Лекция по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:23, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "История"

Файлы: 1 файл

ancient_east.doc

— 949.50 Кб (Скачать файл)

Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан, имя которого сохранилось в греческой транскрипции Ианнас. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы - правитель иноземных стран, благой правитель, благой бог, которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов. Возможно, что Хиан господствовал над всем Египтом. Имя его было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории Нижнего и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана далеко за пределами нильской долины, в Сирии и даже на острове Крит. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосской державы и гиксосских царей, правивших в Египте.

Контрольные вопросы и задания.

  1. Какие изменения в хозяйственной и социально-политической жизни государства вызвал распад Египта на номы?
  2. Кто и почему был заинтересован в новом объединении страны?
  3. Какие факторы предопределили победу Фив над Гераклеономм в объединении страны?
  4. Привидите факты резкого обострения социальных противоречий в эпоху среднего царства, с чем это было связано?
  5. Какие события описаны в литературных паметниках древнего Египта. Пророчество Нефертити; Речения Ипусера?
  6. Дайте  характеристику внешнеполитического положения Египетского государства в конце среднего царства.
  7. Кто такие гиксосы и какую роль они сыграли в судьбе Египта?

Тема 3. Древнеегипетская цивилизация. Лекция III. Египет в период Нового царства.

 

    1. Изгнание гиксосов и объединение Египта.
    2. Общественные отношения в Египте после завоеваний.
    3. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее последствия.
    4. Египет в эпоху XIX династии и падение Нового царства.
    1. Изгнание гиксосов и объединение Египта.

 

Освободительное движение против гиксосов началось на юге, где власть гиксосских царей была слабее, чем на севере. Это движение было народным. Возглавили его фиванские цари. На первых порах они не встретили поддержки со стороны других правителей юга; но, опираясь на народные ополчения, фиванские цари постепенно выполнили свою задачу, ведя одновременно борьбу с другими правителями и с гиксосами. В народной памяти сохранилось имя инициатора освободительной борьбы фиванского царя Камесу.

После многолетней борьбы освобождение и объединение Египта было завершено около 1560 года до н. э. фиванским царем Яхмосом I. Он подчинил себе непокорных правителей юга, двинулся на север, разбил войско гиксосов, взял Аварис и изгнал гиксосов из Египта. С Яхмоса начинается XVIII династия, во время правления которой вновь объединившийся Египет достиг высшего могущества и наибольшего расцвета своей культуры.

Новое объединение Египта в период Нового царства было связано  с ростом производительных сил страны. Совершенствуются орудия производства. В сельском хозяйстве наблюдается стремление к интенсификации производства. Развиваются ремесла. Особенно важным было распространение металлургии бронзы. Бронзовые изделия со времени XVIII династии начинают вытеснять широко применявшиеся ранее изделия из камня и меди. Вместе с развитием сельского хозяйства и ремесел укрепляются и расширяются торговые связи внутри и за пределами страны. Объединению страны и укреплению власти фараона способствовало и то, что Яхмос в борьбе с гиксосами и сепаратистски настроенными вельможами использовал движение широких народных масс. В номах Яхмос оставил править только тех номархов, которые изъявили ему полную покорность, и оставил их не на правах наследственных правителей, а на положении подчиненных ему чиновников. Прочие номархи были заменены новыми из числа приближенных сановников Яхмоса.

Таким образом, с начала XVIII династии была восстановлена централизованная система управления Египтом. Яхмос разместил свое войско по всей стране и реорганизовал его. Солдаты были на полном содержании фараона, а чины командного состава, кроме того, получали небольшие земельные участки. Войско набиралось из египетского населения - из крестьян и жителей городов. Желающих поступить на постоянную военную службу было много, так как в стране, разоренной смутами, грабежом гиксосов и войной, десятки тысяч людей лишились крова, имущества, хозяйственного инвентаря и земельных участков и не имели средств восстановить свое хозяйство. Эта часть войска, набиравшаяся из народа, составляла пехоту, которая отличалась от пехоты Древнего и Среднего царства тем, что воины находились на полном государственном снабжении и получали оружие из царских складов. Все виды оружия, известные ранее, как, например: луки, стрелы, кинжалы, были усовершенствованы; впервые в этот период появляется боевой меч. Главным нововведением было создание привилегированного колесничного войска, состоявшего в основном из знатных или более зажиточных слоев населения. Не так просто было попасть в школы колесничих, для этого нужно было иметь влиятельную протекцию. Войско было опорой царской власти.

