Лекции по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 20:15, курс лекций

Описание работы

В исторической науке существуют четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно – графические, изобразительно – художественные, изобразительно – натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.

Содержание работы

1. Основные концепции (интерпретации) исторического развития………….1 2. “Откуда есть пошла Русская земля?”………………………………………...2
3. Принятие христианства на Руси……………………………………………...3 4. Русь и Золотая Орда…………………………………………………………..4 5. Москва – «собирательница земель русских» ……………………………….6 6. Образование Российского централизованного государства. Иван III……...8 7. Россия в XVI веке. Эпоха Ивана Грозного………………………………….9 8.Россия в конце XVI – начале XVII вв. Смутное время (1598 –1613гг.)……13
9. Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха Петра Великого…………….14 10.Рссия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты ………………16
11. Екатерина II (1762 – 1796 гг.). «Просвещенный абсолютизм»………..17
12. Россия в начале XIX в. Александр I «Эра либерализма»………………19
13. Россия в эпоху правления Николая I……………………………………..20
14. Российский либерализм: сущность и своеобразие………………………21
15.Западники и славянофилы………………………………………………….22
16. Отмена крепостного права. Реформы 60 – 70-х годов…………………22
17. Александр III. Эпоха «контрреформ»………………………..................23
18. Россия на рубеже XIX – XX вв…………………………………………..24
19. П.А. Столыпин и судьба реформ в России……………………………...25
20. Россия в 1917 году…………………………………………………………26
21. Гражданская война………………………………………………………..27
22. Годы НЭПа (1921-1928)………………………………………………….28
23. Советский Союз в 30-е годы……………………………………………..28
24. Великая Отечественная война (1941-1945)…………………………..…29
25. СССР в 1946-1953 годы: «апогей сталинизма»………………………..31
26. Десталинизация СССР и начало «оттепели» (1953-1964 гг.)…………31
27. СССР в годы правления Брежнева (1964 – 1982 гг.). Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?.................................................................32
28. М.С. Горбачев и перестройка ……………………………………………34
29. Независимая Россия на этапе экономических и политических преобразований……………………………………….....................................36

Файлы: 1 файл

история россии.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

2. Крепостное право признавалось благам для народа и государства. Ведь эта система предполагала личную зависимость человека от человека, подчинение нижестоящего вышестоящему и основывалась на законопослушной крестьянской массе. Лучшими качествами человека считались дисциплина и порядок, любовь к царю, подчинение воле правительства, т.е. гражданское повиновение. Таким образом, «теория официальной народности» как нельзя лучше выражала дух николаевской эпохи. Будучи не в силах остановить исторический прогресс в экономической и политической сферах, самодержавие сделало все, чтобы задержать его в сфере духовной.  Период «николаевщины», полный скрытых, загоняемых вглубь внутренних противоречий, естественно, сопровождался всплеском культуры, служившей клапаном для выхода общественного напряжения, способом критики действительности. Имена А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Грибое­дова, В.Даля, В.Белинского, Т.Грановского, С.Соловьева

3.      Вместе с тем, в секретных комитетах рассматривались проекты частичного реформирования, не затрагивающего политико-идеологических основ правящего режима. Так, обсуждались варианты решения крестьянского вопроса (автоматически затрагивавшего помещичий вопрос, вопрос собственности, хозяйственного развития и т.д.), управления, просвещения... Осуществлялись мероприятия по «благожелательному попечительству» над казенными крестьянами, по облегчению выхода помещичьих крестьян из крепостного состояния. Были составлены Полное собрание и Свод законов Российской империи, позволявшие несколько ограничить бюрократический произвол. Проводились и другие, по сути, полуреформы.

Тема 14 Российский либерализм: сущность и своеобразие

1. Либерализм – это идеологическое и политическое течение, направленное на достижение демократических свобод, парламентского строя.

