философии и литературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный

институт  и Институт народов Севера в Ленинграде).

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук с 12

институтами.

Серьезнейшим  достижением науки было введение стандартов, чему способствовал

переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по

стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд

капиталистических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

     5. Театр, музыка, балет, кино.

Не стояло на месте и театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917)

театры  передавались в ведение Народного  комиссариата просвещения. В 1919 г.

принят  подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела,

провозгласивший национализацию театра.

Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим

зрителем, переосмысливая классику - трактуя  ее в некоторых случаях в плане

«созвучия революции» («Посадник» А. К. Толстого, 1918, «Старик» Горького,

1919, оба  в Малом театре). Монументальные  и патриотические образы «Мистерия-

буфф» Маяковского (поставлена Мейерхольдом в 1918 г.) положили начало

созданию  спектаклей политически острых, проникнутых  духом революционной

романтики, способствовали развитию агитационного театра. Большое значение в

процессе  развития театральной культуры имели творческое взаимодействие и

соревнование  старейших русских театров, выделенных в группу академических,

таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и  вновь организованных - 3-я студия

МХАТ, Театр РСФСР  Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический

театр - в Петербурге, Театр «Красный факел»  и др. Большой драматический

театр был основан в Петрограде при  участии М.Ф. Андреевой, А.А. Блока, М.

Горького, А.В. Луначарского как театр героического репертуара. Его

председателем и руководителем стал А.А. Блок. Спектакли  ставили режиссеры

Н.Н. Арбатов, Р.В. Болеславский, А.Н. Лаврентьев, оформляли художники А.И.

Бенуа, А.В. Добужинский, В.А. Щука. Музыку для театра писали композиторы

Б.В. Астафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н.Ф. Монахов, В.В.

Максимов, В.Я. Сафронов и др.

На развитие театра этого времени огромное воздействие  оказала деятельность

целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-

Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А.

Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с огромным успехом продолжали

выступать актеры старшего дореволюционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М.

Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М.

Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ)

и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П.

Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов,

Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М.

Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также  множество новых театров и

театральных студий, передвижных театров. Появились  первые в мире детские

театры.

В период, когда закладывались основы художественной советской культуры,

важную  роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения,

осуществлявших  живую связь между дореволюционным  прошлым русской музыки и

новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-

Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Василенка, А.Ф. Гедике, М.Ф.

Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В.

Николаева, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссовского, Б.Ф.

Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Борецкого.

В декрете  СНК РСФСР «О Московской и Петроградской  консерваториях» от 12 июля

1918 г.  впервые выдвигается понятие  «государственное музыкальное

строительством. В ведение государства были переданы Большой и Мариинский

театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства,

фабрики музыкальных инструментов. В просветительной  и художественно-

пропагандистской  работе активно участвовали многие композиторы, исполнители,

музыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф.

Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Николаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В

30-к  годах были достигнуты первые  удачи в создании советской  оперы: «Тихий

Дох»  И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая

редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной  из наиболее

выдающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет

Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на

современную тематику, написанных в послевоенные годы, выделяются «Виринея»

Информация о работе Культура России после революции 1917 года