Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:18, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении реформ Екатерины II в области местного самоуправления.
Предмет и цель исследования определили задачи:
- рассмотреть основные тенденции развития местного управления в Российской империи в первой половине XVIII века. Губернские реформы;
- изучить реорганизацию органов городского самоуправления в XVIII в;
- проанализировать особенности реформирование системы местного управления при Екатерине II;
- рассмотреть особенности проведения городской реформы 1785 г.: теорию и практику самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные тенденции развития местного управления в Российской империи в первой половине XVIII века 5
1.1 Местное самоуправление. Губернские реформы. 5
1.2 Реорганизация органов городского самоуправления в XVIII в. 14
Глава 2. Развитие системы местного самоуправления во второй четверти XVIII в. 29
2.1 Реформирование системы местного управления при Екатерине II 29
2.2 Городская реформа 1785 г.: теория и практика самоуправления 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный порутчик.
В городском управлении во второй половине XVIII в. усилились бюрократическая централизация, полицеизация, общественные начала.
Отмечая значение «Жалованной грамоты городам», И. И. Дитятин назвал ее «краеугольным камнем» городского самоуправления в России29. В этом документе утвердилось понятие «город» как юридическое лицо, как единая местная община, представляющая все городское население и имеющая свои, отличные от государственных, интересы и нужды. Как внешнее выражение нового юридического статуса каждый город получил герб и печать, которой градское общество» скрепляло свои постановления.
Наряду с торгово-
Выборы проходили раз в три года по каждому разряду отдельно. Вначале избирались гласные общей городской думы (распорядительный орган), которые уже из своей среды выбирали по одному человеку от каждого разряда в шестигласную думу (исполнительный орган). Закон создавал еще одно выборное учреждение - собрание градского общества, в котором могли участвовать только состоятельные люди (не беднее купцов 2-й гильдии). Именно это собрание избирало всех должностных лиц города: голову, бурмистров и ратманов магистрата, судей словесного или торгового суда (введен при Анне Иоанновне) и др. В этих учреждениях главным выборным лицом стал городской голова. Эта должность существовала с 1766 г. (выборы проводились через два, а с 1775 г. через три года), но до реформы 1785 г. голова исполнял лишь случайные поручения правительства и не имел отношения ни к магистрату, ни к городским делам.
Сфера деятельности городских дум значительно отличалась от деятельности земских изб, магистров и ратуш. В «Жалованной грамоте городам» нет упоминания о сборах государственных налогов и казенных службах - предметом забот новых учреждений стали «пользы и нужды» города. Отсюда берут свое начало городской бюджет (переданы городам таможенные сборы и 1% от казенного питейного дохода) и городская собственность (земли, мельницы, трактиры и другие оброчные статьи). Для решения хозяйственных задач города получили и известную долю самостоятельности в расходовании средств. Таким образом, Грамота создавала условия для превращения городов в самоуправляющиеся общины.
Однако положения этого закона не были воплощены в жизнь. Причин тому было много. Это и жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью городских дум, и несовершенство самого закона, и неготовность общества к совместной деятельности, и воспитанный вековой практикой страх перед каждым административным лицом и учреждением.
«Жалованную грамоту городам» В. О. Ключевский назвал «замечательной попыткой» правительства в деле «уравнения и сближения русских сословий», попыткой образовать всесословное общество из людей, объединенных только местом жительства. Однако русское общество не было готово принять идею всесословности, заимствованную Екатериной II из европейского законодательства, - дворяне и интеллигенция («именитые граждане») на выборы не являлись и в городских делах не участвовали.
Одним из условий формирования всесословного общества является завершение процесса формирования городских сословий. Реформы 1775 - 1785 гг. и решали эту задачу. Напомним, что только в 1775 г. из торгово-промышленного населения в самостоятельную группу были выделены мещане, а купеческие гильдии получили правовое значение и окончательно утратили сходство с тяглыми по характеру статьями . «Жалованный грамотой городам» законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всесословного общества была преждевременной. Выборная городская служба по-прежнему оставалась уделом торгово-промышленного населения, а думы по своему составу ничем не отличались от магистратов и посадских сходов времен Петра I.
Значение «Жалованной грамоты городам» не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. Действительно, наряду с организацией городского общественного управления, Грамота определяла сословие - корпоративный строй купечества и особенно большое внимание уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь в детали сословного вопроса, отметим лишь общую направленность этого документа, которая прослеживается и в ремесленном положении, и в статьях о правах и привилегиях купцов каждой из трех гильдий: стремление законодателей превратить тяглые сословные группы в «регулярные» сословия.
Грамота обеспечивала ряд важных привилегий городского населения, особенно для купцов 1-й и 2-й гильдий (в том числе освобождение от телесных наказаний).
Сословное самоуправление купцов
и ремесленников получило более
четкую организацию и фактически
подменяло собой городское
Резюмируя можно сказать, что городское собрание избирало распорядительный орган сословного самоуправления — общую городскую думу, состоявшую из городского головы и гласных от всех шести групп населения города. Собираясь раз в три года (исключая экстренные случаи), общая городская дума избирала исполнительный орган — шестигласную думу, в которой каждая группа населения имела по 1 гласному, а председателем этого постоянно действовавшего учреждения был городской голова.
