Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 20:15, курс лекций
В исторической науке существуют четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно – графические, изобразительно – художественные, изобразительно – натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.
1. Основные концепции (интерпретации) исторического развития………….1 2. “Откуда есть пошла Русская земля?”………………………………………...2
3. Принятие христианства на Руси……………………………………………...3 4. Русь и Золотая Орда…………………………………………………………..4 5. Москва – «собирательница земель русских» ……………………………….6 6. Образование Российского централизованного государства. Иван III……...8 7. Россия в XVI веке. Эпоха Ивана Грозного………………………………….9 8.Россия в конце XVI – начале XVII вв. Смутное время (1598 –1613гг.)……13
9. Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха Петра Великого…………….14 10.Рссия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты ………………16
11. Екатерина II (1762 – 1796 гг.). «Просвещенный абсолютизм»………..17
12. Россия в начале XIX в. Александр I «Эра либерализма»………………19
13. Россия в эпоху правления Николая I……………………………………..20
14. Российский либерализм: сущность и своеобразие………………………21
15.Западники и славянофилы………………………………………………….22
16. Отмена крепостного права. Реформы 60 – 70-х годов…………………22
17. Александр III. Эпоха «контрреформ»………………………..................23
18. Россия на рубеже XIX – XX вв…………………………………………..24
19. П.А. Столыпин и судьба реформ в России……………………………...25
20. Россия в 1917 году…………………………………………………………26
21. Гражданская война………………………………………………………..27
22. Годы НЭПа (1921-1928)………………………………………………….28
23. Советский Союз в 30-е годы……………………………………………..28
24. Великая Отечественная война (1941-1945)…………………………..…29
25. СССР в 1946-1953 годы: «апогей сталинизма»………………………..31
26. Десталинизация СССР и начало «оттепели» (1953-1964 гг.)…………31
27. СССР в годы правления Брежнева (1964 – 1982 гг.). Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?.................................................................32
28. М.С. Горбачев и перестройка ……………………………………………34
29. Независимая Россия на этапе экономических и политических преобразований……………………………………….....................................36
В середине века наше Отечество оказалось на распутье политического выбора: еще дальше вправо – к предсказуемой катастрофе, или влево – к некоторой демократизации жизни страны и ее политических сателлитов. Выбор был сделан в пользу второго варианта.
В результате острой борьбы за власть кремлевскую элиту возглавил Н.Хрущев. Начав с реформирования аграрной политики, новый лидер постепенно перешел к реабилитации жертв сталинской диктатуры, что объективно означало десталинизацию режима.
Историческая драма Хрущева состояла в том, что намерения провести общественные реформы проводились лихорадочно и не находили понимания. Например, задача освоения целины проводилась в ущерб зерновым районам страны. Потребовав повсеместного распространения кукурузы, он стал предметом насмешек. Вновь, как и при Сталине подавлялись остатки крестьянской свободы, в виде личного подворья. Участки колхозников урезались, коровы и иная живность отбирались. Реформы хрущевского времени затронули и сферу народного образования. И здесь можно увидеть то же желание достичь быстрого эффекта, то же неумение добиться хоть и незначительных, но реальных сдвигов. Существовавшая система нацеливала на получение образовательного минимума с последующей скоротечной профессиональной подготовкой для работы в достаточно примитивных раннеиндустриальных производствах. Высшее образование было сориентировано лишь на детей из средне и высокообеспеченных семей. С 1958 года начинается компания укрепления «связи школы с жизнью» Десятилетнее образование превращается в одиннадцатилетнее. В старших классах два дня в неделю отводятся на производственный труд. В вузах же возрождаются рабфаки, выходцам с производства предоставляются льготы при поступлении. Однако реальность принесла горькие плоды. Школьники получили дополнительно два дня выходных. А полученные специальности ими практически не использовались. Ослабление требования для одних категорий поступающих в вузы привели к росту взяточничества. Уровень специалистов, выпускаемых вузами начал снижаться. Но главной миной, заложенной Хрущевым на 21 съезде партии, стали некоторые новые пункты партийного Устава. В них были включены положения, что партийные работники, вплоть до уровня секретаря обкома, не могут занимать свои посты более чем на два срока.
