Лекции по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 20:15, курс лекций

Описание работы

В исторической науке существуют четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно – графические, изобразительно – художественные, изобразительно – натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.

Содержание работы

1. Основные концепции (интерпретации) исторического развития………….1 2. “Откуда есть пошла Русская земля?”………………………………………...2
3. Принятие христианства на Руси……………………………………………...3 4. Русь и Золотая Орда…………………………………………………………..4 5. Москва – «собирательница земель русских» ……………………………….6 6. Образование Российского централизованного государства. Иван III……...8 7. Россия в XVI веке. Эпоха Ивана Грозного………………………………….9 8.Россия в конце XVI – начале XVII вв. Смутное время (1598 –1613гг.)……13
9. Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха Петра Великого…………….14 10.Рссия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты ………………16
11. Екатерина II (1762 – 1796 гг.). «Просвещенный абсолютизм»………..17
12. Россия в начале XIX в. Александр I «Эра либерализма»………………19
13. Россия в эпоху правления Николая I……………………………………..20
14. Российский либерализм: сущность и своеобразие………………………21
15.Западники и славянофилы………………………………………………….22
16. Отмена крепостного права. Реформы 60 – 70-х годов…………………22
17. Александр III. Эпоха «контрреформ»………………………..................23
18. Россия на рубеже XIX – XX вв…………………………………………..24
19. П.А. Столыпин и судьба реформ в России……………………………...25
20. Россия в 1917 году…………………………………………………………26
21. Гражданская война………………………………………………………..27
22. Годы НЭПа (1921-1928)………………………………………………….28
23. Советский Союз в 30-е годы……………………………………………..28
24. Великая Отечественная война (1941-1945)…………………………..…29
25. СССР в 1946-1953 годы: «апогей сталинизма»………………………..31
26. Десталинизация СССР и начало «оттепели» (1953-1964 гг.)…………31
27. СССР в годы правления Брежнева (1964 – 1982 гг.). Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?.................................................................32
28. М.С. Горбачев и перестройка ……………………………………………34
29. Независимая Россия на этапе экономических и политических преобразований……………………………………….....................................36

Файлы: 1 файл

история россии.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)


Тема 1.Основные концепции (интерпретации) исторического развития

 

1. Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании.

В исторической науке существуют четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно – графические, изобразительно – художественные, изобразительно – натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.

Любой процесс познания состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания.

К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

Наиболее распространенным в исторических исследованиях является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок, доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее – к общему и всеобщему. Этот исторический метод служит анализу развития того или иного явления. Достоинством и одновременно недостатком этого метода является то, что при его использовании четче, чем в иных случаях, проявляются индивидуальные особенности исследования. Одной из слабых его сторон можно считать то, что излишнее стремление историка к детализации разных аспектов изучаемой проблемы может привести к несправедливому преувеличению малозначительных элементов и сглаживанию наиболее важных. Такая диспропорция приведет к ошибочному представлению о сущности изучаемого процесса, события или явления.

Историка – сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно – историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходящие в разное время и в разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. В этом и состоит основное познавательное значение историко-сравнительного метода. Он позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве.

К недостатком этого метода следует отнести его ограниченность и трудности

 

 

 

 

применения. Его можно применять при изучении динамики общественных процессов. Формальное использование может привести к ошибочным выводам.

Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих их общих признаков и различий. Например, изучая историю второй мировой войны, историк может поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиции. В этом случае противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Тогда стороны каждой из групп будут отличаться лишь по одному признаку – отношению к союзникам или врагам  Германии. Но это простая классификация, не дающая достаточно полного представления о вкладе этих стран в общую победу, а скорее, наоборот, способная выработать ошибочное знание о роли этих государств в войне. Если же будет стоять задача выявления роли каждого государства по осуществлению успешных операций, уничтожению живой силы и техники противника, освобождению захваченных территорий и т.д., то соответствующие этим показателям государства антигитлеровской коалиции будут типической группировкой, а сама процедура изучения – типологизацией.