Земские  либералисты выступали  за созыв путем царского манифеста «бесславного народного представительства» с «правами высшего контроля законодательствами утверждения бюджета», равенства всех перед законом, политических свобод. Предлагалось отменить привилегии дворянам, ограничения для евреев и поляков. Освобожденческие  либералы  высказывались за конституционную монархию с всеобщим  избирательным правом, признание прав народностей на самоопределение.

2. Либерализм в России был весьма своеобразным явлением. В отличие от конституционализма, российский либерализм до второй половины XIX века не противостоял самодержавию, а возник как антипод аристократии и ее притязаниям на ограничение власти царя и расширение своих привилегий и свобод.

Либерализм в России до великих реформ отстаивал другое – решительное уничтожение крепостного права. По логике либералов, покончить с крепостным правом в России могла только власть царя, неограниченная, самодержавная, способная пересечь сопротивление помещиков-аристократов-крепостников. Для успеха царь должен своей волей привлечь к рычагам власти антикрепостников - либералов. В дилемме « конституция плюс крепостное право» или «самодержавие, но минус крепостное право» либералы выбирали второе.

Тема 15  Западники и  славянофилы.

1. Идеологи славянофилов:  А.С. Хомяков, братья  Киреевские, братия Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, В.А.Черкасский.

Западники: Б.Н.Чичерин, В.Г. Белинский, И.А.Тургенев, Н.А. Некрасов, ИС Тургенев.   Деятели обоих направлений объединяло то, что те и другие выражали обеспокоенность за будущее России и желали видеть ее свободной и процветающей.

Славянофилы призывали идти России вперед, но не по западному образцу, какой избрал Петр I. Они приветствовали все достижения Запада, но призывали не разрушать коренные традиции и устои. Они усиленно занимались историей крепостного права. Они хотели не только освободить крестьян, сколько освободить от них помещика.

Западники отрицали самобытность исторического развития, призывали слиться в Западную цивилизацию. Единственной движущей силой общественного прогресса они считали не крестьянство, а  «образованное меньшинство». Они выступали за конституционную монархию западного образца.

2. Стихотворение Ф. И. Тютчева, по моему мнению, относится к идеи славянофилов. Спор западников и славянофилов. Спор западников и славянофилов не закончится рамками IX века. Их идеи будут восприняты народниками.

Тема 16. Отмена крепостного права. Реформа 60 - 70 годов.

1. Первой и главной реформой стала отмена крепостного права (1861.).Положение установило, что личная зависимость крестьян и дворовых людей отменялась без всяких условий. Дворовые люди, как не имевшие земли, через два года получали полное освобождение. За помещиками сохранялось право собственности на все принадлежащие им земли. Крестьянам передавались их усадьбы и определенные количество пашенной земли («душевые наделы»), которые они были обязаны выкупить у помещика.

Всесословность общества позволила перейти к пересмотру всей системы управления и хозяйствования, что нашло отражение в серии «великих реформ» 60-70-х годов, коренным образом модернизировавших систему местного управления, суда, финансов, образования, печати, военного строительства и т.д. Более того, применительно к организации судопроизводства можно и нужно говорить даже не об осовременивании, а о создании самой передовой в то время европейской судебной системы, фактически независимой от исполнительной власти и уже тем самым ограничивающей последнюю.

Во внешней политике приоритетное значение имело избавление России от наследия Кавказской и Крымской войн. Александр II сумел на Дальнем Востоке вернуть России Амурскую область и обменять Курильские острова на южную часть Сахалина, в Америке продать Соединенным Штатам Аляску и острова, а в Средней Азии подчинить Самарканд и Бухару, что открывало путь в Афганистан и Индию. Все эти военно-дипломатические усилия конца 50 – 70-х годов стабилизировали обстановку на российских границах до конца XIX в.

