Учебник должен
соответствовать программе по: структуре
(в нем выделяются разделы, темы,
параграфы в соответствии с программой
курса); объему знаний (степени полноты
отражения в учебнике фактов, раскрытия
содержания понятий, законов, теорий);
характеру формирования у учащихся общеучебных
и специальных умений и навыков (в учебнике
следует предусмотреть систему заданий,
которые необходимы для формирования
общеучебных и специальных умений: заданий
на основе использования различных источников
знаний, заданий на установление причинно-следственных
связей; в заданиях учебника должна отражаться
система практических работ, если она
предусмотрена программой предмета); характеру
раскрытия понятий, законов, теорий, отдельных
вопросов и целых разделов программы (учебник
должен соответствовать принятой концепции
образования по предмету, требованиям
методики преподавания предмета).
Отступления от
программы должны быть обоснованными.
За рамки школьной программы может
выходить содержание только дополнительного
и пояснительного текста учебника. В случае,
когда у автора возникла необходимость
изменения содержания учебной программы
по предмету, следует согласовать возможные
изменения с Министерством образования12.
2.2 Требования к современному
учебнику как основному средству обучения
Постоянные
изменения, происходящие в обществе
в целом, и в системе образования
в частности, предъявляют к учебнику,
как к основному средству обучения,
все новые и новые требования.
С одной
стороны учебник – хранитель
знаний, накопленных современной наукой,
средство трансляции этих знаний, с другой
- комплекс познавательных материалов,
заданий, упражнений, стимулирующих учащихся
к дальнейшему приобретению знаний, формированию
учебно-познавательной компетентности.
Получаемые
знания должны стать в будущем
для ученика инструментом, который он
сможет использовать не только в узкопредметной
сфере.
Задача
современной образовательной системы
— не напичкать ученика фундаментальными
знаниями (большинство которых никогда
не будет востребовано), а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способность
к самообразованию. Это особенно важно
в условиях, когда идет быстрая смена информации.
И традиционные учебники просто не смогут
отражать происходящие перемены. Отсюда
и новое отношение к роли учебника — как
навигатора получения знаний.
Содержание
современного учебника определяется следующими
принципами:
гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;
целостности картины мира - предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями;
культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;
непрерывного общего развития каждого ребенка - предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;
наглядности - определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста;
инструментальность — это предметно-методические
механизмы, способствующие практическому
применению получаемых знаний. Это не
только включение словарей разного назначения
во все учебники, но и создание условий
необходимости их применения при решении
конкретных учебных задач или в качестве
дополнительного источника информации.
Это постоянная организация специальной
работы по поиску информации внутри учебника,
комплекта в целом и за его пределами.
Кроме того, инструментальность — это
еще и требование применения в учебном
процессе простейших инструментов для
решения конкретных учебных задач. Инструментальность
— это и максимальное размещение методического
аппарата в корпусе учебника, рассчитанного
как на индивидуальное выполнение заданий,
так и на парную или групповую работу;
дифференциация учебных заданий, сориентированных
на разноуровневое развитие школьников.
Это единая система специальных выделений
учебного материала во всех учебниках;
интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации13.
Современный
учебник характеризуется разнообразными
заданиями для самопроверки, проблемными
вопросам, упражнениями. Учебник написан
живым языком с использованием метафор,
игрой стилей.
Современное
образование должно позволить
быть разным учебникам – в зависимости
от того, какие модели и практики обучения
применяются14.
2.3 Новое поколение учебников
– основной фактор обеспечения качества
общего среднего образования
Программа
учебного предмета средней общеобразовательной школы
представляет собой государственный документ,
очерчивающий круг основных знаний, умений
и навыков, подлежащих усвоению учащимися.
Она определяет общую научную и духовно-ценностную
направленность преподавания предмета,
оценок теорий, событий, фактов. В программе
обусловлена структура расположения учебного
материала по годам обучения и внутри
каждого школьного класса. Полнота усвоения
программных знаний, умений и навыков
учащимися есть основной критерий успешности
и эффективности процесса обучения. Типовая
программа очерчивает наиболее обобщенный
круг общеобязательных знаний, умений
и навыков.
Программа школьного
учебного предмета — результат большой
и кропотливой работы представителей
различных областей знаний: специалистов
конкретной науки, определяющих основной
круг знаний, умений и навыков; педагогов
и психологов, формирующих и распределяющих
материал по годам обучения в соответствии
с возрастными возможностями детей; методистов,
разрабатывающих научно-методическое
обеспечение, необходимое для эффективного
усвоения знаний, умений и навыков.
В каждой
программе аккумулирован историко-педагогический
опыт, отражены требования достижений
педагогической и психологической
наук. Критерием совершенства является
успешная учебно-воспитательная практика. По мере развития
общества, научно-технического прогресса,
педагогической науки периодически возникает
необходимость пересмотра содержания
образования, заложенного в программах.
Помимо задач обогащения учащихся знаниями,
умениями и навыками можно отметить две
наиболее важные функции учебных программ.
Содержательная, идейно-воспитательная
функция состоит в том, что знания, включенные
в программы, направлены на формирование
духовности и научного мировоззрения
у школьников. Взаимосвязь и взаимодействие
программ по отдельным предметам, а также
интегративные программы создают общую
и единую мировоззренческую, научную картину
мира, формируют духовно-ценностное отношение
к явлениям реальной действительности.
Вторая функция программ — организационно-методическая.
Они организуют деятельность учителя
по подготовке к занятиям: отбор материала,
видов практических работ, активных методов
и динамичных форм обучения. Программы
организуют и учебный труд учащихся: определяют
характер их деятельности по изучению
предмета в школе, дома, в процессе усвоения
свободной информации. Общая структура
программы содержит в основном три элемента.
