Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:14, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
Период палеолита на территории Казахстана начинается по разным источникам от 2,6 миллионов до 1 миллиона лет назад. Каменный век на территории Казахстан изучен по стоянкам древнего человека, на которых были обнаружены каменные орудия труда. Костных останков древних гоминид на территории Казахстана пока не найдено.
Махмуд Кашгари
ссылается на акынов и
52. Культура Казахстана в 18 веке.
В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так ив духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта. В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Основной видом одежды был яркий чапан с богатой орнаментацией. Обязательной частью одежды были красивые наборные пояса – кисе белбеу, богато украшенные тиснением, бляшками из серебра, костяными пластинами. Из женскх украшений особо следует выделить массивные браслеты из серебра, золотые кольца, серьги с подвесками из самоцветов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия. Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.
В это время особой
популярностью стали
Устное народное творчество охватывали и сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали битвы казахов против джунгар.
Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.).
53. Политика кокандских и хивинских ханов в южных районах Казахстана в 19 веке.
В начале XIX века обстановка на юге Казахстана значительно отличалась от положения в других жузах. Южный Казахстан стал объектом экспансии среднеазиатских феодальных государств – Хивы, Бухары и наибольшей степени – Коканда. Хотя период их господства на юге Казахстана занимает относительно небольшой промежуток времени (1810-1866 гг.) этот период важный этап, непосредственно предшествующий включению региона в состав России. К концу XVIII века юг Казахстана представлял собой регион с преимущественно преобладающим кочевым скотоводством.
Правители Кокандского ханства стремились завоевать казахские земли, что могло обеспечить им поступление животноводческой продукции, стратегический контроль над караванными путями, связывавшими Среднюю Азию с Россией и Китаем. В 1810 году правитель Коканда Алим-бек захватил Ташкент, что стало началом завоевания Южного Казахстана.
Хивинское и Кокандское
ханства совершали регулярные набеги
на земли Южного Казахстана. В 1812, 1816,
1820 гг. хивинский хан Мухаммед-Рахим
подверг кочевья казахов
Кокандские войска силой подавили сопротивление защитников Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама. Народное восстание 1821 г. под руководством Тентек-торе носило освободительный характер. Восстание было подавлено.
В 20-30 годах XIX века против власти Коканда произошло несколько восстаний казахов, охвативших районы Туркестана, Шымкента, Сайрама, Аулие-Аты, Бишкека.
Период Кокандского господства в Южном Казахстане можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает время от начала завоевания (1810 г.) до начала 1840-х гг. Со вступлением этого государства в полосу кризиса наступает второй этап (1841-1876гг.).
В 50-е гг. XIX века казахи, проживавшие на территории от Ташкента на юге до реки Чу на северо-востоке и севере, включая среднее течение Сырдарьи находились в очень тяжелом положении. Кокандские феодалы жестоко притесняли казахов, облагая их тяжелыми податями. В марте 1858 года вспыхнуло восстание против Коканда в районе Аулие-Аьы. Основной силой восстания были киргизские и казахские шаруа. Восстание охватило значительную территорию от Шымкента до Мерке и Пишкека. Повстанцы овладели многими крепостями. Кокандские правители завязали переговоры. Хан дал некоторые послабления казахам.
С 1860 года военные действия с Кокандом и Хивой ведут уже царские войска, вошедшие в Чуйскую долину. Российская империя стремилась закрепить за собой территорию Южного Казахстана и Средней Азии. Царские войска захватили ряд городов: Пишкек, Туркестан, Шымкент. Весной 1865 г. бухарский эмир начал военные действия против Коканда. Этим воспользовались царские войска и захватили город Ташкент – крупный политический и экономический центр всего Туркестана.
Таким образом, поражение Коканда и Бухары к 1868 году и Хивы в 1873 году означали полный выход казахов из-под власти этих государств и вхождение их в состав Российской империи.
54. Становление казахской
государственности на
Отвергнув идею национального самоопределения и образования автономного Казахстана и Туркестана, провозглашенных в первые месяцы после Октябрьской революции, Советское правительство приступило к созданию унитарного государства.
