Методический аппарат советского школьного учебника: теоретический аспект рассмотрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс управления познавательной деятельностью учащихся, осуществляемый с помощью целостной подсистемы методического аппарата учебника.
Предметом исследования является методический аппарат учебника.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Функции школьного учебника как предмет педагогического исследования 5
1.1 Становление и развитие теоретических представлений о советской школьной учебной книге 5
1.2 Основные положения теории школьного учебника 9
Глава 2. Методический аппарат школьного учебника 16
2.1 Требования к учебно-методическому аппарату учебника 16
2.2 Требования к современному учебнику как основному средству обучения 21
2.3 Новое поколение учебников – основной фактор обеспечения качества общего среднего образования 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Методический аппарат советского школьного учебника теоретический аспект рассмотрения (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Систематизирующая функция реализует требование обязательного, системного и последовательного  изложения материала в; логике учебного предмета.

Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля видна в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Суть ингегрирующей функции в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Одновременно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натура).

Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей, формировании в процессе работы над  ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность. Обучающая функция учебника проявляется в том., что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания17.

Работа  с учебной книгой — такой же важный элемент процесса обучения, как объяснение учителя, лабораторные и практические занятия, ответы учащихся. Усвоение материала учебника школьниками, развитие у них навыков самообразования организуется учителями на уроках, в процессе лабораторных занятий, на семинарах, в домашних условиях. Работая с учебником самостоятельно, ученик развивает свою способность чтения, совершенствует память, учится излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Структура учебника включает в себя текст как  главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все  тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения, К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

 Таким образом, программы учебных предметов и учебники являются важнейшим элементом содержания образования и организации процесса обучения. Они определяют круг знаний, умений и навыков, с их помощью обеспечивается формирование духовной сущности детской личности18
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С тех  пор как в школах появились  книги, работа с ними стала одним  из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения.

Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Использование учебников в учебном процессе имеет давнюю историю. Она отражена в работах Василия Федоровича Зуева конца XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах Ф. Пуцыковича, А. Линберга, Л.С. Севрука, Г.И. Иванова, С. Бобина и других известных педагогов. И сегодня эта проблема не утратила свою актуальность.

К сожалению, работа с книгой в начальной школе  занимает все более скромное место19.

Ориентация  педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к  тому, что работа с книгой — скучная, однообразная, не всегда интересная —  оказалась вытесненной другими  методами. В результате мы пожинаем горькие результаты: дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают прочитанное. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети учеников имеют проблемы с чтением и пониманием прочитанного. Это значит, что начальная школа не выполняет своей главной задачи.

Можно назвать и другие причины, по которым наши дети отучаются нормально читать и понимать прочитанное: засилие телевидения, просмотр которого не требует умственного напряжения, распространение глупых книг с картинками, комиксов, наполненных сюжетами на уровне умственных способностей их составителей и издателей, отучающих детей от серьезного чтения и восприятия книги. На пути национального бедствия должен стать учитель начальной школы, который будет, несмотря на все трудности, приучать детей к чтению20.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анохина Т.А. Учебник как средство систематизации знаний учащихся. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М.,1985.-21 с.
  2. Анисимов В.В., Грокольская О.Г. Формализованная педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АПО. – 2009
  3. Аппарат ориентировки в школьных учебниках. Метод. материалы. Материалы к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.
  4. Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника, Вып.2.- М.:Просвещение,2008.-с.134-146.
  5. Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза учебника.-;1. М.:2007.-109 с.
  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
  7. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и при-менения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.
  8. Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство «Питер». – 2009. – с. 304
  9. Балашова Л.И. Приемы работы учащихся с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е. 6I-I9X.
  10. Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,. 2007.- 64 с.
  11. Г.Г.Граник Г.Г.,Концевая А.Н.,Бондаренко С.М. Формированиесамоконтроля средствами учебника./Вопросы психологии.-2007,№ 6.с. 64-70.
  12. Пономарев Е.Р. Созидание советского учебника по литературе. От М.Н.Покровского к Г.А.Гуков-скому // Вопр. лит. – 2009. – №4. – С.39-77.

 

 

1 Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза учебника.-;1. М.:2007.-109 с.

2 Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство «Питер». – 2009. – с. 304

3 Пономарев Е.Р. Созидание советского учебника по литературе. От М.Н.Покровского к Г.А.Гуков-скому // Вопр. лит. – 2009. – №4. – С.39-77.

4 Аппарат ориентировки в школьных учебниках.Метод.материалы. Материалы к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.

5 Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и при-менения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

6 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,. 2007.- 64 с.

7 Балашова Л.И. Приемы работы учащихся с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е. 6I-I9X.

8 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.- М.:Просвещение,2008.-с.134-146.

9 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.

10 Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство «Питер». – 2009. – с. 304

11 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.- М.:Просвещение,2008.-с.134-146.

12 Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза учебника.-;1. М.:2007.-109 с.

13 Балашова Л.И. Приемы работы учащихся с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е. 6I-I9X.

14 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,. 2007.- 64 с.

15 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.- М.:Просвещение,2008.-с.134-146.

16 Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и при-менения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

17 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,. 2007.- 64 с.

18 Аппарат ориентировки в школьных учебниках. Метод. материалы. Материалы к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.

19 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.

20 Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и при-менения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

 


Информация о работе Методический аппарат советского школьного учебника: теоретический аспект рассмотрения