Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "История"
Другой тип источников - литературные памятники: повести, сказки и мифы, которые знакомят нас не только с историей духовной культуры, но и с социальными отношениями в странах древнего Востока.
Таким образом, в настоящее время ученые располагают разнообразными памятниками, написанными на языках различных народов древнего Востока. Число этих памятников возрастает с каждым годом. Именно они служат основным источником при изучений истории древнего Востока.
Первоисточники по истории древнего Египта отличаются большим своеобразием. Мы не найдем в Египте даже попыток дать полный обзор истории своей страны, не говоря уже о выявлении реальных причин исторического процесса и сравнении с развитием других стран и народов.
Только в эллинистический период египетский жрец Манефон написал на греческом языке общий очерк истории Египта с древнейших времен до своего времени. Причиной всех происходивших на протяжении тысячелетий перемен он считал гнев или милость богов.
Однако хотя истории, стоящей на уровне Фукидида и Полибия или хотя бы Геродота, Египет не создал, но подготовительный шаг в этом направлении был египтянами сделан. Именно от Египта до нас дошла древнейшая в мире летопись (так называемый Палермский камень), охватывающая время правления первых пяти династий. Она отличается исключительной точностью и последовательностью в изложении фактов. Поверхность каменной плиты разграфлена с лицевой и оборотной сторон на прямоугольники, и в каждый из них вписаны события соответствующего года. Несмотря на краткость и даже скудость текста, мы узнаем и воинственное время Снефру, и благочестивую и ушедшую в культ Ра V династию, и смуты в конце IV; слышим о сношениях Египта с Синаем, Ливаном и Пунтом (Б. А. Тураев, Египетская литература, М., 1920, стр. 46).
Иной характер носят летописи Нового царства. Наиболее ярким образцом их служат тексты на стенах Карнакского храма, увековечивающего деяния Тутмоса III. Они охватывают небольшой отрезок времени, но зато излагают события гораздо подробнее, со статистическими сводками и поэтическими отступлениями, например речами царя и вельмож. Каких-либо обобщений в этих летописях мы не найдем. Отбор фактов весьма произвольный; увековечиваются лишь события, свидетельствующие о доблести и успехах фараона, неудачи замалчиваются, о восстаниях угнетенных народных масс не говорится ни слова. Иной характер носят царские надписи, выдержанные в стиле панегириков, в которых противопоставляются достижения настоящего времени несчастьям прошлого. Авторы здесь стремятся с наибольшей резкостью подчеркнуть контраст и, говоря о мрачных былых временах, даже сгущают краски.
В надписях Камоса сопоставляется
время гиксосского ига в
Параллелью может служить Надпись о реставрации культа Амона, где неудачное царствование нечестивого царя (Эхнатона) противопоставлено правлению праведного фараона, восстановившего привилегии храмов и жречества.
Особенно показательна так называемая историческая часть Большого папируса Гаррис. Здесь рассказывается о темных временах конца XIX династии, о голоде, о восстании чужеземных рабов во главе с сирийцем Ирсу, о конфискации храмовых богатств и вслед за тем рисуется отрадная картина умиротворения и довольства, наступившая при благочестивом царе.
Во всех этих произведениях виновником перехода от ужасов прошлого к радостям настоящего оказывается фараон, выполняющий волю богов.
Однако наибольшее возвеличение фараона мы находим в описании битвы Рамсеса II с хеттами. Здесь фараон противопоставляется не своим предшественникам, а Современникам и Подданным.
Неудачи в первой фазе битвы приписываются египетским воинам и военачальникам, и только сам фараон (с помощью бога Амона) спасает положение и единолично (!) разбивает полчища врагов.
Видное место среди первоисточников занимают жизнеописания высокопоставленных лиц. Тут мы встречаем и придворных сановников (Уна, Маи), и наместников (Хуфхор, сиутские номархи), и военачальника Яхмоса, и зодчего Инени и т. д. Иногда автобиография принимает форму художественного произведения, предназначенного для занимательного чтения (Приключения Синухета).
Цель всех этих жизнеописаний, ведущихся от имени автора (хотя и после его. смерти),- прославление героя. Последующие поколения, узнав о добродетелях и заслугах покойного (якобы из его уст), должны позаботиться о его культе. Хотя пристрастие чувствуется тут не меньше, чем в царских надписях, тем не менее между строк можно прочесть много интересного. Здесь имеются сообщения и о хищнической внешней политике, и о придворных интригах и намеки на нужду и бедствия народных масс. Нужно только уметь критически анализировать приводимые факты.
Исключительное значение для изучения социально-экономических отношений рабовладельческого Египта имеют произведения художественной литературы. Так, о напряженном положении в стране и недовольстве трудящихся масс мы узнаем из Поучения Гераклеопольского царя.
Грандиозное восстание бедняков и рабов описано в Речении Ипусера. Конечно, это не история, не летопись, даже не мемуары. Автор не признает никакой последовательности в изложении событий. Он описывает свои наблюдения и переживания без всякой системы. Здесь отсутствуют даты (лишь по косвенным данным акад. В. В. Струве отнес восстание к концу Среднего царства), имена действующих лиц (даже фараон упомянут анонимно). И тем не менее яркое изображение народного гнева, жертвами которого оказываются знать и богачи, дышит правдой, чувствуется, что все эти сцены написаны с натуры. Классовое пристрастие автора, явные преувеличения, объяснение восстания нравственной испорченностью людей - все это бросается в глаза. Некоторые дополнительные сведения об этих событиях можно извлечь из Пророчества Неферти.
Много материала, характеризующего быт и нравы Египта, содержится в Поучении Ахтоя, сына Дуауфа и школьных поучениях Нового царства.
Природные условия. Египет занимает узкую долину реки Нила, окаймленную с запада и с востока горами; ширина долины составляет всего 15-25 км. Западные горы отделяют Нильскую долину от пустыни Сахары, в древности называвшейся Ливией. За восточными горами тянется берег Красного моря. На юге течение Нила преграждали крутые пороги, затруднявшие судоходство и сношение Египта с южными странами. На севере долина расширяется и кончается дельтой реки Нила. В древности область Дельты была дикой и заболоченной, не имевшей хороших бухт.
Такое географическое расположение Нильской долины предоставляло ей значительные преимущества в сравнении с Двуречьем. Горы, примыкающие к долине, богаты строительным камнем - гранитом, базальтом, известняком. В восточных горах и особенно в горах Нубии имелись богатые запасы золота. В долине Нила росли некоторые ценные древесные породы - финиковая пальма, тамариск, сикомора (из породы акаций), стволы которых употреблялись на постройку речных судов и на разные плотничные поделки, Нил вливается в Средиземное море, главную торговую артерию стран древнего мира. Наконец, и условия для земледелия в Египте были более благоприятны и устойчивы, чем в Двуречье.
Египет является как бы оазисом на краю пустыни; дождей там почти никогда не бывает, и если неожиданно пойдет дождь, то это как в древности, так и теперь считается дурной приметой. Но благодаря разливам Нила почва Египта обеспечена обильным орошением и тучным удобрением. Разлив Нила начинается обычно в середине июля и затопляет всю долину. Вода стоит до ноября, затем постепенно начинает спадать. На почве после спада остается плодоносный ил - остатки перегнивших водных растений и минеральные частицы. В январе начинается пахота и посев по мягкой почве. Покрытая илом земля давала обильные урожаи. Поэтому естественно, что Нил еще в незапамятные времена был обоготворен жителями Египта.
Пески и море прикрывали Египет от внезапных вторжений. И в. этом отношении положение Египта было более благоприятным, чем положение легкодоступного Двуречья. Правда, и Египет не был полностью обеспечен от вторжений; но они происходили гораздо реже, чем в Двуречье. Египет не переживал в своей истории таких опустошительных нашествий, как, например, Вавилония.
