Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:14, курс лекций

Описание работы

1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
Период палеолита на территории Казахстана начинается по разным источникам от 2,6 миллионов до 1 миллиона лет назад. Каменный век на территории Казахстан изучен по стоянкам древнего человека, на которых были обнаружены каменные орудия труда. Костных останков древних гоминид на территории Казахстана пока не найдено.

Файлы: 1 файл

краткие ответы по Истории Казахстана.doc

— 585.00 Кб (Скачать файл)

 Махмуд Кашгари  ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние на  развитие устной поэзии того  времени. В их числе он упоминает  имя древнего сказителя Чоже.  Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - "Коркыт Ата" и "Огыз-наме". Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма "Кутатгу билик" (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хасхаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов "Дивани Хикмет" (Книга о премудрости).

52. Культура Казахстана в 18 веке.

В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так ив духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта. В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Основной видом одежды был яркий чапан с богатой орнаментацией. Обязательной частью одежды были красивые наборные пояса – кисе белбеу, богато украшенные тиснением, бляшками из серебра, костяными пластинами. Из женскх украшений особо следует выделить массивные браслеты из серебра, золотые кольца, серьги с подвесками из самоцветов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия. Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.

В это время особой популярностью стали пользоваться песни-толгау, авторами которых были известные жирау – Бухар, Умбетай, Актамберды, Таттикара и др. Жирау были не только импровизаторами, но и выразителями интересов рядовых общинников. Нередко они звание жирау сочетали с политической деятельностью. Толгау иногда исполняются как пророчество, таким образом жирау выполняли и роль жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Эти акыны изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом.

Устное народное творчество охватывали и сказки, героический  эпос, пословицы, поговорки, бытовые  обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали битвы казахов против джунгар.

Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.). 

53. Политика  кокандских и хивинских ханов  в южных районах Казахстана  в 19 веке.

В начале XIX века обстановка на юге Казахстана значительно отличалась от положения в других жузах. Южный Казахстан стал объектом экспансии среднеазиатских феодальных государств – Хивы, Бухары и наибольшей степени – Коканда. Хотя период их господства на юге Казахстана занимает относительно небольшой промежуток времени (1810-1866 гг.) этот период важный этап, непосредственно предшествующий включению региона в состав России. К концу XVIII века юг Казахстана представлял собой регион с преимущественно преобладающим кочевым скотоводством.

Правители Кокандского  ханства стремились завоевать казахские  земли, что могло обеспечить им поступление  животноводческой продукции, стратегический контроль над караванными путями, связывавшими Среднюю Азию с Россией  и Китаем. В 1810 году правитель Коканда Алим-бек захватил Ташкент, что стало началом завоевания Южного Казахстана.

Хивинское и Кокандское ханства совершали регулярные набеги на земли Южного Казахстана. В 1812, 1816, 1820 гг. хивинский хан Мухаммед-Рахим  подверг кочевья казахов страшному  разорению. Особенно разорительным был набег в феврале 1820 года, когда десятитысячное хивинское войско подвергло грабежу около двух тысяч казахских аулов. Это вторжение ставило целью подчинение небольшого казахского ханства Младшего жуза – ханства Арынгазы (1816-1821). Отстранить от власти Арынгазы хивинцам удалось при поддержке России: хан поехал в Петербург в надежде получить признание как вассальный правитель казахов, но по пути был пленен и отправлен в калужскую ссылку. Крупное вторжение на территорию казахских племен совершил в 1831 году хивинский хан Аллакул (1825-1842).

Кокандские войска силой  подавили сопротивление защитников Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама. Народное восстание 1821 г. под руководством Тентек-торе носило освободительный  характер. Восстание было подавлено.

В 20-30 годах XIX века против власти Коканда произошло несколько восстаний казахов, охвативших районы Туркестана, Шымкента, Сайрама, Аулие-Аты, Бишкека.

Период Кокандского  господства в Южном Казахстане можно  разделить на два этапа. Первый этап охватывает время от начала завоевания (1810 г.) до начала 1840-х гг. Со вступлением этого государства в полосу кризиса наступает второй этап (1841-1876гг.).

В 50-е гг. XIX века казахи, проживавшие на территории  от Ташкента на юге до реки Чу на северо-востоке и севере, включая среднее течение Сырдарьи находились в очень тяжелом положении.  Кокандские феодалы жестоко притесняли казахов, облагая их тяжелыми податями. В марте 1858 года вспыхнуло восстание против Коканда в районе Аулие-Аьы. Основной силой восстания были киргизские и казахские шаруа. Восстание охватило значительную территорию от Шымкента до Мерке и Пишкека. Повстанцы овладели многими крепостями. Кокандские правители завязали переговоры. Хан дал некоторые послабления казахам.

С 1860 года военные действия с Кокандом и Хивой ведут уже царские войска, вошедшие в Чуйскую долину. Российская империя стремилась  закрепить за собой территорию Южного Казахстана и Средней Азии. Царские войска захватили ряд городов: Пишкек, Туркестан, Шымкент. Весной 1865 г. бухарский эмир начал военные действия против Коканда. Этим  воспользовались царские войска и захватили город Ташкент – крупный политический и экономический центр всего Туркестана.

Таким образом, поражение  Коканда и Бухары к 1868 году и Хивы в 1873 году означали полный выход казахов из-под власти этих государств и вхождение их в состав Российской империи.

54. Становление казахской  государственности на советской  основе: этапы, содержание процесса. Новое видение проблемы.

Отвергнув идею национального самоопределения и образования автономного Казахстана и Туркестана, провозглашенных в первые месяцы после Октябрьской революции, Советское правительство приступило к созданию унитарного государства.