2. Бюрократия при Хрущеве стала более человечнее. Сталинская система послушания масс была сильно подточена.
Тема 27. СССР в эпоху правления Брежнева.
1. Брежнев пришел к власти без своей программы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен. Осудив Н.С. Хрущева за волюнтаризм и субъективность, он, прежде всего, позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания. Однако сразу остановить реформаторскую тенденцию, заданную Хрущевым, не удалось, она еще по инерции продолжалась. Так были проведены некоторые, намеченные Хрущевым мероприятия – гарантированная минимальная заработная плата для работающих в колхозах, снижены нормы обязательных поставок, увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию и прочее. Последним всплеском реформаторства был сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965г), на нем по инициативе А.Н. Косыгина, была предложена хозяйственная реформа, в основу которой легли идеи крупных советских ученых В Немчинова, В.Новожилова, Л. Конторовича. Реформа 60 –х. годов была самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики в соответствии с требованиями времени. В основу реформы были положены идеи хозрасчета и самостоятельности предприятия. Основой оценки предприятий стал показатель реализованной продукции, пришедший на смену валу. За счет отчислений от прибыли на предприятиях образовались фонды, средства из которых направлялись на развитие производства, социально-культурные мероприятия, материальное стимулирование. Однако очень скоро сработала психология «частых поправок» и «административных усмотрений». Интересно задуманная экономическая реформа свелась к «разовому» «антиваловому» мероприятию, а затем, встретив мощное сопротивление аппарата, и вовсе сошла на нет. Управление хозяйственной жизнью страны снова стало осуществляться на основе испытанных принципов 30-50-х годов. Да и вообще в той ситуации реформа вряд ли была возможна, т.к. одновременно с провозглашением хозяйственной самостоятельности предприятий сохранялись министерства, ведомства с их верховной административной властью. В 70-80-е годы наша экономика находилась на стадии индустриального развития, тогда как экономика развитых стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней. В то время, когда развитие западных стран определял научно-технический прогресс, у нас в промышленности к началу 80-х были автоматизированы только 10% предприятий. Резко ухудшалась экологическая обстановка. Происходило резкое раскрестьянивание деревни. В стране, которая к началу 60-х вышла на первое место в мире по количеству строящегося жилья, к началу 80-х сложилась острая жилищная проблема. Резкое падение сельскохозяйственного производства осложнило ситуацию с продовольствием. В политической жизни вновь, как и в прошлые годы стала набирать обороты комплиментарная машина. Каждое официальное выступление должно было сопровождаться восхвалением заслуг Брежнева. Насаждался новый культ личности. Лишь появление диссидентства, отстаивавшего принцип «жить не по лжи», а по закону сохраняло надежду на возрождение общественно-политической нравственности. Вновь начал возрождаться поход против инакомыслящей интеллигенции, выдворение неугодных за рубеж. Борьба с диссидентством коснулась многих талантливых ученых, писателей - А.Солженицына, В.Некрасова, И.Бродского, М.Растроповича, А.Сахарова.
3. Социально-экономическое перенапряжение вызывала и гегемониская внешняя политика СССР, фактически открытое вмешательство во внутриполитические разборки в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Даже знаменитая «разрядка», по сути, являлась лишь переносом разорительного военного противостояния с США из Европы в государства «третьего мира».
Пришедший на смену лидеру «застойщиков» Л.Брежневу, Ю.Андропов попытался оживить систему власти и управления, корни которой уходили в прошлые столетия. Но его краткий опыт показал, что пороки этой системы уже давно стали ее органичной частью и ликвидировать.
Тема 28. Горбачев и перестройка.
