Методика использования художественной литературы на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Методика использования художественной литературы на уроках истории.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

Давайте теперь обратим внимание на особенность  литературной речи Гомера.

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев.

Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям: например, лук Одиссея не может  натянуть ни один из могучих женихов  Пенелопы. Рассчитанные на слушателей, эпические произведения содержат множество  подробнейших описаний, задерживающих развитие действия; эти описания могут многократно повторяться. Древнегреческие поэмы Гомера, как и произведения русского фольклора, насыщены постоянными эпитетами. Так, Одиссей называется “хитроумным”, “многострадальным”, женщины – “прекраснокудрые”, “белокурые”, “длинноодежные”; корабли – “Чёрные” (смоляные), “краснобокие”; море – “многошумное”, “рыбообильное”, “седое”, “багряное”, “туманное”.

 

III. Подведение  итогов.

Ребята, как понять и объяснить смысл слов, сказанных о Гомере: “Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей”? Заслушиваются ответы учащихся.

(Гомер высоко  чтит человека, человеческий разум,  человеческую деятельность. Он утверждает: боги бессмертны, но человек обладает  бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов).

 

“Кто хочет  поэта понять, должен отправиться  в страну поэта”, - сказал немецкий поэт Гёте.

 

IV. Рефлексия

    • Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?
    • Что это за страна? Какая она?
    • Понравилось ли вам наше путешествие?
    • Куда бы ещё вы хотели отправиться в путешествие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1.Боги  Олимпа

1.Зевс

2. Гера

3. Аполлон

4. Артемида

5.Афина

6.Афродита

7. Гермес

8. Гефест

9. Арес

Царь богов  и людей 

Царица богов  и людей, покровительница домашнего  очага

Покровитель искусств

Богиня охоты

Богиня мудрости

Богиня красоты

Вестник богов

Бог-кузнец

Бог войны

2. Гомер

Биография

 

Древнегреческий поэт, жил в 8 веке до н.э. За честь называться его родиной спорили 7 городов

3. Творчество  Гомера

«Илиада»

 

 

«Одиссея»

 

Древнегреческая поэма, в основе которой лежат  мифы о последнем годе Троянской  войны. Написана в 9-8 вв. до н.э.

Древнегреческая поэма о странствиях Одиссея, возвращавшегося в Итаку из-под Трои

4. Троянская  война

- причина

 

- дата

- город, возглавивший  поход на Трою

 

- итоги войны

Союз ахейских царей во главе с Агамемноном  против Трои за побережье полуострова  Малая Азия

Около 1200 г. до н.э.

Микены

 

Греки разрушили  и сожгли Трою

5. Герои  мифов о Троянской войне

Ахиллес

Одиссей

Гектор

Агамемнон

Менелай

Благородные

Мужественные

Хитроумные 

Равные богам

Великие

6. Крылатые  выражения

Яблоко  раздора

 

 

 

 

 

 

 

Ахиллесова  пята

 

Троянский конь

Предмет, причина спора (основано на греческом мифе. Богиня Эрида покатила между гостей на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего и произошла Троянская война.

Уязвимое место

Коварные дары, несущие с собой гибель для  тех, кто их получает; тайный, коварный замысел

7. Археолог-любитель, открывший Трою

Генрих Шлиман

(1822 – 1890 г.г.)

Немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои и раскопал её, обнаружив многочисленные предметы, в 1870 г. на холме Гиссарлык 

8. Новые  слова

- эллины (греки)

- Илион (Троя)

- Троянская  война

- миф

Самоназвание  греков (Эллада – Греция)

Древний город  на северо-западе Малой Азии

Десятилетняя  война ахейских царей во главе  с Агамемноном

Древнее сказание о богах и героях


 

Герои Троянской войны.

 

  1. Одиссей (царь Итаки, участник осады Трои, главный герой поэмы «Одиссея»)

- подобный богу

- хитроумный

- велемудрый

- советами равный  Зевсу

- благородный

«Истинно, множество  славных дел Одиссей совершает,

К благу всегда и совет начиная, и брань учреждая…»

«муж сей… Одиссей  многоумный,

Взросший в  народе Итаки, питомец земли каменистой,

Муж, преисполненный козней различных и мудрых советов…»

  1. Ахиллес (главный герой Троян<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family:

Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории