Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.
С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щедрина (пост. 1961).
В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А.Н.
Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин,
В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и
др.
Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского,
Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили
значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической
драматургии. Горский, руководивший труппой Большого театра до 1922 г.,
ставил классику («Щелкунчик», 1919) и новые спектакли («Стенька Разин» А.К.
Глазунова, 1918; «Вечно живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.).
Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в
балетах «Красный мак» («Красный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция
1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым
реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) -
глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди
композиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян
(«Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворение мира», 1971), Р. Щедрин («Анна
Каренина», 1972).
На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы:
М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.
Кино попало под пристальное внимание Ленина, оценившего огромное
эмоциональное воздействие этого поистине массового вида искусства. Очевидно,
поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые
агитфильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне»
(режиссер Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер
А.П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А.Е. Разумный).
Частные киноателье, находившиеся под контролем государства, выпустили ряд
значительных картин: «Барышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии
Маяковского, режиссер Е.О. Славинский), «Поликушка» (1919, по Л.Н. Толстому,
режиссер А.А. Санин, в главной роли - И. М. Москвин) и др.
В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать»
(режиссер Разумный), в 1921 - историко-революционный фильм «Серп и Молот»
(режиссер Чадин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг.
выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925
г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших
фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем
мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая
премия.
Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось
экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.
В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино: «Александр
Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал»,
«Земля» А. Довженко.
Утверждение метода социалистического реализма в кино совпало с введением
звука.
С помощью отечественной
«Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н.В. Экк) и «3латые горы» (1931,
режиссер С.И. Юткевич). Наряду с фильмами «по заказу» создавались и другие
истинно художественные произведения.
Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых
«Чапаев».
Теоретическое наследие и исследовательские работы выдающихся мастеров
советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д.
Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют
фундаментальную
базу для развития киноведческой науки.
6. Литература.
Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа.
Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на
родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и
откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е
годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время
официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая
агитировать
и убеждать в преимуществах
приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин
впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным философам,
ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей;
составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого
разного идеологического толка, на университетских кафедрах можно было
встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке -
спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся
говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.
Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами,
преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции,
стало деятельность трех великих поэтов - В. Маяковского, А. Блока и С.
Есенина.
В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного
искусства 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался
живописи, ваянию и зодчеству. Его бунтарская натура проявилась задолго до
Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В молодости
Маяковский постоянно что-то совершал: то агитировал московских рабочих, то
организовывал кружки футуристов, то громил противников на диспутах о новом
искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями
художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он
организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году создает
«Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для
агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).
Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-1925), родился в крестьянской
семье. Ему, как и Маяковскому, была свойственна противоречивость характера:
за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями
скрывалась натура глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю
русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную
природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее
«хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми
монастырскими стенами и маковками церквей, занимает в его поэзии центральное
место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось
понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и
культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают,
что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь
самоубийством.
Великий русский поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской семьи.
Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские
традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение
Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее
творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»).
Он не
стремился к высоким
председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок
остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе
музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии
Маяковского.
Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода -
А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М.
Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М.
Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г.
Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский,
А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А.
Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А.
Ананьев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не
найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции».
Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих
во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов,
душевных потрясений, самоубийства или, довольно часто, до алкоголизма.
Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.
Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В
отличие от юмора Западной Европы, Америки и Японии русский юмор более
социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены
английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем
не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме
донести до слушателя всю гамму политических теорий, концепций, общественных
Информация о работе Культура России после революции 1917 года