Лекции по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 189.70 Кб (Скачать файл)

Отправляясь в Византию, Ольга пыталась установить мирные отношения между  государствами и подтвердить  соглашения со времен Игоря. Поскольку  в те времена соглашения действовали  до того времени пока правил человек  с которым эти соглашения укладывали. Поскольку Игорь погиб, то соглашения надо было возобновлять.

Ольга стремилась сохранять независимость  государства, хоть воины и принимали  участие во всех войнах Византии того времени. В 959 году Ольга обратилась с просьбой прислать миссионеров  для проповеди христианства к  императору Священной Римской империи  Оттону 1, противнику Византии. Миссионеры прибыли в Киев во главе с епископом  Адальбертом, но встретили очень  холодный прием и должны были вернуться  домой. Киев не принял римско-католической церкви.

Ольга была христианкой, а ее сын  Святослав оставался язычником. Княгиня пыталась научить сына христианской вере, но все безуспешно. Святослав  отказывался, поскольку вся дружина  были язычниками. Сама Ольга став христианкой  сильно изменилась. Она забыла языческую  жестокость и стремилась жить по закону любви христианской. Ольга умерла в 969 году.

 

5. Религиозные  реформы Владимира I. Крещение  Руси.

Владимир (красно солнышко) 1980-1015г. Внешняя  политика – борьба с печенегами. Внутренняя политика – религиозные  реформы: 980 – языческая реформа; 988 – крещения Руси. Главная причина  крещения Руси – это союз с Византией. Владимир отобрал из огромного числа  языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять - западное или восточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, тик и со стороны Константинополя. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь "из варяг в греки", с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству. "Князь Владимир принял новую веру, имея возможность познакомиться с нею и узнать её превосходство и внутреннюю силу"[1]. Князь и его дружина приняли христианство в 988 г."За крещением князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси"[1]. Новая религия отвечала интересам знати и дружинников, а также потребностям социального строя, который утверждался в качестве господствующего в Древней Руси.

 

6. Княжеские  междоусобицы XI-XII веков и распад  Киевской Руси.

С 1054-1113г. Княжеские междоусобицы

Причины:

1 Увеличение кол-ва князей

2 Оседание дружинников на земли

3 Политическая роль городов

4 Передача власти от брата  к брату

В 1113г. Народное восстание в Киеве. Князем был провозглашён Владимир Мономах  – 113-1125г. – устранил половецкую угрозу. Половцы становятся союзниками Русских.

Причины распада Киевской Русси

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный  и даже прогрессивный процесс, связанный  с увеличением боярского землевладения[1]. В княжествах возникла собственная  знать, которой было выгодней иметь  своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя  киевского.

Последствия распада

Являясь закономерным явлением, раздробленность  способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало  по времени с неблагоприятной  внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая  снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений  на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией  с двух других направлений. Появились  враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду  и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло  монголо-татарское нашествие с  юго-востока, после которого русские  земли попали под власть Золотой  Орды.

 

7. Новгородская республика,Галицко-Волынское  и Владимиро-Суздальское княжества.

Новгородская феодальная боярская республика - феодальное государство  на Руси в XII -XV вв. В период русского средневековья в Новгороде товаро - денежные отношения находились на высоком уровне. Сложилась местная  мощная боярская олигархия. Тенденции  к политическому обособлению  проявились уже в XI в. С 1136 г. Новгород начинает приглашать князя на по своему усмотрению. Власть князя боярство сумело значительно ограничить. После этого в Новгороде установилось республиканское правление: все важнейшие вопросы в жизни новгородцев - заключение мира, объявление войны, внешние сношения - решались на вече, где власть принадлежала боярству. На вече выбирались высшие должностные лица: посадник, тысяцкий, архиепископ. Новгородцы избежали монгольского нашествия и разорения, согласившись на выплату дани. С XIV в. Москва начала процесс объединения русских земель. Существование Новгородской боярской республики стало препятствием на пути преодоления феодальной раздробленности. В этой борьбе Москва использовала недовольство новгородцев узурпацией власти в Новгороде несколькими боярскими семьями. С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованного государства. Новгородская боярская феодальная республика перестала существовать.

Владимиро-Суздальское  княжество  - в период феодальной раздробленности (начало XII - начало XV вв.) на Руси - один из центров всей общерусской жизни. В XI - XII вв. именно владимиро - суздальские князья заложили основы новой русской государственности. В VI - VIII вв. славяне стали расселяться между Волгой и Окой. В IX - XI вв. здесь уже стояли Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Дмитров, Юрьев, Муром. Самостоятельное развитие Владимиро-Суздальской земли началось в правление младшего сына Владимира Мономаха - Юрия Долгорукого (1154 - 1157 гг.). Он сделал своей столицей Суздаль. Благоприятное географическое положение обусловило экономическое развитие княжества, выразившиеся в появлении новых городов, среди которых была и Москва (1147 г.). В княжестве укреплял свою собственную власть. В 1155 г. Юрий Долгорукий стал великим киевским князем. С 1157 г. владимиро-суздальским князем стал старший сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский (1157 - 1174 гг.). За 20 лет своего княжения Андрей Боголюбский многое сделал для укрепления княжеской власти. Укреплял свою власть, распространял свою власть на другие земли, украшал, возвышал свое княжество, пытался превратить свое княжество в религиозный центр Руси. Посылал войска и на Новгород, и на Киев, и на Волжскую Булгарию. Крутые и решительные действия князя вызвали недовольство бояр. В результате в его окружении возник заговор, и в 1174 г. князь был убит. После его смерти на престоле оказался его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212 гг.). Его правление - период наивысшего могущества Владимиро-Суздальского княжества. После его смерти княжество стало распадаться на более мелкие. Но с этого времени именно на владимиро-суздальских князей стали смотреть как на защитников всей русской земли.

