Методический аппарат советского школьного учебника: теоретический аспект рассмотрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс управления познавательной деятельностью учащихся, осуществляемый с помощью целостной подсистемы методического аппарата учебника.
Предметом исследования является методический аппарат учебника.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Функции школьного учебника как предмет педагогического исследования 5
1.1 Становление и развитие теоретических представлений о советской школьной учебной книге 5
1.2 Основные положения теории школьного учебника 9
Глава 2. Методический аппарат школьного учебника 16
2.1 Требования к учебно-методическому аппарату учебника 16
2.2 Требования к современному учебнику как основному средству обучения 21
2.3 Новое поколение учебников – основной фактор обеспечения качества общего среднего образования 24
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Методический аппарат советского школьного учебника теоретический аспект рассмотрения (1).doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Учебник должен соответствовать программе по: структуре (в нем выделяются разделы, темы, параграфы в соответствии с программой курса); объему знаний (степени полноты  отражения в учебнике фактов, раскрытия  содержания понятий, законов, теорий); характеру формирования у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков (в учебнике следует предусмотреть систему заданий, которые необходимы для формирования общеучебных и специальных умений: заданий на основе использования различных источников знаний, заданий на установление причинно-следственных связей; в заданиях учебника должна отражаться система практических работ, если она предусмотрена программой предмета); характеру раскрытия понятий, законов, теорий, отдельных вопросов и целых разделов программы (учебник должен соответствовать принятой концепции образования по предмету, требованиям методики преподавания предмета).

Отступления от программы должны быть обоснованными. За рамки школьной программы может  выходить содержание только дополнительного  и пояснительного текста учебника. В случае, когда у автора возникла необходимость изменения содержания учебной программы по предмету, следует согласовать возможные изменения с Министерством образования12.

 

 

 

 

 

 

2.2 Требования к современному учебнику как основному средству обучения

Постоянные  изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования  в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

С одной  стороны учебник – хранитель  знаний, накопленных современной  наукой,  средство  трансляции этих знаний, с другой  - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.

Получаемые  знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.

Задача  современной образовательной системы  — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда  не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.

Содержание  современного учебника определяется следующими принципами:

    • гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

    • научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;

    • целостности картины мира - предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику  воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями;

    • культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;

    • непрерывного общего развития каждого ребенка - предполагает ориентацию содержания  образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;

    • наглядности - определяет школьный учебник как  учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста;

 инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.  
Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках;

    • интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации13.

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными  вопросам, упражнениями. Учебник написан  живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Современное образование должно позволить быть разным учебникам – в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются14.

 

 

 

 

2.3 Новое поколение учебников – основной фактор обеспечения качества общего среднего образования

Программа учебного предмета средней общеобразовательной школы представляет собой государственный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения. Типовая программа очерчивает наиболее обобщенный круг общеобязательных знаний, умений и навыков.

 Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

В каждой программе аккумулирован историко-педагогический опыт, отражены требования достижений педагогической и психологической  наук. Критерием совершенства является успешная учебно-воспитательная практика. По мере развития общества, научно-технического прогресса, педагогической науки периодически возникает необходимость пересмотра содержания образования, заложенного в программах. Помимо задач обогащения учащихся знаниями, умениями и навыками можно отметить две наиболее важные функции учебных программ. Содержательная, идейно-воспитательная функция состоит в том, что знания, включенные в программы, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Взаимосвязь и взаимодействие программ по отдельным предметам, а также интегративные программы создают общую и единую мировоззренческую, научную картину мира, формируют духовно-ценностное отношение к явлениям реальной действительности. Вторая функция программ — организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации. Общая структура программы содержит в основном три элемента.

Первый  — объяснительная записка или  введение, определяющее основные воспитательные, образовательные, развивающие задачи, исходные научные позиции преподавания.

Второй  — собственно содержание образования: основные темы, обязательные умения и  навыки.

Третий  — некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений и навыков15.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных структур. Так, в структуре программы по алгебре для 7-го класса фигурируют: тема, практическая работа, требования к знаниям и умениям учащихся, межпредметные связи. Программа по химии для 9-го класса включает тему, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия, экранные nocoбия. Обществоведение в 10-м классе: тема, повторение, основные понятия, законы, межпредметные связи, опорные понятия. Биология, 7-й класс: тема, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, экскурсия, экранные пособия. Труд в 8-м классе: тема («Обработка металлов»), примерный перечень изделий, технико-технологические сведения, межпредметные связи с курсом физики, практические работы, демонстрации. Изобразительное искусство, 3-й класс: практическая работа (композиционная деятельность, цвет, форма, пропорции, конструкции, пространство); восприятие (эстетическое восприятие действительности, восприятие искусства); основные требования к знаниям и умениям учащихся, демонстрации, межпредметные связи. Наконец, музыка, 5-й класс: требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, слушание музыки, хоровое пение, пение по нотам, импровизация, движение под музыку, межпредметные связи. Каждая структура программы в ее специфике призвана обеспечить эффективное формирование обязательных знаний, умений и навыков по данному предмету.

 Особое значение в системе общего среднего образования придается формированию общих учебных умений и навыков, что обусловило необходимость создания специальной программы. В ней с последовательным развитием и усложнением для каждого класса рассматриваются 4 группы умений и навыков. Учебно-организационные умения и навыки предполагают овладение учеником:

а) способами  выполнения каждого компонента учебной  деятельности (учебной задачей, учебными действиями, самоконтролем и самооценкой), а также способами самостоятельного перехода от одного компонента или  этапа учебной работы к другому;

б) способами  внешней организации своей учебной  работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и  др.);

в) способами  передачи знаний своим товарищам  по классу или младшим школьникам. Учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя способы выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемы логического мышления (на основе формальной и диалектической логики)16.

Учебно-информационные умения и навыки заключаются в  овладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой и дополнительной информации, ее хранения. Учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстником) в ходе учебной работы. Овладение этими группами умений и навыков позволяет не только обеспечить активность детей в ходе учебных занятий, но и создать условия для их самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем.

Важнейшим элементом содержания и организации  учебного процесса является школьный учебник. По своему содержанию и структуре  он обязательно соответствует программе по данному предмету. Учебник содержит изложение основ наук и одновременно организует самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учит учиться. К нему предъявляются серьезные требования. Он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он одновременно должен содержать изложение подлинной науки, быть доступным детям, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Учебник отражает в единстве логику самой науки и логику учебной программы, учебного предмета. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью.

Особое  значение имеет не только популярность, но и увлекательность, проблемность изложения, его способность возбуждать интерес и заставлять думать. На помощь здесь приходит искусство слова. Материал любой науки, даже математики и физики, не говоря уже о биологии, истории, географии или литературе, может быть изложен с привлечением художественных образов. К этому примыкают и требования эстетического оформления учебника, которые тесно переплетаются с гигиеническими и психологическими требованиями к восприятию материала и работе над ним. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Функции школьного учебника разносторонне  определены исследователем проблем  школьного учебника Д.Д. Зуевым. К  ним относится прежде всего информационная функция — обеспечение детей  необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение детей, дающей пищу для духовного развития.и практического освоения мира. Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом детских возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным для детей, не исключая проблемности, возможности его творческого усвоения.

Информация о работе Методический аппарат советского школьного учебника: теоретический аспект рассмотрения