Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24
Давайте теперь обратим внимание на особенность литературной речи Гомера.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев.
Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям: например, лук Одиссея не может натянуть ни один из могучих женихов Пенелопы. Рассчитанные на слушателей, эпические произведения содержат множество подробнейших описаний, задерживающих развитие действия; эти описания могут многократно повторяться. Древнегреческие поэмы Гомера, как и произведения русского фольклора, насыщены постоянными эпитетами. Так, Одиссей называется “хитроумным”, “многострадальным”, женщины – “прекраснокудрые”, “белокурые”, “длинноодежные”; корабли – “Чёрные” (смоляные), “краснобокие”; море – “многошумное”, “рыбообильное”, “седое”, “багряное”, “туманное”.
III. Подведение итогов.
Ребята, как понять и объяснить смысл слов, сказанных о Гомере: “Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей”? Заслушиваются ответы учащихся.
(Гомер высоко
чтит человека, человеческий разум,
человеческую деятельность. Он утверждает:
боги бессмертны, но человек обладает
бессмертным разумом; сила мысл
“Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта”, - сказал немецкий поэт Гёте.
IV. Рефлексия
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1.Боги Олимпа |
1.Зевс 2. Гера 3. Аполлон 4. Артемида 5.Афина 6.Афродита 7. Гермес 8. Гефест 9. Арес |
Царь богов и людей Царица богов и людей, покровительница домашнего очага Покровитель искусств Богиня охоты Богиня мудрости Богиня красоты Вестник богов Бог-кузнец Бог войны |
2. Гомер |
Биография
|
Древнегреческий поэт, жил в 8 веке до н.э. За честь называться его родиной спорили 7 городов |
3. Творчество Гомера |
«Илиада»
«Одиссея»
|
Древнегреческая поэма, в основе которой лежат мифы о последнем годе Троянской войны. Написана в 9-8 вв. до н.э. Древнегреческая поэма о странствиях Одиссея, возвращавшегося в Итаку из-под Трои |
4. Троянская война |
- причина
- дата - город, возглавивший поход на Трою
- итоги войны |
Союз ахейских царей во главе с Агамемноном против Трои за побережье полуострова Малая Азия Около 1200 г. до н.э. Микены
Греки разрушили и сожгли Трою |
5. Герои мифов о Троянской войне |
Ахиллес Одиссей Гектор Агамемнон Менелай |
Благородные Мужественные Хитроумные Равные богам Великие |
6. Крылатые выражения |
Яблоко раздора
Ахиллесова пята
Троянский конь |
Предмет, причина спора (основано на греческом мифе. Богиня Эрида покатила между гостей на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего и произошла Троянская война. Уязвимое место Коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает; тайный, коварный замысел |
7. Археолог-любитель, открывший Трою |
Генрих Шлиман (1822 – 1890 г.г.) |
Немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои и раскопал её, обнаружив многочисленные предметы, в 1870 г. на холме Гиссарлык |
8. Новые слова |
- эллины (греки) - Илион (Троя) - Троянская война - миф |
Самоназвание греков (Эллада – Греция) Древний город на северо-западе Малой Азии Десятилетняя война ахейских царей во главе с Агамемноном Древнее сказание о богах и героях |
Герои Троянской войны.
- подобный богу
- хитроумный
- велемудрый
- советами равный Зевсу
- благородный
«Истинно, множество славных дел Одиссей совершает,
К благу всегда и совет начиная, и брань учреждая…»
«муж сей… Одиссей многоумный,
Взросший в народе Итаки, питомец земли каменистой,
Муж, преисполненный козней различных и мудрых советов…»
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории