Лекция по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:23, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

ancient_east.doc

— 949.50 Кб (Скачать файл)

Чем объяснить это  усиление власти номархов? При теперешнем состоянии источников мы можем только догадываться об этом. По-видимому, эксплуатация страны в интересах сравнительно узкой группы рабовладельческой знати, сосредоточенной в Мемфисе, неминуемо должна была вызвать серьезное недовольство - особенно у населения Верхнего Египта. При этом постоянные раздачи земельных владений вельможам и храмам (особенно в правление V и VI династий) привели к резкому сокращению царского и земельного фонда и, вследствие этого, к ослаблению материальной мощи фараонов. А развитие частной собственности и распад соседской общины приводили к расширению владений номовой знати; к тому же она использовала общее недовольство строительной политикой царской власти, поборами царских чиновников. В своих надписях номархи пытаются изобразить себя защитниками народа: один гордится тем, что всегда давал хлеб, пиво и одежду голодному; другой заявляет, что он был полезен своему городу, что он был Нилом для своего нома.

Параллельно с укреплением  власти номархов идет ослабление царской  власти. Уже последние фараоны VI династии не обладали большим влиянием, а о VII династии Манефон сообщает, что принадлежавшие к ней 70 царей правили в общей сложности 70 дней. Скорее всего, VII династия вовсе не существовала, но сохраненная Манефоном легенда хорошо передает общую атмосферу смутного времени, наступившего в конце Древнего царства. Недолгим было правление и VIII династии. В конечном итоге, Египет распался на отдельные номы.

Распад Египта на части  нанес очень серьезный удар ирригационной  системе: во многих местах страны она  пришла в упадок, вода начала застаиваться, образуя болота. В то же время между отдельными номами стали вспыхивать вооруженные столкновения, главным образом из-за распределения воды. Нередко номархи совершали походы в соседние области, и населению приходилось искать убежища в болотах.

Распад единого Египетского  государства сопровождался, по-видимому, острой классовой борьбой: надписи некоторых номархов полны рассказов о смуте, которой были охвачены города; эти номархи гордятся, что смогли подавить смуту с помощью вооруженных отрядов.

По-видимому, в это  время в восточную часть дельты проникают семитические племена Сирийской степи, которые используют ослабление Египетского государства.

Контрольные вопросы  и задания.

  1. Назовите основные периоды истории Египетского государства. Каким образом они расчленяются на династии?
  2. Перечислите основные занятия египтян этого периода, опишите состояние сельского хозяйства и ремесла.
  3. Перечислите основные товары ввозимые в Египет из других стран и ввозимые в Египет.
  4. Приведите доказательства свидетельствующие о наличии в древнеегипетском обществе рабовладельческих отношений.
  5. Что являлось материальной основой царской власти?
  6. Охарактеризуйте основные институты государственного строя, функции и обязанности их представителей.
  7. Какую роль в жизни государства играли храмы?
  8. Выделите основные направления внутренней и внешней политики фараонов 3 и 4 династий.
  9. Почему строительство пирамид способствовала усилению социальной напряженности и ослаблению социальной мощи государства?
  10. Чем объясняется усиление власти номархов при фараонах 5 и 6 династий и какую роль оно сыграло в распаде Египта на отдельные номы?

Тема 3. Древнеегипетская цивилизация. Лекция II. Египет Среднего царства.

 

    1. Борьба Гераклеополя с Фивами. Новое объединение страны.
    2. Общественные отношения в эпоху Среднего царства.
    3. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами.
    1. Борьба Гераклеополя с Фивами. Новое объединение страны.

 

Распад Египта на отдельные  области вызвал упадок оросительной сети, междоусобные войны и, как следствие этого, постоянные голодовки. Надписи этого времени часто упоминают о голоде, иногда даже доходившем до людоедства. Чрезвычайно остро стоял в это время вопрос о расширении посевной площади, об освоении новых земель. По-видимому, именно в этот переходный к Среднему царству период египетские земледельцы начинают широко использовать так называемые высокие поля, т. е. поля, которые Нил не заливал во время разливов. Эти поля приходилось орошать при помощи специальных водоподъемных механизмов, простейшим из которых был шадуф. Возможно, что с освоением высоких полей было связано появление усовершенствованного плуга, рукоять которого облегчала труд пахаря.

