Систематизирующая
функция реализует требование обязательного,
системного и последовательного
изложения материала в; логике учебного
предмета.
Функция
закрепления материала и осуществления детьми
самоконтроля видна в том, что учебник
предоставляет возможность повторного
изучения, проверки самим учеником правильности
сложившихся у него понятий, представлений,
образов, точности усвоенных правил, законов,
выводов. Суть ингегрирующей функции в
том, что учебник помогает ребенку приращивать
к изложенным в нем знаниям дополнительную
информацию из смежных наук. Одновременно
учебник выполняет координирующую функцию,
способствуя привлечению в процессе работы
над материалом разнообразных других
средств обучения (карты, иллюстрации,
диапозитивы, натура).
Развивающе-воспитательная
функция состоит в духовно-ценностном
влиянии содержания учебника на детей,
формировании в процессе работы над
ним таких качеств, как трудолюбие,
мыслительная активность, творческая способность.
Обучающая функция учебника проявляется
в том., что работа с ним развивает умения
и навыки, необходимые для самообразования:
конспектирования, обобщения, выделения
главного, логического запоминания17.
Работа
с учебной книгой — такой же важный элемент
процесса обучения, как объяснение учителя,
лабораторные и практические занятия,
ответы учащихся. Усвоение материала учебника
школьниками, развитие у них навыков самообразования
организуется учителями на уроках, в процессе
лабораторных занятий, на семинарах, в
домашних условиях. Работая с учебником
самостоятельно, ученик развивает свою
способность чтения, совершенствует память,
учится излагать, анализировать, критиковать,
дополнять, изменять изучаемый текст с
привлечением дополнительной литературы.
Структура
учебника включает в себя текст как
главный компонент и внетекстовые,
вспомогательные компоненты. Все
тексты разделяются на тексты-описания,
тексты-повествования, тексты-рассуждения,
К внетекстовым компонентам относятся:
аппарат организации усвоения (вопросы
и задания, памятки или инструктивные
материалы, таблицы и шрифтовые выделения,
подписи к иллюстративному материалу
и упражнения); собственно иллюстративный
материал; аппарат ориентировки, включающий
предисловие, примечание, приложения,
оглавление, указатели.
Таким образом, программы
учебных предметов и учебники являются
важнейшим элементом содержания образования
и организации процесса обучения. Они
определяют круг знаний, умений и навыков,
с их помощью обеспечивается формирование
духовной сущности детской личности18.
Заключение
С тех
пор как в школах появились
книги, работа с ними стала одним
из важнейших методов обучения. Главное достоинство
данного метода — возможность для ученика
многократно читать учебный материал
в доступном для него темпе и в удобное
время. Учебные книги успешно выполняют
все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую,
побуждающую, контрольно-коррекционную.
При использовании специально разработанных,
так называемых программированных учебников
эффективно решаются вопросы контроля,
коррекции, диагностики знаний, умений.
Учебник должен учить ученика учиться.
А для этого по форме изложения он должен
быть краток, лаконичен, содержать в себе
необходимый материал высокой степени
обобщения и вместе с тем быть конкретным,
содержать в себе необходимый и достаточный
объем фактического материала. Причем,
материал, содержащийся в учебнике, как
и в учебных пособиях, одновременно должен
отражать изложение подлинной науки, быть
доступным соответствующим возрастам
учащихся, учитывать их интересы, особенности
их психических процессов — восприятия,
мышления памяти; стимулировать потребности,
волю школьников в познании их ответственность
в процессе обучения.
Систематическое
изложение учебного материала в учебнике должно
осуществляться в единстве с методами
познания и отличаться популярностью,
увлекательностью, проблемностью. Только
так учебник как дидактическое средство
обучения и как источник самостоятельного
добывания школьником знаний может возбуждать
интерес ученика к знаниям и самому процессу
познания, стимулировать у него потребность
в самообразовании.
Использование
учебников в учебном процессе
имеет давнюю историю. Она отражена
в работах Василия Федоровича Зуева конца
XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема
получила в трудах Ф. Пуцыковича, А. Линберга,
Л.С. Севрука, Г.И. Иванова, С. Бобина и других
известных педагогов. И сегодня эта проблема
не утратила свою актуальность.
К сожалению,
работа с книгой в начальной школе
занимает все более скромное место19.
