Лекции по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 189.70 Кб (Скачать файл)

Литовцы начали разорять волости Александровы,  но Александр разбил их войска,  и  с тех пор они стали его  бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь.  Он послал послов к Александру и велел князю  приехать к нему в Орду.  После  смерти отца Александр с большим  войском пришёл во Владимир.  Весть  о грозном князе разнеслась по многим землям.  Александр,  получив  благословение от епископа Кирилла,  поехал в Орду к царю Батыю.  Тот  воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея,  суздальского князя (младшего брата  Александра),  и его воевода  Невруй разорил Суздальскую землю.  После этого великий князь  Александр восстановил города и  церкви.

К Александру пришли послы от римского папы.  Они сказали,  что прислал  папа Александру двух кардиналов,  которые  расскажут о законе Божьем.  Но Александр ответил,  что русские  закон знают,  а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с  ним в поход.  Александр приехал  в Орду,  чтобы уговорить царя не делать этого.  А сына своего Дмитрия  послал на Западные страны.  Дмитрий  взял город Юрьев и возвратился  в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел.  Он принял монашество перед смертью,  стал схимником  и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру.  Митрополит,  священники и весь народ встретили его  в Боголюбове.  Были крики и  плач.

Положили князя в церкви Рождества  Богородицы.  Митрополит Кирилл хотел  разжать руку Александра,  чтобы  вложить в неё грамоту.  Но умерший  сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и  его эконом Себастьян. 10 Военно-политическая деятельность Александра Невского.

 Князь Александр был сыном  великого князя Ярослава.  Его  мать звали Феодосией.  Ростом  Александр был выше других,  голос у него был как труба,  а лицо — прекрасно.  Он был  сильным,  мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра.  Вернувшись к своим,  Андреяш говорил,  что не встречал человека,  подобного  Александру.

Услышав об этом,  король Римской  веры из Полуночной страны захотел  завоевать землю Александрову,  пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением,  что он,  король,  берёт его  землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии,  принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной.  У Александра даже не было времени  послать весть к отцу,  и  многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской,  носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп),  Александром  был поручен морской дозор.  Разведав о силе вражеского войска,  Пелугий пошёл навстречу Александру,  чтобы рассказать обо всём.  На рассвете Пелугий увидел плывшую  по морю ладью,  а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба.  Они  сказали,  что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра,  Пелугий  поведал ему о видении.  Александр  велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил  копьём.  В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич,  Сбыслав Якунович,  Иаков,  Миша,  Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и  на другом берегу реки Ижоры,  где  войско Александра не могло пройти.  Их перебил ангел Божий.  Оставшиеся враги бежали,  а князь возвратился  с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили  город на Александровой земле.  Александр немедля срыл город,  одних врагов казнил,  других взял в плен,  а третьих помиловал.

На третий год,  зимой,  Александр  сам пошёл на немецкую землю с  большим войском.  Ведь враги уже  взяли город Псков.  Александр  освободил Псков,  но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере.  Лёд там покрылся кровью.  Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в  воздухе,  которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой,  духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы,  но Александр разбил их войска,  и  с тех пор они стали его  бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь.  Он послал послов к Александру и велел князю  приехать к нему в Орду.  После  смерти отца Александр с большим  войском пришёл во Владимир.  Весть  о грозном князе разнеслась по многим землям.  Александр,  получив  благословение от епископа Кирилла,  поехал в Орду к царю Батыю.  Тот  воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея,  суздальского князя (младшего брата  Александра),  и его воевода  Невруй разорил Суздальскую землю.  После этого великий князь  Александр восстановил города и  церкви.

К Александру пришли послы от римского папы.  Они сказали,  что прислал  папа Александру двух кардиналов,  которые  расскажут о законе Божьем.  Но Александр ответил,  что русские  закон знают,  а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с  ним в поход.  Александр приехал  в Орду,  чтобы уговорить царя не делать этого.  А сына своего Дмитрия  послал на Западные страны.  Дмитрий  взял город Юрьев и возвратился  в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел.  Он принял монашество перед смертью,  стал схимником  и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру.  Митрополит,  священники и весь народ встретили его  в Боголюбове.  Были крики и  плач.

 

11. «Собирание  земель» вокруг Москвы.

Ключевые даты

1389—1425 гг. — княжение Василия  I.

1392—1393 гг. — присоединение Суздальско-Нижегородского  княжества.

1395 и 1408 гг. — поражение от  войск Тимура и эмира Едигея, возобновление уплаты дани Орде.

1425—1462 гг. — княжение сына Василия  I Василия II Темного.