Благодаря реорганизации  войска Яхмос смог возобновить военные  походы за пределы Египта. Походы Яхмоса были началом завоевательных походов XVIII династии, приведших к образованию мощной военной египетской державы.

    1. Общественные отношения в Египте после завоеваний.

 

Завоевательная политика фараонов XVIII династии привела к расширению государства. Старая система управления уже не годилась в новых условиях, и в нее были внесены существенные усовершенствования. Вместо одного визиря были назначены два - один для юга и один для севера; однако главным визирем остался один, визирь юга, которому должны были докладываться для разрешения все важнейшие вопросы, касающиеся и севера. В канцелярии визиря юга, располагавшей многочисленным штатом чиновников и писцов, сосредоточивалось все центральное управление - административное, ирригационное, земельное, судебное, финансовое и военное; все ведомства и все местные государственные и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты; он рассматривал жалобы и лично разрешал важнейшие судебные дела, земельные споры, утверждал завещания. Особенно важными были земельные дела, так как теперь все земли перешли опять под власть фараона.

Завоевания оказали  весьма существенное влияние на общественные отношения в Новом царстве. В Египте в качестве руководящей силы выдвинулись две группы. Одну группу составляли старая придворная знать и жречество. Последнее не только чрезвычайно разбогатело на грабеже завоеванных стран и народов, но также усилило свое внутреннее влияние вследствие расширения земельных владений храмов. Значительная часть земель была отдана храмам со всем сидевшим на этих землях населением.

Таким образом, храмы  сделались крупными землевладельцами. Больше всего выиграло фиванское  жречество храма Амона. Этот храм получал постоянно все новые и новые земли. Тутмос III дал Амону поля и сады самые лучшие в Верхнем и Нижнем Египте, высоколежащие поместья, пленных азиатов и негров, которые должны были наполнять амбары бога. Таким путем храм Амона получил в свое владение и распоряжение земли, рабов и крестьян больше, чем все прочие египетские храмы, вместе взятые. Это выдвижение храма и жречества Амона имело огромное значение и сыграло весьма важную роль в дальнейшем ходе социально-политической истории Египта.

Другую руководящую  группу составило вновь образовавшееся военное сословие. Оно состояло из лиц высшего и среднего командного состава. Лица высшего командного состава выдвигались фараонами на руководящие должности центрального управления и царского дворца и потому имели возможность оказывать свое влияние и на внутреннюю политику фараонов. Лица среднего и отчасти младшего командного состава получали за службу земельные участки и в силу своей многочисленности составляли важную опору царской власти. Естественно, что фараоны чутко прислушивались к их желаниям.

Положение крестьянства по существу не изменилось. Общинники  по-прежнему были обременены налогами и работами в пользу царя и храмов. Тягость этого ярма в связи  с завоеваниями еще больше увеличилась, так как возобновилось в широких размерах храмовое и царское строительство, украсившее Египет огромными великолепными и высокохудожественными сооружениями. Их развалины еще и теперь вызывают восхищение посетителей. Но для египетского крестьянства Нового царства это строительство было сопряжено с тяжелым принудительным трудом. Царские налоги выколачивались с прежней беспощадностью.

Число рабов в Египте значительно увеличилось за счет военнопленных и покоренных народов. Точную численность рабов установить нельзя, но во всяком случае общее их количество исчисляется десятками тысяч. Распределены рабы были неравномерно. Они сосредоточивались преимущественно в царском и храмовом хозяйстве. Большим количеством рабов владела придворная и военная знать. После каждого похода царь щедро раздавал военнопленных. Памятники свидетельствуют, что даже некоторые рядовые воины, земледельцы и ремесленники имели двух-трех рабов. Рабы использовались для работ на полях, в рудниках, на переноске тяжестей, при храмах и т. п.