2. Военная и внешнеполитическая катастрофы, а также экономический кризис, вызванный неуклонным снижением товарности сельского хозяйства, заставили правительство нового императора Александра II пойти на опережающее, по существу, революционное реформирование «сверху», не дожидаясь «революции снизу

Активная внешняя и внутренняя политика Александра II встречала различное к себе отношение в российском обществе. Его революционно-демократическое крыло (народничество), представленное в основном разночинной интеллигенцией, справедливо воспринимало правительственное реформаторство как попытку ухода от «революции снизу». Но при этом народники не желали видеть прогрессивность, цивилизационную направленность проводимых реформ буржуазного характера. Абсолютизируя идею общинного социализма, эти демократы делали ставку на народное (крестьянское) восстание как способ исторического рывка в будущее. К свободе и земле без опоры на сам народ. Другое общественное движение, желавшее цивилизационной модернизации России, – земское, стремилось к мирному конституционному изменению правящего режима, полагая закон лучшим средством перемен.

Высшие органы власти  остались вне общего процесса  реформ. В России до 1906 года  не существовало  правительства  как органа  вырабатывающего свою политику. Александр II  пресекал все попытки создания кабинета  министров, который  бы обсуждал дела без царя. Он твердо верил в  монархию как лучшую форму правления.

3. Реформы же 60-70-х годов открыли простор для бурного по меркам того времени промышленного развития, вылившегося к началу ХХ в. в процесс российской индустриализации под руководством С.Ю. Витте. Вместе с тем, незавершенность реформ времен Александра II породила в России «старые ужасы младенческого периода английской фабричной системы» (К.Маркс). Подобные «университеты» при высоком уровне концентрации промышленных рабочих способствовали стихийному росту организованности и политического просвещения молодого отечественного пролетариата.

Тема 17. Александр III  Эпоха  «контрреформ».

1.   Новый император Александр III, воспитанный и руководимый крайне реакционным идеологом К.Победоносцевым, подписал 29 апреля 1881 г. манифест, провозглашавший незыблемость российского самодержавия. И вплоть до 1917 года страна жила в условиях перманентного возобновления «Положения о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», предусматривавшего введение чрезвычайных мер управления. В итоге политически активная часть населения неизбежно оказывалась в ситуации нелегальщины. Таким образом, правящий режим сам подтолкнул общество к единственно возможному способу добиться перемен – к «революции снизу».

3. Особенностью России было то, что реформы  сохранили самодержавную монархию и сословный строй, ограничения в гражданских и могущественных правах крестьян. Все это обусловило возможность контрреформ. Их сущность – сохранение ведущей политической роли дворянства, господства бюрократии, укрепление полицейского государства, отталкивание монархией слоев, могущих стать социальной базой модернизации страны.

Тема 18. Россия на рубеже XIX-XX вв.

1. Революция 1905 – 1907 гг., хотя и имела незавершенных характер, основательно подорвала устои полукрепостнического строя, подвела к необходимости глубоких изменений в экономической и политических сферах. Вполне правомерно предположить, что в этих условиях реально существовала возможность трех альтернатив:

1.)дальнейшее продолжение революции;

2) наступление контрреволюции;

3.)трансформация революции «снизу» в революцию «сверху», т.е. попытка разрешить поставленные революцией вопросы путем постепенного реформирования страны.

2. Главным событием политической жизни стало создание законодательной Государственной думы в соответствие с Манифестом от 17 октября 1905 г. При всей ограниченности прав Думы, сословном характере ее представительства это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Работа Думы проходила в условиях гласности, речи депутатов печатались в газетах, издавались полные стенографические отчеты практически всех заседаний. В годы революции трудящиеся получили право создания массовых самодеятельных организаций: профсоюзов, культурно-просветительных обществ, кооперативных, страховых организаций и т.п. В экономической и социальной сфере революция, прежде всего, поставила в повестку дня аграрную, так называемую «столыпинскую» реформу. Сократилась средняя продолжительность рабочей недели с 75 до 50-60 часов. Увеличились расходы предпринимателей на медицинскую помощь рабочим. Были заключены первые коллективные договора с предпринимателями. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г.; снижена арендная  плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим. Последующие после революции 1907-1914 гг. давали  правящим классам еще одну возможность разрешить обнажившиеся противоречия путем реформ, попытаться предотвратить неизбежную в противном случае новую революцию.