Гражданская война еще раз показала большевикам, что нельзя не считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Началась подготовительная работа по образованию Казахской автономии на советских началах.

12 мая 1918 года  издано постановление СНК РСФСР  о создании Киргизского (Казахского) отдела при Наркомнаце. Этот отдел должен был решать следующие вопросы: нужды казахского народа, вопросы просвещения, проблемы административного устройства и т.д. 4 апреля 1919 года ВЦИК принял постановление о созыве Учредительного съезда Советов Казахстана.  10 июля 1919 года создан Казревком – высшее военно-гражданской управление краем. Этот орган должен был решать вопросы борьбы с контрреволюцией, создать условия для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае. Казревком также занялся подготовкой Учредительного съезда Советов Казахстана. Во главе Казревкома был поставлен С. Пестковский. Также в состав его вошли А. Джангильдин, А. Байтурсынов, С. Мендышев и другие. Место нахождения Казревкома – город Оренбург. При Казревкоме были образованы отделы и подотделы по отраслям управления. С организацией ревкома упразднялся Киргизский отдел при Наркомнаце.

Казревком взял на себя все основные функции управления краем.  Проводилась агитация по привлечения интеллигенции к  советскому строительству, организовывались Советы, открывались школы и т.д.

26 августа  1920 года был издан Декрет «Об  образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской социалистической  республики в составе РСФСР». Столица – город Оренбург. Была  создана структура государственной власти – местные Советы,  исполкомы, ЦИК, СНК.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, 1924 году – Конституция СССР, в 1926 году –  Конституция Каз АССР.

5 декабря  1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, в составе которой было 11 союзных республик, в том числе и КазССР. 

55. Государство  огузов.

Государство огузов существовало в IX-XI вв. и занимало территорию от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги, наиболее компактно проживали в среднем и нижнем течении Сырдарьи, в Приаралье, в Восточном Прикаспии; столица -  город Янгикент. Глава государства носил титул – джабгу. В состав огузской этнической общности входили: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Власть передавалась по наследству, заместитель джабгу – кюль-эркин. Предводитель войска носил титул  сюбаши. Существовала система налоговых сборов. Развивалась частная собственность, основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. В 965 году в союзе с Киевской Русью огузы разгромили Хазарский каганат. В конец Х века  разгромили Волжскую Булгарию. В 1041 году покорили Хорезм. Вели войны с Сельджуками

Основным занятием населения  было кочевое скотоводство (разводили  овец, лошадей, коров, коз, верблюдов, быков). Полуоседлые огузы занимались земледелием. Развивалась охота, рыболовство. Огузы были язычниками, поклонялись шаманам, постепенно проникает ислам.

56. Конституция Республики  Казахстан (1995 год). Идейная консолидация  общества как условие прогресса  Казахстана.

Действующая Конституция РК была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 г. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции развития казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В Основном Законе четко разделены функции исполнительной и судебной власти, детально регламентированы взаимоотношения между ними. Определены основные направления реформирования базовых отраслей законодательства:

  • в области конституционного законодательства: разделение полномочий ветвей власти;
  • в области гражданского права: развитие частного права, восстановление в полном объеме права собственности, защита участников Т-Д отношений от вмешательства государства;
  • в области трудового права: переосмысление полноценных отношений работника и работодателя;
  • в уголовном законодательстве: равенство всех форм собственности, ограничение преступлений, за которые предусматривается смертная казнь;

     С принятием  новой Конституции завершилось  становление Президентской формы правления государством.

В 1993 году Н. Назарбаевым  была написана работа под названием  «Идейная консолидация общества как  условие прогресса Казахстана». В этой работе он развил те идеи, которые отражены в Конституции РК. Назарбаев отмечает, что высшей ценностью общества, которое мы строим является человек, во имя и во благо которого и начаты преобразования в республике. Он также отмечает, что Казахстан находится на переходном этапе. Глобальная же цель Казахстана – добиться реальной независимости. Для этого нужно укрепит государственные начала, построить правовое общетсво, провести радикальные социально-экономические реформы, разработать курс внешней политики. В условиях многонационального Казахстана есть один путь реализации общенациональных интересов – обеспечение равенства всех народов при интегрирующей роли казахской национальности. 

                     57. Культурная жизнь Казахстана  на современном этапе.

После принятия независимости  Казахстан смог сам решать многие проблемы, в том числе и в  области культур, науки и образования. Одной из наиболее тяжелых проблем, стоявших перед Казахстаном стала  проблема развития казахского и другого  языков в Казахстане. В 1997 году был принят «Закон о языка в Республике Казахстан», который устанавливает правовые основы функционирования языков, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаковое ко всем языкам, употребляемым в республике, уважительное отношение. Государственным языком РК считается – казахский язык, а русский язык принят как язык межнационального общения.

В Республике Казахстан  создана Ассамблея народов Казахстана, объединяющая деятельность национальных центров в регионах. Всенародными стали такие мероприятия как Наурыз, фестивали немецкой и корейской культур, татарский сабантуй.                                                                                                                                                                                   

Искусство и литература переживают полосу своего освобождения от идеологических запретов. Значительно  усилился интерес людей к своему историческому прошлому. Трудной  судьбе казахской интеллигенции  и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели как М. Магауин, А. Кикельбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев. Их книги стали очень популярными в народе.

Популярностью у населения  Казахстана пользуются регулярно проводимые айтысы. Дошедший до настоящего времени этот древний вид искусства подарил миру множество талантливых имен: К. Абилаев, М. Кокенова, Е. Аскарова, А. Беркенова, А. Калибекова и другие.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"