Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "История"
Несмотря на развитие ремесел, хозяйство в своей основе оставалось натуральным; правда, известная часть продуктов попадала на рынок, но обмен еще был неразвитым: продукты обменивались на продукт: например, рыба на сандалии или овощи на веера. Денег не было, и медь, поступая на рынок, обменивалась по весу. В то же время все более укрепляются хозяйственные связи е соседними странами, в том числе с Сирией, откуда вывозили кедровое дерево. Однако товары, которые привозили из Сирии или из Эфиопии, как правило, являлись предметами роскоши и не затрагивали нужд широких слоев трудящихся.
Общественные отношения Египта Древнего царства извести нам очень плохо: дело в том, что до нас почти не дошли египетские деловые документы, подобные шумерским глиняным табличкам III тысячелетия до н. э., а изображения на стенах гробниц имеют большое значение для характеристики техники производства, однако из них трудно узнать, кому принадлежала собственность на землю или каково было социальное положение представленных на стенной росписи пастухов, жнецов или камнерезов.
Древнеегипетское общество было рабовладельческим. Часть рабов происходила из военнопленных (эфиопов или ливийцев), которых иногда пригоняли египетские цари после своих походов. Один царь IV династии говорит в своих надписях о пленении в одном случае тысячи ста, а в другом - даже семи тысяч человек,, Кроме невольников-военнопленных, в числе рабов были и закабаленные египтяне: о насильственном порабощении свободных упоминают надписи, относящиеся к концу Древнего царства.
О положении рабов мы можем только догадываться. Во всяком1 случае, рабство оставалось патриархальным: рабы не занимали особого места в производстве, и не только свободные, но и знатные люди - вельможи и жрецы -участвовали в земледельческих и иных работах. Известно также, что рабов можно было покупать и продавать.
Столь же скудны и сведения, которыми мы располагаем относительно форм собственности. По-видимому, основной хозяйственной ячейкой общества оставалась и в то время водно-земельная соседская община, регулировавшая распределение воды на своей территории. Возможно, что в египетской общине сохранялись элементы коллективного труда - при ремонте оросительных сооружений или при обмолоте зерна; по-видимому, в деревнях были общинные токи. Однако о внутреннем устройстве египетской общины мы знаем очень мало, но известно, что уже в период Древнего царства землю и скот можно было продать и передать по завещанию. Как предполагает В. И. Авдиев, общинными делами (распределением воды, разбором тяжб и т. п.) ведал особый общинный совет (джаджат).
В состав общины входили малые и большие патриархальные семьи. Основным наследником являлся старший сын, который получал или все имущество отца, или его основную часть; впрочем, глава семьи мог по завещанию передать свое имущество и постороннему человеку. Женщина-хозяйка пользовалась в семье большим уважением: египтянин обычно называл себя не сыном такого-то, а сыном такой-то; прочность пережитков матриархата проявлялась также в том, что женщина могла стать правительницей страны и что (формально) египетский престол передавался по женской линии. На полях и в мастерских, принадлежавших царю, храмам и вельможам, работали не только рабы, но и свободные люди, которые в некоторых грамотах обозначаются термином мерет. Они обычно объединялись в отряды, во главе которых стояли начальники. На изображениях в гробницах вельмож такие начальники представлены с кнутом или палкой в руках. Мы не знаем, кем были эти люди по социальному положению - общинниками или свободными людьми, по какой-либо причине вышедшие из общин. Некоторые исследователи даже считают, что мерет Древнего царства были рабами.
Специальные писцы вели строгий учет труда работников. Во время работы они получали довольствие: хлеб, пиво и овощи. Мы не знаем, как был организован этот подневольный труд на царя и вельмож, но во всяком случае, он не поглощал всего времени работников: они могли трудиться в своем хозяйстве и обменивать на рынке продукты своего производства.
Часть египетских общинников эпохи Древнего царства теряла свои земли, разорялась - тогда как знать скупала поля бедняков. Появилось немало нищих и голодных, которые питались подаянием, вымаливая у богачей ячмень и молоко. Нередко рядовые общинники превращались в неоплатных должников.
Господствующий класс состоял из придворных сановников и номовой знати (номархи - потомки номовых вождей). Вельможам принадлежали обширные владения, состоявшие из отдельных селений. Хозяйством руководил целый штат должностных лиц и писцов. Часть земель знати являлась наследственной, но наряду с этим вельможи получали от царя земли, служившие вознаграждением за службу. К господствующему классу принадлежало также и высшее жречество.
Кроме высшей знати, существовали также мелкие чиновники и жрецы, обладавшие двумя-тремя рабами (обычно рабынями). Они не могли воздвигать для себя пышных гробниц, но все-таки устраивали небольшие склепы, украшенные надписями и изваяниями.
Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.
Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.
Столицей Египта при III, IV и V династиях был Мемфис, расположенный в Нижнем Египте. Здесь, в районе Мемфиса, находился в то время политический центр страны, здесь были сосредоточены владения и жилища египетской знати, о чем говорят данные археологии. Вокруг Мемфиса, в близлежащих поселениях (Гизэ, Абусир, Саккара и др.) были сделаны основные находки, относящиеся к эпохе расцвета Древнего царства, тогда как в других частях страны открыты лишь отдельные памятники.
В Нижнем Египте (особенно в Нильской дельте), в области, покоренной при Нармере и других царях первых династий, сосредоточилась основная масса царских садов и виноградников, а на заливных лугах дельты паслись обширные стада коров и овец. Огромные земельные владения, принадлежавшие царям, составляли материальную опору царской власти.
Царь, позднее его стали называть фараон (пер-ао - по-египетски дом большой) - распоряжался всем управлением страны: он назначал вельмож, переводил номархов из одной области в другую, устанавливал повинности, посылал войска в соседние страны и т. п.; он мог конфисковать имущество и осуждать на смерть без судебного разбирательства. Чтобы укрепить авторитет царской власти, фараон был объявлен богом и при этом даже великим богом: пышный культ окружал царя, и большой честью считалось право поцеловать его сандалии. Египетские художники изображали фараона в окружении богов, как равного среди равных.
Царь опирался на огромный чиновничий аппарат, который возглавлял вельможа, условно называемый арабским термином визирь. Визирь был военачальником и верховным судьей, а также руководил сбором податей и строительством ирригационных сооружений,- короче говоря, всеми сложными отраслями египетского государственного аппарата. В подчинении визиря находилось шесть великих домов, осуществлявших судопроизводство, и другие дома, в ведении которых находились различные отрасли хозяйства.
Важнейшими ведомствами египетского деспотического государства являлись следующие три: податное, которое осуществляло сбор различных повинностей в натуральной форме и являлось по существу ведомством по ограблению собственного народа; ведомство общественных работ, руководившее прежде всего строительством ирригационных сооружений; военное, которым руководил дом оружия, т. е. ведомство по ограблению чужих народов. Египетское войско представляло собой ополчение, состоявшее из номовых отрядов и эфиопов-наемников. Надо думать, что египетские войска не отличались дисциплинированностью; во всяком случае, один полководец с гордостью писал в своей надписи, что его воины не грабили египтян, не врывались в дома, не уносили оттуда тесто или другие продукты. Египетские воины были вооружены луками и каменными булавами; позднее появляется оружие из меди - кинжалы и боевые топоры; оборонительным оружием служили деревянные щиты, обтянутые мехом. Египетские крепости представляли собой мощные оборонительные сооружения: так, цитадель близ Абидоса была окружена двойными стенами, сложенными из кирпича; главная - внутренняя - стена достигала 12 м в высоту и около 6 м в основании.
Огромную роль играли храмы, способствовавшие укреплению царской власти. В конце Древнего царства некоторые египетские храмы стали получать льготные грамоты, в которых не только жрецы, но и все храмовые люди - свободные и рабы - освобождались от несения царских повинностей.
Вопрос о льготных грамотах породил очень серьезную дискуссию: большинство ученых считало льготные грамоты храмам иммунитетными грамотами и видели, в этом доказательство существования в древнем Египте феодальной раздробленности и феодализма вообще. Однако на самом деле льготные грамоты Древнего царства ничего общего не имели со средневековыми иммунитетными грамотами: они не давали египетским храмам никаких элементов самоуправления, никаких судебных прав по отношению к храмовым людям-их целью было изъять храмы из ведения номархов, которые на местах осуществляли привлечение к трудовым повинностям, и этой ценой превратить храмы в проводников политики фараона на местах.
Политическая история Древнего царства известна нам еще недостаточно: надписи в гробницах вельмож содержат лишь отрывочные сведения о тех или иных (иногда очень важных) событиях; в поздних памятниках - как в египетских папирусах, так и у Манефона - мы встречаем обычно легенды, из которых лишь с большим трудом можно выделить ядро исторической правды. К тому же хронология Древнего царства может быть определена только приблизительно.
Фараоны III и IV династий совершали завоевательные походы в соседние страны. Особенно крупных успехов добился фараон IV династии Снофру: он совершил большой поход в Эфиопию и пригнал оттуда пленников и 200 тысяч голов скота; он совершил также успешный поход в Ливию и присоединил к Египту Синай, где находились разработки медной руды. При Снофру была также совершена экспедиция к берегам Финикии, посланная за кедром. На границах Египта Снофру воздвиг укрепления, которые должны были оградить страну от соседей. Завоевательные походы продолжались и при сыне Снофру - фараоне Хуфу, более известном под греческим именем Хеопс: он также совершил поход на Синай.