В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, на мой взгляд, он является оптимальным, потому что при его использовании изучается единство событий, явлений в общественно – историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как какого – то самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими государствами, в виде одного из элементов развития истории всей цивилизации.

 

Тема 2. «Откуда есть, пошла  русская земля?»

 

1. Эта теория была предложена академиками  - немцами,  работавшими в Петербургской академии наук, - Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлецером, - и оказала огромное влияние на все последующую русскую историографию вопроса. С момента ее возникновения делались неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов на Русь для утверждения тезиса о неспособности славян самостоятельно создать государство. В равной степени велико число «антинорманистов», горячо оспаривавших такой подход. В современной историографии спор «антинорманистов» с «норманистами» включает три группы вопросов: о роли внутренних причин и иноземцев (варягов) в формировании и развитии Древнерусского государства; о степени норманнского влияния на развитее социальных отношений и культуры; о происхождении названия «Русь», русского народа. Причина длительности полемики  состоит в том, что «варяжский вопрос» родился в сфере политики, а не науки и был порожден политическими условиями, сложившимися в России XVIII В.

 

Тема 3. «Принятие христианства на Руси»                                                     . 1. 1 Время показало, что язычество как государственная религия было лишено универсализма и не могло отвечать потребностям единого государства – Киевской Руси. Владимиру предстояло сделать исторический выбор – принять в качестве государственной религию монотеизма (единобожия), способствовавшую преодолению локальных связей и становлению сильной централизованной государственности. Такими религиями, известными на Руси, были католическое христианство в Западной Европе, православное христианство в Византии, мусульманство, или ислам, в Волжской Булгарии и иудаизм в Хазарском каганате.

Уже  в IX в. На Руси было много христиан русского и варяжского происхождения, принявших православие в Византии. В середине IX в. В Киеве существовала церковь. Св. Ильи Пророка. Христианская вера получала все большее распространение среди восточных славян. Летопись сохранила колоритный рассказ об испытании вер Владимиром, стремившимся оценить все достоинства и недостатки той или иной религии. В   исламе Владимира соблазняло множество, но не устраивал отказ от употребления вина и свинины. Произвольность и изобилии бытовых запретов ислама также противоречили вековому укладу и традициям восточных славян.Иудаиз С   славлением избранного народа, скитающегося по свету и проходящего различные испытания, укрепляющие веру, не мог прельстить Владимира, стремившегося к объединению своих племен перед угрозой нашествия южных и восточных завоевателей.

Строгости католического поста, аскетизм богослужения, суровость романской архитектуры не нашли отклика в душе послов, посетивших «латинские» cтраны Западной Европы: «красоты не видехом никояже». И только греческий «философ» сумел достойно и убедительно представить все преимущества византийского православия.

2.  На выбор князя Владимира повлияли обдуманные политические мотивы – укрепление единства разноплеменной Руси. Православие Византийского образца, было идеальной религией, способствующей единению племен. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть.

3.  Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам. Консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться, а церковные каноны (законы), идеи и учреждения, пришедшие из Византии. Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной земельной собственности, как светской, так и церковной. С принятием христианства пришло понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет интернациональный характер, способствует осознанию единства истории человечества.

4.   С принятием православия начала выстраиваться церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных  вопросах. Источники умалчивают, когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов.

 

Тема 4. Русь и Золотая Орда

1. Вслед за ремесленным производством товарное производство и товарное обращение на Руси были замедлены в своем развитии. В отличие от Западной Европы, где шел интенсивный процесс накопления денег, подрывавший изнутри систему феодальной раздробленности, Русь значительную часть общественного дохода должна была отправлять в виде дани в Орду. Таким образом, ордынское иго задерживало на два с лишним столетия эволюцию общественного строя в сторону буржуазных отношений. Оно  обусловило консервацию феодальных отношений и отставание России от Западной Европы.  По словам  А.И. Герцена, «именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе».