В переходный период исчезают огромные хозяйства столичной знати, в которых некогда трудились многочисленные отряды мерет. Владения вельмож стали меньше и обрабатывались они, как правило, трудом рабов, именуемых в источниках головами. В руках одного сановника могло быть двадцать-тридцать голов, большей частью женщин. Некоторые из рабов были иноземцами, например сирийцами.

Вместе с тем все  большее значение приобретает верхушка общинников: источники называют их сильными неджесами (слово неджес означает маленький). Эти сильные неджесы имели большие участки земли, скот и рабов; подчас они даже оказывались вельможами, и тогда в своих надписях подчеркивали, что достигли этого положения не по праву наследования, а своей рукой.

Следовательно, в смутную  пору переходного периода изменилась структура господствующего класса Египта: в то время как в эпоху  Древнего царства в нем основное место занимали могущественные вельможи, жившие по преимуществу в столице и эксплуатировавшие в своих огромных владениях свободных египтян, теперь высший класс общества составляли рабовладельцы, имевшие сравнительно небольшие наделы земли - иные из них еще недавно вышли из рядовых общинников.

Эта новая рабовладельческая знать - и особенно сильные неджесы - была заинтересована в объединении Египта: объединение сулило им не только улучшение ирригационной сети и прекращение междоусобных войн, но и усиление государственного аппарата; они нуждались в сильной государственной власти и для того, чтобы укрепить свое положение в стране, и для того, чтобы в ходе экспансии захватывать новых рабов.

Первоначально объединение  Египта произошло вокруг Гераклеополя, правителям которого удалось подчинить Мемфис; на юге их владения распространились примерно до Абидоса. Сохранился чрезвычайно любопытный памятник, рисующий общественные отношения времени правления гераклеопольской династии - это поучения царя Хети III, адресованные его сыну. Составитель этого политического трактата - независимо, был ли то царь или его советник - откровенно выражает интересы господствующего класса. Тот, у кого нет имущества, по мнению автора поучения,- бунтовщик, и царь должен быть суровым по отношению к народным массам. Другое дело вельможи: автор поучения призывает наследника оберегать имущество вельмож, не лишать их жизни - царю полезно богатство вельмож. Среди той знати, на которую опирается гераклеопольский царь, важное место занимают и сильные неджесы. В поучении Хети III мы встретим совет не возвышать человека за его происхождение, но лишь за его заслуги, за дела его рук.

Классовая природа власти Хети III отчетливо выражена в этом поучении. Вместе с тем трактат говорит и о материальной опоре царской власти, о профессиональном войске из молодежи (возможно, из тех юношей, которые покидали свою патриархальную семью, уже разложившуюся к этому времени).

В поучении Хети III мы встречаем новую трактовку царской власти: царь не только великий бог, но и добрый пастырь, мудрец, заботящийся о своем народе. Автор поучения демагогически изображает гераклеопольского царя защитником сироты и вдовы.

Однако ни профессиональное войско, ни политическая демагогия  не обеспечили успеха царям Гераклеополя -объединение пришло с юга, где номархам Фив удалось сплотить страну: здесь, видимо, социальные противоречия были менее острыми, чем на севере, где, по словам автора поучения Хети III, постоянно вспыхивали мятежи, где к тому же влиятельные номархи нередко превосходили по мощи царя. Правители Фив, носившие имя Менту-хотеп, уже обладали всем Египтом; историческая традиция, причисляя фиванских Ментухотепов к XI династии, начинает с них историю Среднего царства. Расцвет Среднего царства относится к правлению XII династии (XX -начало XVIII века до н. э.).

    1. Общественные отношения в эпоху Среднего царства.