Фараоны III и IV династий проводят оживленное строительство - прежде всего, строительство пирамид, которые были впоследствии причислены греками к семи чудесам мира. Пирамиды - это гигантские гробницы царей, сложенные из каменных глыб. Наибольшая пирамида (она находится около селения Гизэ близ Мемфиса) была построена для фараона Хуфу; она достигала в ширину примерно 230 м, а в вышину- 146 2 м и была сложена из двух миллионов глыб весом около 2 12 тонн каждая. Внутри этой каменной громады находились коридоры и камеры.
Пирамида, внутри которой сохранялась мумия фараона, была предназначена для отправления заупокойного культа, обеспечивавшего, по воззрениям египтян, воскресение царя и достижение им неба, где он должен пребывать вместе с богами. Рядом с пирамидой воздвигали храмы, в которых жрецы выполняли сложные магические обряды, связанные с заупокойным культом.
Пирамиды были окружены гробницами знати, которые мы называем арабским словом мастаба (скамья). Если во времена первых двух династий гробницы вельмож не уступали по размерам усыпальницам царей, а гробница Хемака даже превосходила царские, то мастаба эпохи Древнего царства - хотя они представляют собой солидные каменные сооружения - кажутся совершенно ничтожными в сравнении с колоссальными пирамидами; это различие как бы подчеркивает возросшую мощь египетских царей.
Для строительства пирамиды собирали рабочие отряды, которые получали из царских кладовых не только содержание, но и одежду. По пометкам на пирамидах ученые смогли определить количество таких отрядов: например, известно, что пирамиду Хуфу строило четыре отряда. Они состояли из опытных каменотесов и находились под управлением царского зодчего и начальников мастеров. В помощь строителям привлекались обширные массы чернорабочих, среди которых, несомненно, были общинники: их отрывали от работ на полях и гнали в район Гизэ, чтобы тесать камень, тащить его на себе к строительству и при помощи деревянных приспособлений и веревок поднимать на головокружительную высоту.
Строительство пирамид вызвало огромное напряжение сил страны. Поздние греческие историки слышали предание о недовольстве, которое в народе вызвало это строительство: по словам Диодора, народ восстал и выбросил мумии фараонов из их великолепных усыпальниц.
Во всяком случае, фараоны V династии отказались от строительства больших пирамид: воздвигнутые в районе Саккара их гробницы были значительно меньше гизэхских. Однако цари V династии возводили храмы в честь гелиопольского бога Ра, украшенные белоснежными обелисками высотой до 70 м.
Фараоны V династии продолжали захватнические походы: их надписи говорят о стычках с племенами Синайского полуострова, о захвате пленных и скота в Ливии. В это время укрепляются хозяйственные и дипломатические связи с Сирией: сохранилось рельефное изображение прибытия кораблей с побережья Финикии - некоторые ученые предполагают, что на этом рельефе изображено прибытие сирийской принцессы, вышедшей замуж за египетского царя Сахура. Крупные военные экспедиции были организованы при фараоне VI династии Пиопи I: египетские войска совершили поход в Северную Эфиопию, а также в Южную Палестину. Надпись вельможи Уны рассказывает о грабежах египетских войск в Палестине: они разрушили поселения, вырубили смоковницы и виноградники и вернулись, пригнав пленных - живых убитых, как выразительно называли их египтяне.
Время фараонов III и IV династий было периодом усиления царской власти: она была необходима для того, чтобы сплотить Египет, обеспечив нормальное функционирование оросительной системы, чтобы подавить сопротивление рабов и общинников и осуществить захват больших масс рабов в Эфиопии, Ливии и Палестине, чтобы, наконец, сокрушить пережитки родового строя. В общем, фараонам Снофру, Хуфу и их преемникам удалось выполнить эти задачи.
С середины III тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать усиление влияния знати - особенно номархов. Уже при фараонах V и VI династий гробницы знати становятся все более роскошными. При этом знать часто ставит свои гробницы не в районе Мемфиса, как это было прежде, а у себя на родине, в собственных номах. Номархи упрочивают свое положение в номах, превращаясь в наследственных самостоятельных правителей. Номарх Элефантины Хуфхор, правивший при VI династии, отправлял на свой страх и риск военные экспедиции в Эфиопию за слоновой костью, ладаном, шкурами диких зверей. Он, правда, признавал номинальную власть фараона и поэтому послал ему в подарок карлика, но основная масса добычи оставалась в руках Хуфхора.