Гражданская война еще раз показала большевикам, что нельзя не считаться с идеей национальной государственности народов окраин. Началась подготовительная работа по образованию Казахской автономии на советских началах.
12 мая 1918 года
издано постановление СНК
Казревком взял на себя все основные функции управления краем. Проводилась агитация по привлечения интеллигенции к советскому строительству, организовывались Советы, открывались школы и т.д.
26 августа
1920 года был издан Декрет «Об
образовании Автономной
В 1918 году была принята Конституция РСФСР, 1924 году – Конституция СССР, в 1926 году – Конституция Каз АССР.
5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию, в составе которой было 11 союзных республик, в том числе и КазССР.
55. Государство огузов.
Государство огузов существовало в IX-XI вв. и занимало территорию от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги, наиболее компактно проживали в среднем и нижнем течении Сырдарьи, в Приаралье, в Восточном Прикаспии; столица - город Янгикент. Глава государства носил титул – джабгу. В состав огузской этнической общности входили: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Власть передавалась по наследству, заместитель джабгу – кюль-эркин. Предводитель войска носил титул сюбаши. Существовала система налоговых сборов. Развивалась частная собственность, основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. В 965 году в союзе с Киевской Русью огузы разгромили Хазарский каганат. В конец Х века разгромили Волжскую Булгарию. В 1041 году покорили Хорезм. Вели войны с Сельджуками
Основным занятием населения было кочевое скотоводство (разводили овец, лошадей, коров, коз, верблюдов, быков). Полуоседлые огузы занимались земледелием. Развивалась охота, рыболовство. Огузы были язычниками, поклонялись шаманам, постепенно проникает ислам.
56. Конституция Республики
Казахстан (1995 год). Идейная консолидация
общества как условие
Действующая Конституция РК была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 г. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции развития казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В Основном Законе четко разделены функции исполнительной и судебной власти, детально регламентированы взаимоотношения между ними. Определены основные направления реформирования базовых отраслей законодательства:
С принятием
новой Конституции завершилось
становление Президентской форм
В 1993 году Н. Назарбаевым была написана работа под названием «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». В этой работе он развил те идеи, которые отражены в Конституции РК. Назарбаев отмечает, что высшей ценностью общества, которое мы строим является человек, во имя и во благо которого и начаты преобразования в республике. Он также отмечает, что Казахстан находится на переходном этапе. Глобальная же цель Казахстана – добиться реальной независимости. Для этого нужно укрепит государственные начала, построить правовое общетсво, провести радикальные социально-экономические реформы, разработать курс внешней политики. В условиях многонационального Казахстана есть один путь реализации общенациональных интересов – обеспечение равенства всех народов при интегрирующей роли казахской национальности.
57. Культурная жизнь Казахстана на современном этапе.
После принятия независимости Казахстан смог сам решать многие проблемы, в том числе и в области культур, науки и образования. Одной из наиболее тяжелых проблем, стоявших перед Казахстаном стала проблема развития казахского и другого языков в Казахстане. В 1997 году был принят «Закон о языка в Республике Казахстан», который устанавливает правовые основы функционирования языков, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаковое ко всем языкам, употребляемым в республике, уважительное отношение. Государственным языком РК считается – казахский язык, а русский язык принят как язык межнационального общения.
В Республике Казахстан
создана Ассамблея народов
Искусство и литература переживают полосу своего освобождения от идеологических запретов. Значительно усилился интерес людей к своему историческому прошлому. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели как М. Магауин, А. Кикельбаев, С. Жунусов, К. Жумадилов, С. Сматаев, С. Елубаев. Их книги стали очень популярными в народе.
Популярностью у населения Казахстана пользуются регулярно проводимые айтысы. Дошедший до настоящего времени этот древний вид искусства подарил миру множество талантливых имен: К. Абилаев, М. Кокенова, Е. Аскарова, А. Беркенова, А. Калибекова и другие.