Древнейшее население Египта. В эпоху палеолита, когда обильные дожди обеспечивали быстрый рост деревьев и трав там, где теперь раскинулись однообразные пески Сахары, люди неохотно проникали в долину Нила, где бурные разливы реки казались непонятным и грозным бедствием. Только в горах, окаймляющих эту долину, ученые находят палеолитические орудия. Лишь с развитием высокоорганизованного собирательства и земледелия на естественно орошаемых почвах, земли по Нилу стали привлекать человека,- но это уже было в эпоху неолита и энеолита.
Неолитические племена, населявшие Египет в V тысячелетии до н. э., были рыболовами и охотниками, но они занимались также земледелием и скотоводством: возделывали пшеницу, ячмень и лен и разводили свиней, быков и овец.. Первоначально люди расселялись по периферии Нильской долины, где в то время существовали оазисы (Фаюм) или текли горные потоки, дававшие необходимую для полей влагу.
Племена Нильской долины принадлежали к различным этническим группировкам: об этом свидетельствуют прежде всего антропологические исследования, показавшие, что среди древнейшего населения Египта были некоторые группы, родственные ливийцам, негроидам, а также, возможно, и семитическим племенам Южной Палестины.
Данные антропологии подтверждаются археологическим материалом, свидетельствующим о существовании разных типов погребения: в среднем течении Нила племена так называемой тазийской культуры хоронили своих покойников на специальных кладбищах, оставляя им сосуды с пищей, а жители северного Египта-(район Хелвана, Меримде) погребали покойников под полом хижин; они клали их на бок, лицом к Нилу, и не снабжали провиантом, полагая, видимо, что души умерших принимают постоянное участие в трапезах живых. Наконец, анализ древнеегипетского языка - насколько можно судить по памятникам около 3000 года до н. э., свидетельствует о наличии в нем наряду с хамитическими элементами также и семитических.
Все это позволяет предполагать, что египетская народность сложилась в Нильской долине в результате скрещения различных этнических групп, проникших сюда с запада, юга и востока.
В IV тысячелетии до н. э. египетские племена достигли крупных успехов в ряде отраслей хозяйства: оскудение оазисов и пересыхание горных потоков заставило их перейти к систематическому использованию естественно орошаемых земель Нильской долины; для изготовления орудий и украшений начинают применять металлы (золото, медь), что заставляет египтян вступать в более тесные связи с соседними странами; значительно улучшается техника обработки кремня и качество керамики. Все это создавало предпосылки, с одной стороны, для увеличения численности населения и укрепления селившихся вместе родов, а с другой - для возникновения имущественного и социального неравенства, для раскола общества на рабов, рядовых свободных и знать. Начинается процесс распада родового строя.
Дальнейшее хозяйственное
развитие связано с началом
Применение сохи содействовало
дальнейшему росту
Наконец, крупнейшим достижением египетской культуры этого времени явилось изобретение пиктографической письменности.
Значительно более скудны археологические данные для характеристики развития социальных отношений. Мы можем говорить о появлении рабства в IV тысячелетии до н. э.: фигурки пленных со связанными назади руками могут рассматриваться как доказательство этого. Наряду с общинной появляется частная собственность: знаки частной собственности, тамги, вырезались обычно на сосудах; при этом, как правило, сосуды из одной гробницы имеют одинаковые тамги. Развитие скотоводства, плужного земледелия, ремесел ослабляло экономические позиции женщины в производстве и способствовало возникновению патриархата. Все эти процессы в конечном счете подрывали родовой строй и приводили к образованию соседской общины, состоявшей из ряда малых и больших семей. Как и в Двуречье, египетская соседская община была водно-земельной, т. е. объединенной общей собственностью не только на землю, но и прежде всего - на воду.