 

В эпоху Среднего царства  социальные противоречия значительно  усложнились и обострились. Развивается рабовладение; не только знать, располагавшая обширными полями, владела рабами, но даже мелкие чиновники и просто рядовые свободные имели небольшое количество рабов. Притоку рабской силы способствовали войны, в результате которых в Египет пригоняли пленников из Сирии, Палестины и Эфиопии. Однако основная масса египетского населения - земледельцы-общинники - ничего не выиграла ни от увеличившегося благосостояния всего государства, ни от ослабления гнета царских податей и повинностей, ибо в связи с установлением автономии номархов земледельцы оказались под двойным гнетом - царя и номархов. В связи с этим начинается резкое обнищание общинников. Жизнь общинников рисуется в литературных памятниках эпохи Среднего царства самой жалкой. К хижине земледельца подкрадывается голод, непосильный труд не может обеспечить ему существование. Все его грабят - отбирают у него продукты, которые он везет на рынок, его ослов, его ячмень, самого его нещадно бьют, запрещая ему кричать от боли. А когда он идет жаловаться на такой грабеж и обиды, то нигде не может найти правосудия, даже у самых высокопоставленных лиц, которых он тщетно пытается тронуть своими жалобами.

Такова же горькая участь и ремесленников: ткачей, кузнецов, каменщиков-все они  осуждены на беспросветную жизнь, на тяжелый труд, на бедность и голод. Хорошо живется только царским чиновникам да писцам, которые составляют податные и рабочие списки и сопровождают сборщиков царских и местных податей и начальников работ на царя и номархов. При раскопках одного города эпохи Среднего царства в Фаюме, близ Меридова озера, около теперешнего города Кахуна, был обнаружен квартал бедняков, заселенный в древности мелкими торговцами, ремесленниками и другим рабочим людом. Жители этого квартала ютились в крохотных, жалких глинобитных хижинах, тесно скученных на небольшом пространстве. Соседние кварталы, где жили жрецы и чиновники, были застроены огромными домами по 50-70 комнат. Дома были окружены усадьбами, в которых, вероятно, были сады и виноградники: Появление в городах большого числа ремесленников объясняется, несомненно, уходом из деревни на городские заработки обедневших общинников. Весьма характерно, что квартал богатых людей в Кахуне был отгорожен от рабочего квартала толстой стеной и, несомненно, охранялся сильной военной стражей. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о напряженности общественной атмосферы в Египте эпохи Среднего царства. Рабовладельцы боялись восстания угнетенных земледельцев, ремесленников и рабов. Они чувствовали, что почва под ногами колеблется, что перестает действовать и преклонение перед божественностью власти фараона и страх перед самими богами. Ибо официальная религия с ее пышным культом и многочисленным жречеством была чужда народу. Жрецы существовали также за счет подневольного труда крестьян и рабов и за счет обязательных налогов в пользу храмов.

Эта напряженная обстановка привела - вскоре после конца XII династии - к смутам, завершившимся падением Среднего царства.

    1. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами.

 

Смуты начались сейчас же после смерти Аменемхета III, последнего крупного фараона XII династии. Два его преемника царствовали один девять лет, другой четыре года, а затем XII династия прекратилась. Последовал длительный период восстаний и междоусобиц, продолжавшийся около восьмидесяти лет. Мы не имеем об этом периоде точных и подробных известий. Из отрывочных сообщений видно, что цари менялись очень часто, что был один царь, царствовавший всего три дня, что один царь назывался Мер-Меша, т. е. начальник воинов.

Возможно, что именно к этому периоду относятся  события, описанные в двух литературных памятниках. Один из них - Пророчество  Неферти - хранится в Ленинграде в Эрмитаже; другой - Речения Ипусера - находится в Лейдене и является ярким и красочным описанием событий, о которых автор якобы докладывает царю. Ипусер (раньше это имя читали - Ипувер) раскрывает перед царем картину величайших бедствий, постигших Египет, по его мнению, в результате неправедного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей, налагаемых религией. По языку это произведение относится к эпохе Среднего царства. Акад. В. В. Струве считает, что описанные Неферти и Ипусером события относятся к правлению XIII династии, т. е. к концу эпохи Среднего царства; однако некоторые советские и зарубежные ученые сомневаются в такой датировке этих событий и относят описанное в обоих памятниках восстание к более раннему времени.