Галицко-Волынское княжество  - древнерусское княжество, образовавшееся в 1199 г. в результате объединения князем Романом Мстиславичем (1199 - 1205 гг.) Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Столица - гг. Галич, Холм, Львов. После смерти Романа Мстиславича, Галицко - Волынское княжество распалось на ряд княжеств. Расцвет княжества наступил при князе Данииле Романовиче (1205 - 1264 гг.). В 1240 - 1241 гг. территория княжества подверглась нападению хана Батыя. В 1245 г. Даниил Романович вынужден был признать зависимость княжества от Монгольской империи. В конце XIII в. в княжестве насчитывалось 80 городов. Из-за постоянных раздоров местной знати и князей княжество постепенно слабело и в XIV в. было захвачено Польшей, Венгрией, Литвой. (См. в хрестоматии статью «Особенности развития Галицко-волынского княжества в период политической раздробленности»).

 

8. Культура  Киевской Руси и древнерусских  княжеств.

С 1132-1861г. – период феодализма. Феодальное общество-это аграрное, сословное  и религиозное общество. Аграрное - основой экономики является натуральное  сельское хоз-во. Сословное. Сословия –  это социальные группы с наследственными  правами и обязанностями. Сословия объеденяются в классы:Феодали(земледельца  руководители) и крестьяне(земледельцы  производители).Религиозное – господствует религиозное мировоззрение

Руси явилась разработанная  двумя болгарскими монахами Кириллом 827 - 869 и Мефодием 815 - 885 славянская азбука кириллица. Это было историческое событие  в области духовной культуры многих народов. Славянская азбука позволила выразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского и украинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация

Руси в форме православия закрепила  и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской  культуры. Византийское православие, которое  утверждалось в Киевской Руси, имело  в этом отношении существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жестких  ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственно возможными считались три языка древнееврейский, греческий и латинский.Это языки, на которых были написаны Ветхий и  Новый Завет, которыми владели и  папы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный. Восточная  же церковь, к которой относится  и православие, разрешала молиться и на других языках. Это право  отстаивал один из просветителей  славянских народов Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания вместе с братом


Мефодием славянской азбуки отправился в Италию, то его встретили там  упреками за отступление от традиций, от канонов, согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов  и богословов, т. е. на одном из трех традиционных языков. Новая собственная  письменность послужила основой  бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых  цивилизованных государств средневековой  Европы в XI -XIII веках.

9. Монголо-татарское  нашествие и становление монголо-татарского  ига.

В 1206г. На дальнем Востоке образованно  монгольское гос-во – основатель Чис Гин Хан. Причина монгольских  завоеваний нехватка пастбищ. В 1223г. Монголы  напали на половцев. Битва на Калке . В 1223 г. Русско-половецкое войско было разбито. В 1237-1240 батыево нашествие  на Русь В 1242 Батый основал гос-во Золотая орда. В 1243г. Русские земли  входят в состав Золотой орды В 1237-1257г. Формируется монголо татарское  иго. Причина Иго: Военное превосходство  монголо-татар, раздробленность Руси, западная агрессия Основные эл-ты ига: Военые набеги, Выдача ярлыков на княженье, выплата дани-ордынский выход 

С 1243-1480г. – наша страна стала Русский  УУС Золотой орды- столица стала  Владимир.Глава Князь Владимир.

Последствия ига: Разорение Руси,Замедление развития, Утрата государственности, максимальная раздробленность, Расспад древне –русской народности..

 

10. Военно-политическая  деятельность Александра Невского.

 Князь Александр был сыном  великого князя Ярослава.  Его  мать звали Феодосией.  Ростом  Александр был выше других,  голос у него был как труба,  а лицо — прекрасно.  Он был  сильным,  мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра.  Вернувшись к своим,  Андреяш говорил,  что не встречал человека,  подобного  Александру.

Услышав об этом,  король Римской  веры из Полуночной страны захотел  завоевать землю Александрову,  пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением,  что он,  король,  берёт его  землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии,  принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной.  У Александра даже не было времени  послать весть к отцу,  и  многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской,  носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп),  Александром  был поручен морской дозор.  Разведав о силе вражеского войска,  Пелугий пошёл навстречу Александру,  чтобы рассказать обо всём.  На рассвете Пелугий увидел плывшую  по морю ладью,  а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба.  Они  сказали,  что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра,  Пелугий  поведал ему о видении.  Александр  велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил  копьём.  В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич,  Сбыслав Якунович,  Иаков,  Миша,  Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и  на другом берегу реки Ижоры,  где  войско Александра не могло пройти.  Их перебил ангел Божий.  Оставшиеся враги бежали,  а князь возвратился  с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили  город на Александровой земле.  Александр немедля срыл город,  одних врагов казнил,  других взял в плен,  а третьих помиловал.На третий год,  зимой,  Александр  сам пошёл на немецкую землю с  большим войском.Ведь враги уже  взяли город Псков.  Александр  освободил Псков,  но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере.  Лёд там покрылся кровью.  Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в  воздухе,  которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой,  духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"