Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской
культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей
линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей
точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко
вниз.
реакций на важнейшие события, не утрачивая глубочайшей самоиронии. Юмор и
сатира, имеющие в России одну из самых мощных за всю историю человечества
традицию, формировались по принципу антисимметрии: чем больше запрещали, тем
выше
поднималось искусство
оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе,
тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» стороной
советского искусства, но и компенсацией того морального и культурного
ущерба, который наносит народу всякая цензура, любые запреты.
Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-
1958) - доказательство того, каких высот в искусстве можно достичь,
пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых
серьезных, самых фундаментальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать
стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях
талантливого мошенника и авантюриста - здесь дана панорама социальных типов
советских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой
книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей
критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность,
завуалировано показано то, о чем в слух сказать было невозможно - ханжеская
мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители,
вовсе не лишены человеческих пороков.
Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали
и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду,
которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники,
запрещавшие эту правду. Знали, но делали вид, что этого нет или не должно
быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них
никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом.
Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превращения
культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От
напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую
очередь партийные работники, тайком читавшие запрещенные и западные книги.
Все понимали, что официальное советское искусство - давно не искусство, а
плакат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова
(1899-1951) искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами
ХХ столетия.
Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный
русский писатель М.А. Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия» (1927),
пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические
коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до
конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и
Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной
нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось
официальной советской критикой, а сам он причислялся к писателям,
«искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х годов началось
массовое издание его произведений.
7. Живопись.
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды
выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой,
Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного
искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней
революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили
творческий жар русской интеллигенции. После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок Супремус» (Малевич, Розанова, Клюв, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила
живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства
мастерских на открытые площадки городских улиц. Открывается художественные
вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие
художественно-технические мастерские (Вхутемас).
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит
гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому
(1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него
начинается эра супрематизма (от лат. supremus - высший, последний), или
искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи,
он в 1905 году приезжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года,
под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в
творчестве Малевича начинается период футуризма, получивший название
«кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом,
характерным для футуристов. В 1915 году возникли первые полотна, созданные
в новом стиле супрематизма, в нем сохранилось «кубофутуристическое» единство
динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую
«белую бездну», призванную символизировать превосходство чистой формы над
текучей предметностью.
В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и
среди них – «Чёрный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и
предметами,
живописцы устремились к
Новому стилю были свойственны геометрические абстракции из простейших фигур
(квадрат,
прямоугольник, круг, треугольник).
После революций Малевич
комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране
художественных ценностей в Москве, возглавлял Государственный институт
художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926
году он преподавал в Киевском художественном институте. Одной из центральных
фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся
основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально
признавалось властями в качестве ведущего направления революционного
искусства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х - начале
1910-х годов художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде
всего с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, достаточно быстро выдвинулся на
одно из первых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился
в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой
фракции» в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 года -
председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатором
создания музеев нового типа («музеев художественной культуры»),
председателем Объединения левых течений в искусстве (1921-1925), руководил
Отделом материальной культуры Гинхука (1923-1925) в Петрограде.
Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного
использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились
одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III
Коммунистическому Интернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высотой 400
м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения
залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была
распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня
Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была
задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр
Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции.
Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными
скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные,
законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение
технологически новых материалов и абстрактные формы, полностью лишенные
какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух революции. Сам Татлин
почитал свое творение высшей точкой синтеза разных искусств.
Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним
Л.М. Лисицкого) (1890-1941), известный как талантливый российский график,
иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик,
один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ века являлся гениальный русский
живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов
(1881-1941)
создатель самостоятельного
называемого аналитического искусства.
В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных
лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен
талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в
искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который
можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных
художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма.
В 30-е
годы советские архитекторы
городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая
новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей.
В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный
Информация о работе Культура России после революции 1917 года