При разработке
программ и составлении учебников, или
учебно-методических комплексов определились
этапы построения педагогической модели
социального заказа:
- формирование содержания образования в рамках гуманитарного образования;
- уровень учебного предмета. Учебные программы определяют только содержание, но не материал преподавания. Поэтому, чтобы заполнить их содержанием, необходимо учителю, как и ученику, иметь в руках достаточно научный, «обработанный материал»;
- уровень учебного материала. Т.е. наполнить конкретное предметное содержание образования конкретными учебными реалиями, отражающими специфику частных целей обучения, т. е. необходимо создать конкретные учебные пособия, включая в себя мировоззренческие и научные понятия, виды деятельности, умения и навыки, упражнения, задачи, в том числе требующие проявления творческих способностей и т.д.;
- уровень педагогической деятельности. Учёт педагогической действительности особенно обязателен в массовой школе, реализующей содержание образования в сложных условиях, подчас недостаточно материального обеспечения школы и не очень высокой квалификации педагогических кадром;
- и наконец, важнейшим этапом реализации содержания образования является выход на конкретную личность учащегося - реализация содержания на уровне личности, вне учёта которого нельзя реализовать программу социального заказа школе в условиях гуманитарного образования.
Таким образом,
вычленение и обоснование пяти уровней
формирования и реализации содержания
образования является важной теоретической
предпосылкой, на основе которой строится теория учебного
книгоиздания6.
Реализуя способы
воплощения содержания образования
в определённой книжной форме, теория
учебника тем самым активно участвует
в организации процесса обучения,
теснейшим образом взаимодействует
с теорией средств обучения, школоведением и другими
педагогическими науками7.
Функции
школьного учебника.
- Мотивационная, которая заключается в том, что учебник должен вызывать интерес к изложенному в нем материалу и создавать стимулы для его изучения и применения.
- Информационная функция предполагает обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира.
- Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения.
- Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
- Интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
- Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник представляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов.
- Координирующая функция реализуется тем, что способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур).
- Развивающе-воспитательная функция состоит в том, что духовно-ценностное содержание учебника влияет на учащихся, формирует в процессе работы над ним такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству.
- Обучающая функция проявляется в том, что работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования8.
Каптерев говорил, что «учебник должен
формулировать, приводить в связь и порядок,
что в предыдущих самостоятельных работах
учащихся являлось не вполне точным и
определенным, разбросанным и с логическими
пробелами». Он считал, что изучение учебника
должно быть заключительным этапом работы,
«точным систематическим сводом, в случаях
нужды с пояснениями и более или менее
значительными дополнениями всех работ
учащихся по известной науке». Только
в этом случае не возникнет опасности
того, что учащиеся из учебника лишь нахватаются
фраз, не понимая сути, и таким образом,
изучение учебника приведет к самообману.
Только тогда развитие способностей учащихся
будет совершаться «в самостоятельных
упражнениях учащихся и завершении их
точной научной формулировкой, почерпнутой
из учебника».
Следует напомнить,
что функция учебника не только предъявить
информацию, но и управлять познавательной
деятельностью, работой с ней9.
Глава 2. Методический аппарат школьного
учебника
2.1 Требования
к учебно-методическому аппарату
учебника
Признавая совершенно
справедливой мысль о том, что
дать окончательную оценку школьного
учебника можно, лишь определив его
влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот
существенный факт, что прежде, чем стать
составной частью этого процесса, учебник
проходит долгий и сложный путь, на протяжении
которого он неоднократно подвергается
анализу и оценке (анализ и оценка авторского
замысла, концепции будущего учебника,
плана проспекта и пробных глав; представленной
рукописи; издательский анализ рукописи
и т.д.).
Учебник принадлежит
к категории специально, с определенной
целью созданных средств обучения.
И вопрос о том, как, в какой
мере это средство выполняет свое назначение
в достижении максимальных результатов
учебного процесса, является решающим
при оценке каждого учебника.
Существенно, что
на основе структурного анализа можно
создать простые и удобные
в употреблении схемы анализа и использовать их
в качестве инструмента совершенствования
школьных учебников.
Учебник- это
целенаправленно организованная система,
структурный анализ ее становится необходимым
этапом при определении функций
учебника в целом и его компонентов,
их функциональных связей между собой и взаимодействия
с системой обучения.
Учебник
- это часть более сложного
целого и относительно самостоятельная
система, и каждый его элемент
выполняет определенные функции10.
Перечень свойств,
которыми должен обладать учебник:
- Содержание учебника:
Соответствие современному состоянию содержания науки;
Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;
Согласованность с основными положениями программы обучения;
Унификация названий, четкость определений;
Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;
Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).
Структура учебника
Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;
Четкость структуры, повторяемость элементов;
Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.
Методическая разработка содержания
Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);
Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;
Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;
Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;
Разнообразие основных заданий;
Выделение различных уровней трудности содержания;
Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.
Оформление и полиграфическое исполнение:
Удобство пользования учебником;
Практичность, эстетичность и информативность обложки;
Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);
Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;
Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;
Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;
Стимулирующий чтение объем;
Четкое выделение фамилии автора учебника.
Общая схема анализа учебника.
Внешнее оформление учебника, качество форзацев.
Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.
Информационная
функция
соответствие содержания учебного материала современным требованиям;
новизна учебного и художественного материала;
качество теоретического материала, его познавательное значение.
Мотивационная
функция:
наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;
соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;
наличие средств эмоционального воздействия;
увлекательность формы изложения материала;
наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.
Функция
обучения школьника самостоятельной
работе с книгой:
наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;
наличие образцов правильного выполнения заданий;
наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.
Развивающая
функция учебника:
изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;
наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;
наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.
Функция
управления деятельностью учителя:
последовательность и целесообразность учебного материала;
наличие внутрипредметных и межпредметных связей;
отражение специфики учебника в национальной школе;
научная обоснованность содержания и структуры учебника;
согласованность с реальными возможностями учебного процесса.
- Учебник должен отвечать требованиям учебного процесса и содержанию утвержденной (одобренной, допущенной) программы дисциплины11.