Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:23, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "История"
Столь серьезный поворот в религиозной политике вызвал ожесточенное сопротивление жречества и старой знати. В борьбе с ними единственной опорой фараона было его наемное войско и новая знать, которая выиграла от религиозной реформы, получив часть секуляризованных храмовых земель. Египетское крестьянство, надеявшееся на улучшение своего положения, очень скоро убедилось в том, что его жизнь только ухудшилась, и откачнулось от реформатора. Огромные расходы на культ Атона и царский двор истощали казну; доходы в виде военной добычи и дани исчезли в связи с прекращением завоеваний, и поэтому эксплуатация крестьянства резко усилилась. Жрецы Амона и других богов подогревали народное недовольство; они распространяли пророчества о гневе богов на Египет, о предстоящих бедствиях и пр.
Против Эхнатона начались заговоры знати, поднялись народные волнения. Эхнатон жестоко подавил их при помощи своих солдат. Вскоре после этого он умер, оставив своему преемнику расстроенное царство. Внутри шли смуты, в азиатские владения все глубже и глубже просачивались племена хабиру, Северную Сирию заняли хетты, и один за другим стали отпадать от Египта тамошние царьки. Через три-четыре года после смерти Эхнатона второй его преемник Тутанхатон вынужден был пойти на соглашение с жречеством Амона. Он вернулся в Фивы и изменил свое имя на Тутанхамон. После его смерти начались продолжительные внутренние смуты. Они были ликвидированы одним из военачальников египетского войска, Хоремхебом, происходившим из древнего знатного рода. При содействии жрецов Амона он был возведен на престол и основал XIX династию. Хоремхеб принял ряд энергичных мер для восстановления внутреннего мира и произвел полную религиозную реставрацию. Он предал проклятию Эхнатона; имена Эхнатона и Атона стирались в надписях, жители Ахетатона были оттуда выселены, и город был предан запустению и разрушению. Храмам Амона были возвращены все их земли; во всех египетских храмах были восстановлены культы прежних богов. Причина неудачи реформы Эхнатона заключается в том, что она носила верхушечный характер. Ни одна из социальных прослоек египетского общества, кроме узкого круга жречества Атона и новой знати, не была заинтересована в этой реформе.
Основное внимание фараонов XIX династии было направлено на восстановление египетского владычества в Сирии и Палестине, а также и в южной Нубии, где при Эхнатоне начались восстания. Большие войны ведут в Палестине и Сирии Сети I и Рамсес II. Они опирались уже не на египетские, а на наемные войска из ливийцев и сирийцев, на оплату и содержание которых пошли скопленные ранее огромные фонды зерна, золота и серебра. Переход к системе наемного войска свидетельствовал о том, что набор войска из египтян стал уже затруднительным и что египетское трудовое население было враждебно настроено по отношению к власти фараонов и жречества.
Сети I удалось восстановить власть Египта над Тиром, отпавшим от Египта при Эхнатоне, и восстановить морское сообщение с Сирией, а затем вновь завоевать северную часть Палестины и Ливанскую область. Он построил там несколько крепостей и создал базу для дальнейшего продвижения на север. Выполнить это пытался преемник Сети I Рамсес II (1317-1251 годы до н. э.). Задача, стоявшая перед ним, была весьма трудной, так как к этому времени почти вся Сирия была уже захвачена сильным и воинственным врагом - хеттами. Первый поход Рамсеса II кончился неудачно: под Кадешом войско Рамсеса потерпело поражение, и сам царь едва не попал в плен (1312 год до н. э.). Второй поход был удачнее: Рамсесу II удалось продвинуться до верхнего течения Оронта и закрепиться там. В это время в Хеттском царстве началась междоусобная борьба за царский престол и поэтому хеттский царь Хаттушиль заключил с Рамсесом II мир (1296 год до н. э.), по которому обе стороны обязывались жить в мире и помогать друг другу в случае нападения врага на какую-либо сторону. Договор был закреплен браком Рамсеса II с хеттской царевной. Но эта победа не обеспечила прочной власти Египта в Сирии. При преемниках Рамсеса II опять начались восстания сирийских и палестинских царьков, в Палестину и Сирию вторгаются новые волны племен из Аравии, а также дружины племен с островов Эгейского моря (так называемые морские народы). В половине XII века Сирия и Палестина окончательно отпали от Египта.
После смерти Рамсеса II ослабляется власть фараонов и в самом Египте. Только его непосредственному преемнику фараону Мернепта еще удавалось поддерживать свою власть, ему удалось даже отразить нападение на Египет народов моря и сохранить свой престол.
Но после него в стране начались смуты и анархия: каждый делал, что хотел, и в номах стали полновластно распоряжаться отдельные сановники. Пользуясь этим, власть над Египтом захватил Ирсу, некий сириец. После пяти лет внутренней борьбы на троне утвердился выходец из царского рода XIX династии Сетнахт. Сетнахт основал XX династию; фараоны этой династии продолжали прежнюю политику покровительства храму Амона и .безуспешно пытались бороться с сепаратистским движением в азиатских владениях. Но к этому времени уже сильно давало себя знать оскудение прежних огромных богатств и запасов продуктов; дело доходило до того, что крестьяне, сгоняемые на царские работы, отказывались работать из-за невыдачи им содержания. Упоминаются два таких случая, происходивших на работах при фиванских храмах.
Восставали и крестьяне на местах, жалуясь на то, что в стране царствует голод и творится зло. Власть фараонов все более слабела, в то время как власть верховного жреца Амона, напротив, все более усиливалась. В середине периода правления XX династии под властью жрецов бога Амона было уже около 80 тыс. рабов; у верховного жреца Амона было свое войско и свой многочисленный хозяйственный и административный аппарат. Должность верховного жреца становится наследственной, переходит от отца к сыну вечно. Раньше верховный жрец Амона считал себя формально подчиненным царю, а теперь он считает себя поставленным самим Амоном и независимым от царя.
Параллельно с ослаблением деспотической власти фараонов происходит усиление местной знати - жрецов, крупных чиновников, купцов.
Растет частное землевладение на основе скупки земель у разорившихся крестьян и открытого захвата крестьянских земель.. В результате этого процесса происходит быстрое разложение сельских общин и нарождается право частной земельной собственности. Все более частыми становятся восстания крестьян, к которым обычно присоединялись и рабы.
Древнейшее поселение в Месопотамии было обнаружено в Телль-Хассуне, в Северном Двуречье: оно относится к эпохе неолита и датируется V тысячелетием до н. э. Именно здесь, где дождевой влаги было достаточно для примитивного земледелия, сложились древнейшие поселения земледельцев и скотоводов. По-видимому, отсюда в начале IV тысячелетия до н. э. земледельцы и скотоводы проникли в Южное Двуречье (Шумер) и приступили к освоению заболоченных земель в низовьях Евфрата.
Древнейшее население Шумера селилось на холмах, которые представляли убежище во время разливов реки. Оно занималось рыбной ловлей, мотыжным земледелием и скотоводством, изготовляло расписную керамику и медные орудия (гарпуны, но