Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I: Литературные произведения
на уроках истории. Источники и методическая
литература……………………………………………………
Глава II: Методика использования художественной
литературы на уроках истории……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условия реформирования
общеобразовательной школы
Художественная литература
Достаточно внимания данной проблеме уделялось в 1960 — 1980-е годы. Методисты предложили классификацию художественной литературы (исторические источники и историческая беллетристика), а также методы, методические приемы и варианты организации работы с фрагментами художественной литературы на уроках истории.
В современной методической литературе обобщается опыт советских методистов по использованию материалов из произведений, с использованием современных технологий и форм занятий (мультимедиа).
Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Объектом исследования является методика работы с текстами художественной литературы.
Предметом исследования является использование художественной литературы на уроках истории.
В данной работе использовались следующие методы:
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература
Данная проблема широко освещена в литературе советского и современного периода. Достаточно внимания данной проблеме уделялось в 1960-е - 1980-е годы.
В обобщающих работах А.А. Вагина рассматриваются вопросы, связанные с использованием художественной литературы на уроках истории. В своей работе по методике обучения истории автор дает классификацию печатных средств обучения (литературные памятники и историческая беллетристика), перечисляет признаки, по которым их можно различать, приводит примеры для обеих групп произведений. Также, методист выделяет признаки, которые помогут при отборе литературы для уроков истории по тем, или иным темам. Автор дает информацию о том, какие произведения и на каких уроках целесообразнее использовать. В данной работе дается подробная информация о том, какие произведения (фрагментарно, или полностью) следует использовать при изучении тех, или иных тем. Например, при изучении темы: «Крестьянская война в Германии», можно обратиться к роману Р. Швейхеля «За свободу». Автор отмечает, что при данном типе работы на уроке, учитель сталкивается с трудностями: из большого произведения необходимо выбрать наиболее интересные и лаконичные фрагменты. Методист перечисляет приемы использования художественных произведений: краткий пересказ, краткая цитата, пространная цитата [1].
Во введении к своей работе, посвященной использованию художественной литературы в преподавании новой истории, А.А. Вагин [отмечает всю значимость художественной литературы для учащихся, как одной из важных источников ознакомления с историческим прошлым, а также, это один из самых эффективных средств обогащения представления, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Необходимо отметить, что автор подобрал обширный материал источников для уроков истории.
Л.М. Предтеченская в своей работе освещает богатейший опыт, учителей по изучению зарубежной литературы на уроках истории в VIII — X классах. Необходимо отметить, безупречную формулировку принципов отбора материала, предлагается методика его планирования, раскрывается содержание уроков, показаны различные варианты заданий и приемов, которые способствуют развитию логического мышления, организации их домашней работы. Следует отметить тот факт, что автор предлагает несколько очень подробно разобранных вариантов урока по каждой изучаемой теме. Более того, методист оговаривает и то, что именно из обширного запаса мировой литературы необходимо выбрать, какие фрагменты произведений целесообразно использовать для проведения урока на высоком уровне и достижения запланированных результатов. Помимо анализа произведений, Предтеченская рекомендует обращаться и к биографиям авторов данных произведений, что позволит еще лучше понять их [2].
Н.Г. Дайри поставил перед собой сложнейшую задачу: как чтение исторической беллетристики сделать достоянием всех учащихся, включить в учебную работу. Автор приводит результаты исследований А. И. Александрова, исходя из которых, можно сделать вывод: необходимо улучшать содержание вопросов, предлагаемых в учебниках. Также методист дает варианты вопросов, наиболее подходящие для работы с большими произведениями [3].
Г.Р. Косова на конкретном
материале, на примерах отдельных, разработанных
ею уроков, показала систему изучения
вопросов культуры с древнейших времен
и до середины XX века. Автор стремилась
к развитию навыков и умений работы учащихся
с материалом. Методист подчеркивает необходимость
межкурсовых и межпредметных связей. К
примеру, на уроке, посвященном вопросам
просвещения, науки и искусству, можно
вспомнить сведения, полученные из урока
химии (о таблице Менделеева), что характеризует
развитие науки в рассматриваемый период.