Иго оказало сильнейшее влияние на последующие судьбы России и русской культуры. До монгольского ига развитие русской культуры шло в общем русле средневековой европейской культуры. Иго резко изменило условия для ее развития: произошло массовое уничтожение ценнейших произведений русской культуры, разорение центров письменности (погибли ценные библиотеки!). Прервалось и обеднело летописание, которое, по выражению академика Д. С. Лихачева, «лишилось выдающейся политической идеи и общерусского горизонта».

Изменился характер порабощенного населения: по замечанию В. Г. Белинского,  « варварская тирания приучает земледельца к лености и заставляет все делать как – нибудь, ибо он не знает, будет ли завтра ему принадлежать его хижина, его поле, его жена, его дочь». Опасность, грозившая со стороны завоевателей, повлекла теремное затворничество, замкнутый образ жизни русских женщин из высшего общества.

2.  С 40-х гг. XIII в. На Руси установилось ордынское иго, которое означало целую систему взаимоотношений между Русью и Золотой Ордой. Управление Руси монголами за годы ига претерпело определенную эволюцию. Первоначально оно ограничивалось сбором дани и регулярными, раз в три-четыре года, набегами. По подсчетам историков, нападениям чаще всего подвергались старые политические центры – Владимир, Суздаль, ростов, которые потом  уже не возродились своем прежнем значении. Систематический сбор дани продолжался вплоть до конца XV в.

Русь как часть Золотой Орды находилась на особом положении и не утратила своей государственности, как это часто бывало с завоеванными странами. Можно сказать, что она управлялась как провинция Золотой Орды в первую очередь потому, что была сохранена княжеская власть с системой ярлыков. Ярлыками назывались грамоты, которыми ханы жаловали тому или иному князю право на княжение.

Монголо – татары  отодвинули границы Руси, а север и запад, включив в огромное «Дикое поле», простиравшееся от Северного Причерноморья до Оки и Угры, освоенные издревле русскими людьми степные и лесостепные земли: Переяславльское княжество, восточные районы Чернигово-Северской земли, южные районы Северо-Восточной Руси. Резко ослабли некогда активные экономические и политические связи северо-восточных и северо-западных русских земель с населением западных и юго-западных русских земель, захваченных впоследствии польскими и литовскими феодалами. Погром, учиненный монголо-татарами на Руси, и установившееся затем более чем на два столетия золотоордынское иго привели к длительному упадку в экономическом, политическом и культурном развитии русских земель.

 

Тема 5. Москва – «собирательница земель русских»

1. Главным соперником Москвы в борьбе за главенство над русскими землями была Тверь. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем Владимирским (1263 – 1272), а Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси.

Основателем династии московских князей стал младший сын Александра Невского – Данил Александрович (1276 – 1303). В годы его правления территория княжества увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в северо-восточной Руси. Московские князья смогли вступить в борьбу с Тверью за великое княжение. Сын Даниила Юрий Данилович, женившись на сестре ордынского хана Узбека Кончаке  (Агафье), обещал увеличить дань с русских земель и впервые получил ярлык на великое княжение в 1319 г.,  но вскоре ярлык снова  оказался в Твери.

Тверское восстание 1327 г. Против баскака Чолхана было подавлено  московским князем Иваном Даниловичем (1325 – 1340) с помощью ордынского войска. С этого времени  ярлык на великое княжение Владимирское почти всегда оставался в руках московских князей. Пользуясь милостью хана, Иван Данилович получил от него важное полномочие – самому собирать и доставлять в Орду дань с подвластного русского населения. Это давало московскому князю, прозванному Калитой («денежная сумма», «кошелек»), дополнительные финансовые выгоды и усиливало его власть и влияние на Руси. В то же время ценой жизни тверичей он на сорок лет избавил Русь от ордынских вторжений.

Информация о работе Лекции по "История России"