Первый
— объяснительная записка или
введение, определяющее основные воспитательные,
образовательные, развивающие задачи,
исходные научные позиции преподавания.
Второй
— собственно содержание образования:
основные темы, обязательные умения и
навыки.
Третий
— некоторые методические указания,
касающиеся главным образом оценки
знаний, умений и навыков15.
Специфика
каждого учебного предмета по содержанию, характеру
применения знаний на практике, по видам
деятельности обусловливает вариативность
программных структур. Так, в структуре
программы по алгебре для 7-го класса фигурируют:
тема, практическая работа, требования
к знаниям и умениям учащихся, межпредметные
связи. Программа по химии для 9-го класса
включает тему, межпредметные связи, демонстрации,
лабораторные работы, практические занятия,
экранные nocoбия. Обществоведение в 10-м
классе: тема, повторение, основные понятия,
законы, межпредметные связи, опорные
понятия. Биология, 7-й класс: тема, межпредметные
связи, демонстрации, лабораторные работы,
экскурсия, экранные пособия. Труд в 8-м
классе: тема («Обработка металлов»), примерный
перечень изделий, технико-технологические
сведения, межпредметные связи с курсом
физики, практические работы, демонстрации.
Изобразительное искусство, 3-й класс:
практическая работа (композиционная
деятельность, цвет, форма, пропорции,
конструкции, пространство); восприятие
(эстетическое восприятие действительности,
восприятие искусства); основные требования
к знаниям и умениям учащихся, демонстрации,
межпредметные связи. Наконец, музыка,
5-й класс: требования к знаниям, умениям
и навыкам учащихся, слушание музыки, хоровое
пение, пение по нотам, импровизация, движение
под музыку, межпредметные связи. Каждая
структура программы в ее специфике призвана
обеспечить эффективное формирование
обязательных знаний, умений и навыков
по данному предмету.
Особое значение
в системе общего среднего образования
придается формированию общих учебных
умений и навыков, что обусловило необходимость
создания специальной программы. В ней
с последовательным развитием и усложнением
для каждого класса рассматриваются 4
группы умений и навыков. Учебно-организационные
умения и навыки предполагают овладение
учеником:
а) способами
выполнения каждого компонента учебной
деятельности (учебной задачей, учебными
действиями, самоконтролем и самооценкой),
а также способами самостоятельного
перехода от одного компонента или
этапа учебной работы к другому;
б) способами
внешней организации своей учебной
работы (культурой рабочего места, рациональным
порядком занятий, режимом дня и
др.);
в) способами
передачи знаний своим товарищам
по классу или младшим школьникам.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя
способы выполнения мыслительной деятельности,
постановки и решения проблем, а также
приемы логического мышления (на основе
формальной и диалектической логики)16.
Учебно-информационные
умения и навыки заключаются в
овладении методами и приемами самостоятельного
приобретения знаний, новой и дополнительной
информации, ее хранения. Учебно-коммуникативные
умения и навыки состоят в овладении учеником
способами построения устной и письменной
речи в зависимости от целей и условий
общения с другим человеком (учителем,
сверстником) в ходе учебной работы. Овладение
этими группами умений и навыков позволяет
не только обеспечить активность детей
в ходе учебных занятий, но и создать условия
для их самообразования в настоящем и
непрерывного образования в будущем.
Важнейшим
элементом содержания и организации
учебного процесса является школьный
учебник. По своему содержанию и структуре
он обязательно соответствует программе по данному
предмету. Учебник содержит изложение
основ наук и одновременно организует
самостоятельную деятельность школьников
по усвоению учебного материала, учит
учиться. К нему предъявляются серьезные
требования. Он должен быть краток, лаконичен,
содержать материал высокой степени обобщения
и вместе с тем быть конкретным, оснащенным
основным фактическим материалом. Он одновременно
должен содержать изложение подлинной
науки, быть доступным детям, учитывать
особенности их интересов, восприятия,
мышления, памяти, развивать познавательный
и практический интерес, потребность в
знаниях и практической деятельности.
Учебник отражает в единстве логику самой
науки и логику учебной программы, учебного
предмета. Хороший учебник информативен,
энциклопедичен, лапидарен, связывает
учебный материал с дополнительной и смежной
литературой, побуждает к самообразованию
и творчеству. Текст учебника, формулировки
основных положений, выводов должны отличаться
предельной ясностью и четкостью.
Особое
значение имеет не только популярность,
но и увлекательность, проблемность
изложения, его способность возбуждать
интерес и заставлять думать. На помощь
здесь приходит искусство слова. Материал
любой науки, даже математики и физики,
не говоря уже о биологии, истории, географии
или литературе, может быть изложен с привлечением
художественных образов. К этому примыкают
и требования эстетического оформления
учебника, которые тесно переплетаются
с гигиеническими и психологическими
требованиями к восприятию материала
и работе над ним. Учебник должен быть
в меру красочен, снабжен необходимыми
иллюстрациями в виде картин, карт, схем,
диаграмм, фотографий.
Функции
школьного учебника разносторонне
определены исследователем проблем
школьного учебника Д.Д. Зуевым. К
ним относится прежде всего информационная
функция — обеспечение детей
необходимой и достаточной информацией,
формирующей мировоззрение детей,
дающей пищу для духовного развития.и
практического освоения мира. Трансформационная
функция состоит в том, что материал в
учебнике преобразуется с учетом детских
возрастных особенностей и дидактических
требований, становится доступным для
детей, не исключая проблемности, возможности
его творческого усвоения.