В ведении сословных органов находились вопросы городского хозяйства и все то, что было связано с городскими «пользами и нуждами», т.е. вопросы городского благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли и промыслов и т.п. Вне компетенции городского «самоуправления» остались полиция, суд, сбор податей.
Завершая обзор важнейших
В условиях абсолютизма монархия в
стремлении осуществить свою «цивилизаторскую»
миссию, заключавшуюся в дальнейшей
централизации государства, постепенно
реформировала аппарат
Оценивая деятельность Екатерины II, необходимо заметить, что она была одним из самых удачливых русских реформаторов, а ее реформы носили прогрессивный характер.
Таким образом, и в устройстве местного управления обнаружилась особенность, которой отличалась вся государственная деятельность Екатерины II: в каждом ее начинании сквозили идеи, незнакомые русскому обществу, но под прикрытием которых развивались и закреплялись старые «язвы» нашей государственности. Поэтому, чтобы подчеркнуть значение губернских учреждений в истории дворянского сословия, можно констатировать: в Московском государстве дворянство не правило, а было лишь орудием управления - обязательно служило (и притом служило как в центре, так и в провинции). В первой половине XVIII в. оно продолжало по-прежнему обязательно служить в центре и едва начинало править в провинции. Со второй половины XVIII в. это сословие перестало обязательно служить в центре и с 1775 года, окончательно взяв в свои руки местное управление, начало править в провинции.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть: городское и сельское самоуправление в России XVIII веков носило в основном сословный характер - в первую очередь это касается дворян и крестьянства. Вместе с тем, говоря о городском самоуправлении, следует учитывать, что его субъект - городское население, составлявшее в своей совокупности «градское общество» - трансформируется в шесть разрядов, каждый из которых объединяло не только сословное начало, но и экономический ценз. Задачи городского самоуправления ограничивались отдельными вопросами ведения городского хозяйства. Кроме сословного принципа, органы российского самоуправления строились и в соответствии с территориальным делением, действуя при этом в рамках определенной законом территории - города, губернии, уезда, волости и т.д.
В целом органы самоуправления этого
периода по-прежнему не обладали достаточной
самостоятельностью; в условиях абсолютизма
и централизации они являлись
не чем иным, как придатком
XVIII век явился переходным в истории нашего отечества. Он буквально оторвал Россию от дремучего средневековья и ввел в ряды современных тому периоду цивилизованных стран как равноправного партнера.
В XVIII веке сформировалась и окрепла абсолютная монархия - основа самодержавного строя. Уповал на сильную государственную власть, начальным звеном которой стала система органов местного управления, Петр I начал её преобразование, Екатерина П - завершила. Оба считали эту систему важной составной частью общегосударственной власти. Оба стремились к её укреплению и развитию, в том числе и за счет самоуправления (обще сословного, земского, общинного и городского), различая их лишь по характеру и способу действий в данных конкретных условиях.
На наш взгляд, именно такой подход обеспечил укрепление Российской государственности, сберегшей целостность страны и обеспечившей ей безопасность в самых сложных ситуациях.
Создание нового губернского аппарата управления в последней четверти XVIII столетия явилось важнейшим инструментом проведения правительственной политики на местах. Губернские учреждения в по всей России действовали в принципиально разные исторические моменты. Они содействовали разрешению социальных конфликтов, проводили в жизнь реформы, вносили существенный вклад в дело экономического и культурного развития российской провинции. Губернское звено государственной службы на протяжении всего рассматриваемого периода являлось необходимым элементом правительственного аппарата управления, служащим для регулирования социальных отношений на местах и руководства уездными учреждениями.
На примере изучения становления и развития губернских учреждений региона прослеживались общие черты административных реформ рассматриваемого периода - рационализация аппарата местных правительственных учреждений, усложнение и дифференциация их функций.
В органах губернского управления явственно прослеживались две тенденции. С одной стороны, с целью повышения эффективности деятельности аппарата управления на местах проводились его рационализация, совершенствование структуры действующих учреждений, а также более четкое разграничение их функций. С другой стороны, следствием административных реформ неизбежно становилась бюрократизация. Все усилия по сокращению численности управленческого аппарата и, в особенности, по сокращению объемов переписки и количества нерешенных дел в губернских учреждениях оставались безрезультатными. Таким образом, в рассматриваемый период в губернском звене управления имели место и глобальные реформы, и бесконечные частные реорганизации.
Административно-
Императрица разделила территорию
государства на губернии (наместничества).
В состав губернии входила территория
с численностью населения 303-400 тысяч
душ (ревизских). В основу деления
был положен социально-
Впервые в истории Екатерина II в основу деления страны положила демографический принцип, опередив тем самым государства Западной Европы, и которых уже прошли буржуазные революции.
В ходе административно-
Термины «генерал-губернатор»
и «губернатор» были слабо дифференцированы
в законодательстве второй половины
XVIII века. Согласно «Учреждениям о губерниях»
во главе административно-