1433—1453 гг. — феодальная война.  Причина — династический кризис  из-за наличия двух завещаний:  Дмитрия Донского в пользу  брата Василия I Юрия Дмитриевича  Звенигородского и Василия I в  пользу своего сына Василия  II (в 1425 г. ему исполнилось 10 лет). Повод — скандал на свадьбе  Василия II из-за «золотого пояса». (* В чем его суть и кто  его инициатор? От­вет: этот пояс  был реликвией московских князей, одним из символов власти. Он  был украден и впоследствии  оказался в семье Юрия Звенигородского.  Инициатором скандала стала мать  Василия II Софья Витовтовна, приказавшая  отобрать пояс у сына Юрия  Василия Косого, нанеся тем самым  тяжелое оскорбление.)

1433—1434 гг. — Юрий Звенигородский  одержал ряд побед. В марте  1434 г. он захватил Москву, но  через три месяца умер. Началась  борьба между его сыновьями  — Василием Косым и Дмитрием  Шемякой — и Василием II.

1445—1447 гг. — Василий II, потерпев  пораcf жение от казанского хана  Улу-Мухаммеда, был освобожден  из плена за обещание собрать  выкуп в 200 тыс. рублей. Повышение  налогов вызвало недовольство  населения. Этим воспользовался  Дмитрий Шемяка и захватил  Москву. Василий II был ослеплен (февраль  1446 г.) и вынужден отречься от  власти. Но московские бояре перешли  на сторону Василия II. (* Почему? Ответ: опасались, что их заменят  приближенными Дмитрия Шемяки.) В  1447 г. Дмитрий Шемяка бежал  из Москвы.

1453 г. — убийство Дмитрия Шемяки  в Новгороде, прекращение войны.

Итоги войны: разорение страны, усиление власти Золотой Орды — в ходе войны к ней апеллировали оба  претендента на престол.

Особый интерес представляет вопрос о сущности феодальной войны. Долгое время считалось, что феодальная война представляла собой борьбу сторонников (Василий II) и противников (звенигородские князья) централизации. В настоящее время более убедительной представляется концепция А. А. Зимина, согласно которой оба лагеря выступали  за объединение русских земель, речь шла лишь о том, какая династия возглавит этот процесс. При этом победа Василия И, опиравшегося на феодальный центр, где начали формироваться  крепостнические отношения, привела  к усилению деспотизма, что было отнюдь не единственной и далеко не лучшей альтернативой развития России

 

12. Социально-экономическое  развитие России в XIV-XV веках.

Конец XIII-XIV вв. - время роста крупное  землевладения. Вспомним, что первые вотчины (княжеские, церковные,боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее

время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путяхвозникновения частной земельной собственности  вызывает внауке споры. Одни видят возможность  ее появления "снизу",когда наиболее состоятельный общинник превращает свойнадел в собственность (аллод), начинает эксплуатироватьменее состоятельных  крестьян, становясь постепенно мелкимвотчинником. Другой путь - "сверху", когда боярскиевотчины  образовывались путем пожалования  великим княземземли. Наконец, была возможна и покупка земли у  общины насредства, полученные от неземледельческих  доходов(например, торговли). Последняя  была характерна для Новгородских земель.

Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчиныбыли первопачально  невелики", - констатировал современныйисторик В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее  всего,они служили для княжеских  вассалов и слуг своеобразныминебольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства натурального хозяйства  для феодала было в равной степени  не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок  зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна".

 Количественно боярские вотчины  также были в это время немногочисленны.

Более быстро крупным землевладельцем  становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана  с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли

 освобождались от даней. С  середины XIV в. в монастырях происходит  переход с "келиотского"  устава к "общежитийному". В  первом случае монастырь состоял  из ряда

 обособленных келий, а жившие  в них монахи имели свое  хозяйство, и, таким образом,  монастырь в целом не являлся  собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит  реформу. Согласно "общежитийному"  уставу монахи должны были  отказаться от личной собственности,  а монастырь становится общиной  с коллективной собственностью, получает возможность широко  приобретать имущество, в том  числе земли. Монастырям начинают  жаловать земли князья. Именно  этим путем

создается первоначальное богатство  большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих  князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное  частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной  Руси (не говоря о Севере) преобладало  свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или "черной волостью". Отсюда название - черносошные крестьяне (сам термин "крестьяне",

 обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.). Вопрос  о социальной природе собственности  в черной волости - сложный  и спорный. Ряд исследователей  полагают, что черные земли находились  в полной собственности крестьянских  общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит  из существования на Руси в  XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаютя  феодально-зависимыми от государства  в целом, а налоги рассматриваются  как форма феодальной ренты.  Наконец, третьи говорят о черных  крестьянах как собственниках  своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных  крестьян было легче, чем частновладельческих.

Впрочем, частновладельческие крестьяне  не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники  и серебреники. Половники представляли собой обезземельных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую  были обязаны погашать половинной долей  урожая. Они являлись резервом для  вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебреники - это крестьяне, которым господин давал в долг деньги ("серебро") с условием последующей  уплаты с процентами ("серебро  ростовое") или же работы за проценты ("серебро издельное").

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"