Придя к власти в 1985 году, М.С. Горбачев начал проводить политику реформ, развитие которой во многих направлениях, особенно ускорившееся с 1989 году, увлекло СССР на путь радикальных изменений». Под лозунгами «гласности» и «перестройки» Горбачев начал осуществлять программу политических и экономических реформ.
Первый этап перестройки – с весны1985года до конца 1986 года. Задачи - научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда.
Второй этап перестройки- с января 1987 года по апрель 1987 года закон о госпредприятии и кооперации.
Третий этап с апреля 1988г по март 1990год - создание многопартийности, антиалкогольная компания.
Четвертый этап – с марта 1990г по август 1991 г. – переход к президентской форме правления.
Положительные стороны перестройки - остановлена «холодная война», вывод войск с Афганистана, расширение торгового сотрудничества с западными и восточными странами.
К лету 1991 года консерваторы решили, что М.Горбачев «заигрался» в демократию и предприняли попытку дворцового переворота с использованием армии. Их «августовский путч» провалился не из-за плохой организации, а из-за того, что «низы» уже не хотели жить по-старому. Но «путч», как это обычно и бывает, расчистил дорогу революционерам, именовавших себя демократами, которые в эйфории победы идти на компромиссы способны еще менее консерваторов.
Запрет КПСС и ликвидация СССР (Беловежское соглашение), устранившие с вершины политического Олимпа генсека ЦК и Президента Союза ССР, увели идеологию перестройки страны и общества не только за пределы Октября, но и Июля 1917 года.
Европеизация России – стала все более и более приобретать черты «вестернизации», озападнивания, осуществляемого в соответствии с отечественным историческим опытом прошлых столетий. С этого времени лозунги демократизации перевоплотились в политику либерализации, основанной, на насильственной методике социально-хозяйственной «шоковой терапии» (освобождение цен, ваучеризация и т.п.).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ИСТОРИЯ РОССИИ
ПРОБЛЕМНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТКА 1 курса
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
МУКМИНОВА Э.А.
Белорецк 2006г.
Оглавление
1. Основные концепции (интерпретации) исторического развития………….1
3. Принятие христианства на Руси……………………………………………...3
9. Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха Петра Великого…………….14 10.Рссия во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты ………………16
11. Екатерина II (1762 – 1796 гг.). «Просвещенный абсолютизм»………..17
12. Россия в начале XIX в. Александр I «Эра либерализма»………………19
13. Россия в эпоху правления Николая I……………………………………..20
14. Российский либерализм: сущность и своеобразие………………………21
15.Западники и славянофилы…………………………………………………
16. Отмена крепостного права. Реформы 60 – 70-х годов…………………22
17. Александр III. Эпоха «контрреформ»………………………........
18. Россия на рубеже XIX – XX вв…………………………………………..24
19. П.А. Столыпин и судьба реформ в России……………………………...25
20. Россия в 1917 году…………………………………………………………26
21. Гражданская война………………………………………………………..27
22. Годы НЭПа (1921-1928)…………………………………………………
23. Советский Союз в 30-е годы……………………………………………..28
24. Великая Отечественная война (1941-1945)…………………………..…29
25. СССР в 1946-1953 годы: «апогей сталинизма»………………………..31
26. Десталинизация СССР и начало «оттепели» (1953-1964 гг.)…………31
27. СССР в годы правления Брежнева (1964 – 1982 гг.). Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?......................
28. М.С. Горбачев и перестройка ……………………………………………34
29. Независимая Россия на этапе экономических и политических преобразований……………………………………….
Используемая литература
1. История России IX – XX вв. Курс лекций под редакцией доктора исторических наук, профессора Б. В. Леванова. – М.: Зело, 1996. -750 с.
2. История России с Древнейших времен до конца XVII в. /Отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. В 3 т. – М., 1997.
3. Политическая история Российского государства. /Под ред. Проф. Ш.М. Мунчаева.- М., 1998.
4. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.,1997.
34