Ориентация
педагогов на яркие, запоминающиеся
детям методы обучения привела к
тому, что работа с книгой — скучная,
однообразная, не всегда интересная —
оказалась вытесненной другими
методами. В результате мы
пожинаем горькие результаты: дети читают
мало, читают плохо, не всегда понимают
прочитанное. По данным педагогических
наблюдений, в основной школе более трети
учеников имеют проблемы с чтением и пониманием
прочитанного. Это значит, что начальная
школа не выполняет своей главной задачи.
Можно назвать и другие
причины, по которым наши дети отучаются
нормально читать и понимать прочитанное:
засилие телевидения, просмотр которого
не требует умственного напряжения, распространение
глупых книг с картинками, комиксов, наполненных
сюжетами на уровне умственных способностей
их составителей и издателей, отучающих
детей от серьезного чтения и восприятия
книги. На пути национального бедствия
должен стать учитель начальной школы,
который будет, несмотря на все трудности,
приучать детей к чтению20.
Список литературы
- Анохина Т.А. Учебник как средство систематизации знаний учащихся. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М.,1985.-21 с.
- Анисимов В.В., Грокольская О.Г. Формализованная педагогика. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АПО. – 2009
- Аппарат ориентировки в школьных учебниках. Метод. материалы. Материалы к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.
- Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника, Вып.2.- М.:Просвещение,2008.-с.134-146.
- Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза учебника.-;1. М.:2007.-109 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
- Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и при-менения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.
- Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство «Питер». – 2009. – с. 304
- Балашова Л.И. Приемы работы учащихся с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е. 6I-I9X.
- Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,. 2007.- 64 с.
- Г.Г.Граник Г.Г.,Концевая А.Н.,Бондаренко С.М. Формированиесамоконтроля средствами учебника./Вопросы психологии.-2007,№ 6.с. 64-70.
- Пономарев Е.Р. Созидание советского учебника по литературе. От М.Н.Покровского к Г.А.Гуков-скому // Вопр. лит. – 2009. – №4. – С.39-77.
1 Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза
учебника.-;1. М.:2007.-109 с.
2 Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика.
Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство
«Питер». – 2009. – с. 304
3 Пономарев Е.Р. Созидание советского
учебника по литературе. От М.Н.Покровского
к Г.А.Гуков-скому // Вопр. лит. – 2009. – №4.
– С.39-77.
4 Аппарат ориентировки в школьных
учебниках.Метод.материалы. Материалы
к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.
5 Беспалько В.П. Учебник.
Теория создания и при-менения. – М.: НИИ
школьных технологий, 2006. – 192 с.
6 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое
в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,.
2007.- 64 с.
7 Балашова Л.И. Приемы работы учащихся
с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е.
6I-I9X.
8 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного
учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.-
М.:Просвещение,2008.-с.134-146.
9 Виноградова Н.Ф. Окружающий
мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. -
М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
10 Бордовская М.В., Реан А.А. Педагогика.
Учебник для ВУЗов. – СПб: Издательство
«Питер». – 2009. – с. 304
11 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного
учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.-
М.:Просвещение,2008.-с.134-146.
12 Арутюнов А.Р. Конструирование и экспертиза
учебника.-;1. М.:2007.-109 с.
13 Балашова Л.И. Приемы работы учащихся
с учебником.-Учен, зап.Куляб.пед.ин-та.Вып.3.-Куляб,2007.-е.
6I-I9X.
14 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое
в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,.
2007.- 64 с.
15 Арцишевский А.А. Разработка проблем школьного
учебника в ПНР / Проблемы школьного учебника,Вып.2.-
М.:Просвещение,2008.-с.134-146.
16 Беспалько В.П. Учебник.
Теория создания и при-менения. – М.: НИИ
школьных технологий, 2006. – 192 с.
17 Граник Г.Г. Учитель,учебник и школьники,/Новое
в жизни науки,техники."Пед.и психол."6.-М.-Знание,.
2007.- 64 с.
18 Аппарат ориентировки в школьных
учебниках. Метод. материалы. Материалы
к пленуму УМСа.-М.:Просвещение,2008.-58с.
19 Виноградова Н.Ф. Окружающий
мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. -
М.: Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
20 Беспалько В.П. Учебник.
Теория создания и при-менения. – М.: НИИ
школьных технологий, 2006. – 192 с.