Е.Н. Кабанова-Меллер рекомендует при составлении тематического планирования, еще летом, подобрать по курсам художественные произведения для работы: в классе и дома. По мнению методиста, необходимо учитывать: историческую ценность и художественные достоинства книг, доступность, соответствие возрасту, воспитательное значение книги. Данная работа содержит рекомендации по выбору приемов использования книги на уроках: подбираются фрагменты сюжетного и картинного описания, характеристики исторических личностей, отрывки для персонификации и драматизации событий, отдельные образы, картины, характеристики [5].
О.И. Бахтина в своей статье отмечает значимость художественных произведений в нравственном воспитании учащихся. Ведь поступки исторических героев могут стать примером для учеников. Автор предлагает несколько рекомендаций по проведению урока: доказать на основе фрагментов литературных произведений и рассказа о событии, что та, или иная историческая личность обладала такими чертами характера, как целеустремленность и решительность; убежденность; храбрость и мужество. Для этого методист приводит фрагменты произведений, которые могут быть использованы на уроках истории [6].
Из современных изданий следует отметить обобщающую работу М.Т. Студеникина, в ней автор очень подробно освещает использование художественных произведений в обучении истории. В частности, в работе содержится информация о классификации произведений: исторические источники и историческая беллетристика. Автор приводит примеры каждой группы литературы: фрагменты произведений. Методист предлагает вниманию учителей приемы использования книги на уроках истории. Работа содержит примерный перечень художественных произведений, включая краткий анализ, который предлагается для использования на уроках учителю. В работе имеется большое количество фрагментов самих произведений, включая и перечень вопросов к ним [7].
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова в своей работе сосредотачивают особое внимание на рассмотрении приемов развития познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализируют приемы и формы организации учебного процесса. Исходя из этого, методисты предлагают несколько специфических приемов работы на уроке: картинное описание, на основе фрагмента художественного произведения, персонификация и многие другие [8].
М.В. Короткова, М.Т. Студеникин в своем практикуме рассматривают современные методы, приемы и средства преподавания истории в различных типах школ. Также методисты предлагают вниманию учителя образцы заданий, примеры разработки и проведения уроков. Необходимо отметить, что данная работа содержит большое количество выдержек из различных художественных произведений, а также варианты заданий к ним [9].
И.И. Богданович в учебном пособии «Методика преподавания истории в школе» исходил из особенностей изучения курса «Всемирная история» и «История Беларуси». Автором учтены требования Концепции исторического образования и программа курса литературы [10].
Источниками
для данной курсовой работы послужили
нормативные документы
Также были использованы разработки уроков по истории, опубликованных в периодических изданиях: «Гiсторыя: праблемы выкладання», «Преподавание истории в школе», фрагменты художественных произведений.
Так, Т.И. Долгошеева при изучении общества и государственного строя России в первой половине XIX века предлагает в качестве примера привести старинные народные пословицы [12]; И. Стасюк при изучении темы, связанной с рабовладением в Риме, предлагает использовать фрагменты из «Спартака» Р. Джованьоли [13]; Прилукова Е.В. при рассмотрении природных и климатических условий Древней Индии, предлагает обратиться к произведению Р. Киплинг «Маугли» [14]; А. Шавлюкевич рекомендовал при рассмотрении темы «Литература и театр в 60- гг. XIX — начала XX века», обратиться к творчеству Я. Коласа [15]; М.В. Ярославская использовала отрывки «Ленинградской поэмы» О. Берггольц при изучении темы «Блокада Ленинграда» [16].
Таким образом, можно отметить, что проблема использования художественной литературы на уроках истории во все времена была достаточно актуальна, изучалась и освещалась в работах учителей истории и методистов советского периода, так и в постсоветское время.
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории
Человек с самого детства связан с историческими судьбами страны. К примеру, древние летописные своды: «Повесть временных лет», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.
Примерно с XVIII
столетия историческая наука выделилась
в самостоятельную область
Одной характерной чертой литературы является интерес ее представителей к историческому прошлому своего народа, своей страны, и, в целом, всего человечества.
К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А.С. Пушкин выступает в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о Пугачеве) практически как историк-профессионал и тем самым становится в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки в России [17].
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории