Лекции по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 189.70 Кб (Скачать файл)

1. История  как наука. Основные исторические  теории современности.

История -  это наука о прошлом  человека.

Функции истории:

1 Познавательная (изучаем)

2 Мировоззренческая (система убеждений)

3 Прогностическая (функция предвиденья)

Методы истории

1 Метод историзма – любое  явление необходимо рассатривать  в развитии и с точки зрения  той эпохи, в которую оно  происходило

2 Метод альтернативности – необходимо  рассматривать разные варианты  развития событий

Виды исторических связей между  событиями

1 Хронологические связи (ответ  на вопрос когда?)

2 Географические (… где?)

3 Причинно-следственные (… почему?)

Основные исторические теории

1 Формационная теория. Существуют  и этапы истории человечества: 1первобытно общинный 2 рабовладельческий  3 феодальный 4 капиталистический

2 Модерницационная. Существуют 3 этапа  истории человечества: 1доиндустриальное  общество 2индустриальное общество 3 постиндустриальное общество

3Цивилизационная теория. История  человечества состоит из историй  отдельных цивилизаций

А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и  многообразных действий и поступков  отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом  изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

В связи с тем, что содержанием  исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти  чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных  отраслей исторического знания, а  именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства  и права и т.д.

2.Восточные  славяне до образования древнерусского  государства.

Родина славян это территория современной  Польши.

В 5-6 веке происходит расселение славян на запад, юг и восток. Восточные  славяне заселили территорию Восточно-Европейской  равнины. Восточные славяне расселялись  главным образом вдоль рек, вокруг озер.

Занятия восточных славян

1 Подсечно-огневое земледелие (вырубка  леса)

2Домашнее скотоводство 

3 Промыслы (охота, рыбалка, ремёсла)

4Транзитная торговля

Основным занятием восточных славян в степной и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах  — охота, рыболовство. У восточных  славян собственность на землю, орудия труда и домашний скот сложилась  не в рамках государства, а в период перехода к классовому обществу. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Роль земледелия в жизни восточных  славян проявлялась и в названиях  земледельческих культур. Так, нива называлась жизнью, а основная земледельческая  культура — житом. Совершенствование  орудий труда происходило именно в сфере земледелия.

 Славяне пользовались сохой  с железным наконечником (сошник), серпом, мотыгой. Основными сельскохозяйственными  культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Все 

большее распространение получало пашенное земледелие. Появился плуг с  железным лемехом, В VI—IX вв. пашенное земледелие продвинулось на север. В лесных районах  сохранялось подсечное земледелие. Наряду с земледелием развивалось  скотоводство (коровы, лошади, козы, свиньи).

 Совершенствование орудий труда  привело к появлению излишков  продуктов, которые употреблялись  славянами для обмена с соседними  племенами и иноземными народами. На этой основе возникали торговые  связи восточных славян, складывавшиеся  вокруг будущих градов и городищ,  а также торговые отношения  с Византией. Развивалось ремесло  — производство орудий труда,  оружия, украшений, в котором специализировались  определенные группы мастеров-ремесленников  (кузнецы, гончары и др.)

Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным  силам природы. Отсюда — культ  бога неба и огня Сварога и его  сыновей Сварожичей, бога грозы Перуна, жертвоприношения, обряды похорон и  т. п.

В VI в. анты совершили несколько  походов на Византию. Факты многолетних  походов, совершенных многочисленными  дружинами, позволяют говорить о  довольно высоком уровне военной  организации и высоком уровне развития производительных сил у  восточных славян. Власть в дружинах основывалась на подчинении воинов военачальнику  — князю. Военные походы славян заканчивались  победами над одряхлевшей рабовладельческой  Византией. Успехи славян в войнах с  Византией способствовали падению  в последней рабовладельческого строя.

 В IV в. н. э. восточные  славяне вступили в стадию  разложения  родовых отношений. 

 Появление излишков продуктов  труда, развитие обмена между  различными племенами привело  к возникновению имущественного  неравенства у восточнославянских  племен, к появлению частной собственности.  Распад патриархальной общины  на семьи и накопление собственности  в руках отдельных семей явились  предпосылками возникновения социальных  групп внутри родового строя. 

 Однако у славян рабовладение, сопутствующее этим изменениям, не стало основным способом  производства. Славяне, так же  как и некоторые другие народы  Центральной Европы и Азии (германцы, монголо-татары), миновали в своем  развитии рабовладельческую стадию.

 Рабовладельческий способ производства  в Европе уже изжил себя. Рабский  труд стал непроизводительным, не  стимулирующим дальнейший прогресс  общества.

 У земледельческих восточнославянских  племен рано сложившаяся общинная  собственность на землю определяла  все отношения между членами  общины. Родовая община превращалась  в соседскую, территориальную  (мир, вервь), основой которой являлись  поземельные отношения. 

 Процесс разложения родового  строя у славян совпал с  разложением рабовладельческого  строя в южной Европе. Столкновение  с рабовладельческим строем во  время войн с Византией привело  к тому, что славяне пошли по  более прогрессивному пути исторического  развития — пути становления  феодальных отношений. 