Речение Ипусера изображает картину массового восстания  крестьян, ремесленников и рабов, охватившего весь Египет. Восставшие - это бедняки, люди, у которых ничего нет; они захватили царя, выгнали богачей-рабовладельцев из их дворцов, выбросили мумии фараонов из царских гробниц, заняли храмы и прекратили совершение культов. Они завладели царскими, господскими и храмовыми закромами и все зерно, находившееся там, объявили общенародным достоянием. Восставшие поселились в домах господ, надели на себя их одежды и украшения, а их самих заставили на себя работать. По выражению Ипусера, земля перевернулась, точно гончарный круг. Восставшие захватили судебную палату, уничтожили ее акты, выбросили на улицу свитки законов, уничтожили писцов учета урожая со всеми их списками. Дом царя остался без доходов, храмы остались без приношений. К сожалению, по источникам нельзя установить, какая власть была организована вместо свергнутой власти фараонов.

В конце Среднего Царства  в XVIII в. до н. э. вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые гиксосы; поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название гиксосы как искажение египетских слов правители пастухов. Возможно, что в основе этого объяснения есть доля истины. Гиксосские племена наводнили Египет в период между Средним и Новым Царством, завоевали значительную часть страны и господствовали в Египте свыше 100 лет. ...Гиксосы были по всем признакам группой кочевых племён, стоявших на значительно более низком уровне хозяйственного и культурного развития, чем египтяне. Имеются все основания предполагать, что название гиксосы действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть к словам - правители пустынных стран (хекау хасут). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племён, живших к северо-востоку от Египта.

Вторжение гиксосов и  завоевание ими всей страны было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и раздроблением государства на целый ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых несколько выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия царей юга, азиатские племена стали постепенно проникать в дельту и захватывать там пастбища. Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военной силы. Вожди азиатских племён получали от них большие земельные участки и даже целые области в управление. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный изнутри Египет стал добычей азиатских завоевателей, гиксосов. Это, очевидно, произошло ещё при последних царях XIII династии. Античная традиция сохранила шесть имён гиксосских царей. Египетские памятники этого времени, главным образом скарабеи, сохранили значительно большее количество имён, однако крайняя скудость документальных данных всё ещё не позволяет в полной мере охарактеризовать эпоху гиксосского завоевания. Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой довольно сложный конгломерат племён, в состав которого входили семитские племена и племена хурритского происхождения. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где, как на то указывает позднейшая египетская и античная историческая традиция, они построили свой главный город Аварис в восточ ной части дельты. Очевидно, название Аварис вполне соответствует египетскому названию Хат-уарит, которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в папирусе Сал-лье 1 в качестве города, посвященного богу пустынь и иноземных стран Сэту. Восточная часть дельты была особенно сильно укреплена гиксосами, на что указывает остаток лагеря, обнаруженного в Вади-Тумилат, около Тель-эль-Иехудиэ. Петри во время раскопок нашёл здесь скарабеи, типично гиксосскую керамику и бронзовое оружие. Особенный интерес представляет этот лагерь с точки зрения изменения военной техники гиксосов. Первоначально лагерь был укреплён лишь массивным земляным валом, что указывает на то, что обороняющиеся строили свою защиту на преобладающем применении отрядов лучников и колесниц, которые должны были исключить всякую возможность рукопашного боя возле лагеря или его штурма. Однако впоследствии этот вал заменяется стенами, что свидетельствует о заимствовании гиксосами элементов древнеегипетской фортификации. Весьма возможно, что такое же гиксосское укрепление находилось в Абусир-эль-Мелек, около входа в Фа-юмский оазис. На глубокое проникновение азиатских племён в дельту указывают результаты последних раскопок города Таниса, стены которого были построены по правилам строительной техники ханавейских племён Палестины.

Информация о работе Лекция по "Истории"