В связи с завоеваниями расширилась также внешняя торговля Египта. Она была монополией фараонов и жрецов Лиона. Торговля велась посредством организации торговых экспедиций на юг, в Пунт, и на острова Эгейского моря, так как после завоевания Палестины и Сирии все, что хотели получить оттуда фараон и жрецы, доставлялось в форме ежегодной дани. Только финикийский Тир сохранил право торговли с Египтом.

На юг были совершены  две большие экспедиции: одна царицей  Хатшепсут, другая Тутмосом III. Особенно крупной была экспедиция Хатшепсут, доставившая большие партии слоновой кости, благовонных смол, черного дерева, серебра, золота, миртовых деревьев, обезьян, собак и рабов.

Награбленные богатства  фараоны и храмы обменивали на товары, привозившиеся в Египет царскими купцами из Вавилона, с Кипра, Крита и других островов Эгейского моря. Эти купцы были обязаны в первую очередь предлагать свои товары фараону и богу Амону и только остатки могли продавать кому угодно. Таким положением дела были недовольны жрецы других храмов, а также сами купцы, число которых в эпоху Нового царства значительно увеличилось. Новая знать, выдвинувшаяся из мелких рабовладельцев, усилилась благодаря обогащавшим ее войнам. Она противостояла старой придворной знати и жречеству.

Таким образом, в египетском обществе со времени Тутмоса III постепенно усиливаются противоречия не только между рабовладельцами и трудящимися, но и внутри самой группы рабовладельцев.

    1. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее последствия.

 

При преемниках Тутмоса III постепенно назревает политический кризис египетской военной державы. В завоеванных странах Азии началась борьба между отдельными царьками, и в то же время из Аравии стали вторгаться туда кочевые племена, называемые в донесениях фараону именем хаби-ру, т. е., вероятнее всего, семитические племена. С севера на территорию Сирии стали продвигаться хетты. Не имея в своем распоряжении достаточных воинских сил, наместники фараона не могли ни унять ссорившихся и воевавших друг с другом царьков, ни остановить вторжения хабиру. Фараоны также не могли помочь делу, ибо держать в боевой готовности на завоеванных землях большие массы войск, набиравшихся из рядовых свободных, было невозможно. Послать в Сирию стоявшие в Египте войска фараоны не решались вследствие напряженной обстановки, создавшейся внутри страны. Уже в конце царствования Аменхотепа III в разных слоях египетского общества обнаружилось недовольство против исключительно усилившегося и пользовавшегося большим влиянием жречества Амона. На сторону оппозиции стал Аменхотеп IV (1424-1388 годы до н. э.), который при ее помощи попытался уничтожить зависимость царской власти от жречества Амона и старой знати, для которой культ Амона был важной идеологической опорой и которая стремилась к обособлению номов от центральной власти. Фараон стремился сосредоточить всю полноту не только государственной, но и религиозной власти в своих руках. В этом его готовы были поддержать массы рядовых свободных (немху), из которых состояла египетская пехота. Они надеялись на улучшение своей судьбы и ждали экспроприации знати и жречества.

Осуществление цели, поставленной Аменхотепом IV, не могло быть проведено без религиозной реформы. Сначала Аменхотеп IV пытался выдвинуть в противовес Амону древнего бога солнца Ра, пользовавшегося широкой популярностью. Аменхотеп IV объявил себя верховным жрецом бога Ра и начал постройку храма ему в Фивах. Однако культ Ра, связанный с экономически слабым районом Гелиополя, не получил никакой поддержки. Это обстоятельство заставило Аменхотепа IV окончательно порвать со всем жречеством и с культом всех традиционных богов и выдвинуть в качестве единого верховного бога Египта само солнце, Атон, т. е. солнечный диск. Установление государственного культа солнца - Атона - Аменхотеп IV мотивировал тем, что солнце светит и греет над всем миром. Царь переименовал себя в Эхнатона (угодный Атону или полезный Атону, т. е. слуга Атона), приказал закрыть все храмы и стал строить по всему Египту храмы Атону. Сам Эхнатон покинул Фивы и построил себе новую столицу в 300 км к северу от Фив, около современной местности Телль-эль-Амарна, и назвал ее Ахетатон, т. е. Горизонт Атона. Там был сооружен главный храм Атону, а верховным жрецом нового бога стал сам фараон.

Информация о работе Лекция по "Истории"