 Известны значительные объединения  славян этого периода во главе  с князьями. Легендарный Бож, Кий  (основатель Киева) и его братья  Щек и Хорив упоминаются в  источниках того времени. В  арабских источниках VIII в. упоминаются  и славянские княжества, такие,  как Куявия (вокруг Киева), Славия, Артания. Возникали новые отношения,  предпосылки для объединения,  новые черты внутри родовой   организации славян.[

На перекрёстках торговых путей  появляются первые города. С 6-9 века формируется  восточнославянская государственность.

 

3.Образование  Киевской Руси. Норманнская теория.

862г. – призвание варягов на  княженье в Новгород. Варяги завершили  процесс формирования Древнерусской  государственности, потому что  появилась правящая династия  Рюриковичей, она булла у власти  с 862 по 1598г.

1. В конце IX в. произошел процесс  образования единого Древнерусского  государства. Он состоял из  двух стадий:

- призвания на княжение в  862 г. жителями Новгорода варягов  во главе с Рюриком и его  дружиной, установления власти Рюриковичей  над Новгородом;

- насильственного объединения  варяжско-новгородской дружиной  восточнославянских племен, расселившихся  вдоль Днепра, в единое государство  — Киевскую Русь.

Утвердившись у власти в Новгороде  и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская  дружина начали объединение под  своей властью соседних восточнославянских племен:

В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

- норманнская, согласно которой  государство славянским племенам  принесли варяги (норманны);

- древнеславянская, отрицающая роль  варягов и утверждающая, что государство  было и до их прихода, но  сведения в истории не сохранились,  также выдвигается гипотеза, что  Рюрик был славянином, а не  варягом.

Норманская теория – комплекс научных  представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые  западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства. Первое государство восточных славян получило название “Русь”, со столицей в Киеве.

В летописях можно найти много  легендарного, связанного с варягами. На основе сообщений о варягах, учёные в XVIII – XX веках отстаивали норманскую теорию происхождения русского государства. Её суть в том, что государственный  уклад был привнесён на Русь извне, норманцами – носителями западной культуры. Сами восточные славяне, якобы, не могли создать государство  из-за своей отсталости.

Причины призвания варягов:

Рядом не было другой военной силы.

Близки ильменским словенам по языку, религии и т.д.

Другие варяжские дружины перестали  вторгаться в словенские земли.

 

4. Первые  киевские каганы: Олег, Игорь, Святослав.  Реформы Ольги.

Правители

1 Рюрик 862-879г.

2 Олег Вещий 879-912г. В 882г.  Захватил Киев и перенес туда  столицу возникло общерусское  гос-во   Киевский каганат с  882 по 988г. Неутомимый воин, Олег  проводил много времени в походах,  подчиняя и облагая данью различные  племена — древлян, северян,  радимичей, ходил войной на  уличан, тиверцев, хазар. С образованием  государства менялся характер  военных экспедиций: целью становилась  не только добыча, а и решение  задач политических — защита  или расширение территории, достижение  господства над соседями, упрочение  внешнеполитического положения.

Из военных предприятий наиболее известен поход Олега на Константинополь  в 907 г.

3 Игорь Старый 912-945г. (князь неудачник)  Ему удалось отразить набеги  и наладить на время отношения  с кочевниками-печенегами, обитавшими  в южнорусских степях. При нем  продолжилось расширение границ  на юг, к Черному морю, в результате  чего русские поселения появились  на Таманском полуострове. Удалось Игорю подчинить себе уличан, до того успешно сопротивлявшихся правителям Киева.

4 Ольга Святая 945-957г. Налоговая  реформа ольги- Установлен общий  размер, место и время сбора  дани В действиях Ольги легко  усмотреть стремление отомстить  за гибель мужа. При Ольге было  не просто положено начало  создания упорядоченной и организованной  системы налогообложения, без  которой не может успешно функционировать  государство; места сбора дани  стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского  князя на местах. Ольга одна  из первых осознала необходимость  сближения с Византией как  потребность государственную.

Ольга была первым реформатором на Киевской Руси.

Она первая начала сбор дани, чтобы  предотвратить последующие восстания  или вспышки недовольства среди  подданных.

Был установлен размер дани: большой, средний и маленький. В летописи они назывались: уставами, уроками, оброками.

Возле каждого большого города Ольга  заложила погосты -  административно-хозяйственные  ячейки, где представители княжеской  власти регулярно собирали дань и  чинили суд. Ольга заменила сезонное полюдье сбором дани в погостах. Потом погостами называли несколько  населенных пунктов (в наше время  – это сельсовет). После распространения  христианства на месте погостов были построены церкви. Где-то с XVIII века это слово используется в значении «сельское кладбище».

Княгиня Ольга была очень хорошим  дипломатом и старалась решить все  вопросы не путем кровопролития, а словом и миром. Важнейшим политическим и стратегическим партнером Киевской Руси являлась Византия.

В середине 50-х годов Х века Ольга  с большим посольством отправилась  в Византию. Там она решила принять  христианскую веру и при крещении получила имя Елены. В «Повести временных  лет» описано, что Ольга очень  понравилась византийскому императору, и он захотел жениться на ней, на что она ответила, что по своей  вере является язычницой и попросила  его окрестить ее. Император крестил  Ольгу, а затем снова предложил  ей стать его женой. Она ответила, поскольку ты крестил меня и назвал своей дочерью, а это у крестьян не разрешается. Вот так мудрая Ольга  сумела перехитрить императора.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"