Тема 19. Столыпин и судьба реформ в России.

1. 3 июня  1907 года произошел государственный переворот. Была разогнана Государственная дума, а изменения закона о выборах в  пользу помещиков  и крупной буржуазии свидетельствовало:  силы контрреволюции  взяли верх; первая революция в России закончилась; царское правительство смогло, наконец, нанести решающий удар восставшему              народу.                                                                                                                Первая  российская революция  1905-1907 гг. не только привела в  движение все классы и социальные слои общества - она показала их в открытом  массовом столкновении. В ходе ее активно шел процесс консолидации и политического  самоопределения  всех общественно политических сил. В тоже время революция показала,  что по своему содержанию она была буржуазной,  в ее непосредственную задачу не входила ликвидация капитализма. Для этого в России  не было    необходимых  объективных и субъективных условий.

2. Для достижения стабильности в стране правительство Николая II, руководимое П.Столыпиным, выдвинули лозунг «Сначала успокоение, а потом – реформы», стапи энергично  проводить политику «успокоения» населения с помощью виселиц, военно-полевых судов (это в мирное-то время, в собственной стране!) и серии реформ буржуазного толка, впрочем, не затрагивающих, а напротив, укрепляющих (модернизирующих) существующий режим власти. Знаменитые слова П.Столыпина о «Великой России» не отрицали, а подразумевали ее величие в сохранении российской императорской монархии.

Победа царизма в социально-политическом кризисе, на пути общецивилизационного развития России, не только предопределила взрыв Февраля 1917 года, но и его детонирование в Октябре.

3. Известно, что основным вопросом революции в России был аграрный вопрос. Речи о принудительном отчуждении помещичьих земель были у всех на слуху. Это требование входило в программы всех левых партий, оно будоражило широкие массы народа. Стало ясно, что ставка на «верность» и патриархальность русского крестьянина революцией не подтвердилась, что между крестьянами и помещиками существуют непримиримые противоречия и что для сохранения своего политического господства царизму необходимо коренным образом изменить положение в свою пользу.

Столыпинская аграрная реформа дала толчок развитию сельского хозяйства, увеличила спрос на промышленную продукцию, расширила рынок рабочей силы. Эти факторы оказали определенное воздействие на выход страны из депрессии и начало нового экономического подъема, проходившего в России очень высокими темпами.

Тема 20. Россия в 1917 году.

1. Февральскую революцию трактуют как  масонский заговор (культурно-политическое движение, ставящее своей целью объединение человечества в братском религиозном союзе),  это мнение неправильно, так как здесь основной причиной была гнилость царизма, людские страдания вследствие войны, неспособность монархии ликвидировать экономическую и культурную отсталость страны. Война  только ускорила революционные события.

3. Два с половиной года войны до предела обострили экономические,  социальные и политические проблемы. Кризис в первую очередь проявился  в неподготовленности России, как и других стран, к войне. В считанные месяцы война опрокинула надежды на ее быстрое завершение. Это привело к кризису в снабжении. В сельском хозяйстве, лишившимся за годы войны почти половины трудоспособного населения, сократились посевные площади,  сбор хлеба, вырос государственный долг, нарастала инфляция. Резко снизился  уровень жизни трудящихся масс, возросло социальное расслоение. Наиболее наглядным и опасным проявлением нарастающего экономического кризиса стал продовольственный вопрос. В городах ощущался недостаток продовольствия. Стали вводиться карточки и устанавливаться нормы выдачи муки.

Информация о работе Лекции по "История России"