Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24
Необходимо
каждый раз на уроках истории воспитывать
у учащихся различное отношение
к беллетристическим
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения.
Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Такие уроки будут проходить в интересной и увлекательной обстановке, но, следует учитывать, что готовить их крайне сложно, так как приходится из большого произведения отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.
Необходимо добавить, что намного проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. И тогда материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент изложения. Так, например, на уроке «Беларусь в годы Северной войны» в VIII классе, описывая решающий момент сражения Полтавской битвы, можно процитировать Пушкина:
«И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят» [17].
Очень часто на уроках учителя используют такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. На уроке в V классе по теме «Искусство Древнего Египта» уместно использовать пересказ книги И.Рака «В царстве пламенного Ра» (мифы Древнего Египта).
М.В. Ярославская на уроке, посвященном теме: «Блокада Ленинграда» рекомендует использовать краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, можно процитировать «Ленинградскую поэму» О. Берггольц. Это должно способствовать усилению эмоционального восприятия трудностей, которые пришлось пережить людям во время Великой Отечественной войны [16, c.5].
Следует отметить, что чтение отрывков из исторических романов на уроках не только помогает решению образовательных задач урока, но и вызывает интерес учащихся к той или иной книге, так как читают современные дети крайне мало, поэтому на таких уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом.
Однако большие отрывки требуют времени, поэтому лучше ограничиваться напоминанием литературного образа, ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися [5, с. 295].
Одним из приемов, который можно использовать на уроках, как правило, на повторительно-обобщающих, является следующий: учащиеся получают отрывок из литературного произведения, а затем по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например, в VII классе зачитать отрывок из предисловия к Библии Ф. Скорины:
«Понеже от прирожения звери, ходящия в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
В VIII классе задание может быть усложнено. Учитель может предложить учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.
Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь [8, с. 293 — 296].
Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, подвергаются разбору: комментированное чтение, когда разбор ведет сам учитель, изредка привлекая класс путем постановки вопросов, или метод развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитывает вслух источник, а затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшие абзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, и ставит вопросы [7, с. 95].
По мнению Л.М. Предтеченской, российского преподавателя мировой художественной культуры, именно урок по истории должен стать базой для изучения более трудных тем по истории изобразительного и музыкального искусства. Через понятный литературный образ и художественное слово учитель, обобщая знания учащихся, может создать в их представлении общую картину развития художественной культуры в изучаемое время, наметить основный идеи, которые волновали писателей, и установить связь этих идей с историческим движением эпохи. На последующих уроках полученные знания позволят учащимся понять, что те же идеи вдохновляли творчество художников и музыкантов и они отвечали на вопросы истории средствами своего искусства [2, с. 25].
Исходя из этого, автор предлагает несколько вариантов изучения темы: «Европейская литература и искусство XVII — XVIII века», которые можно использовать в изучении созвучной темы в VIII классе в курсе «Всемирная история». Первый вариант разработан на два учебных часа. На первом уроке обобщаются знания, полученные учащимися в результате домашнего чтения художественных произведений, и определяются основные черты развития культуры эпохи. На втором уроке учитель кратко рассказывает о развитии музыкального и изобразительного искусства.
Второй вариант предусматривает работу над темой в течение трех учебных часов. На каждом из уроков соответственно изучаются литература, изобразительное искусство и музыка.
Для изучения предполагаемого материала в течение одного учебного часа может быть избран семинарский тип урока. Роль учителя на таком уроке заключается в том, чтобы системой вопросов к учащимся обратить их внимание на идейный смысл самостоятельно прочитанных произведений, показать его неразрывную связь с явлениями общественной жизни [2, с. 26 -32].
Н.Г. Дайри считал, что для больших исторических произведений, где множество лиц и очень сложный переплет событий, сообщается много подлинных исторических фактов, вопросы нужно дифференцировать, Часть их следует направить на общую оценку книги:
Большая же часть вопросов должна вызывать личную оценку того, с чем познакомился учащийся, и сами вопросы должны быть конкретными, подготовленными для каждой книги, а иногда и для каждого ученика. В одних случаях они могут указывать лишь общее направление для оценки, например: «Что особенно понравилось в книге? Какие мысли вызвало чтение книги?», а в других — ставить определенные существенные проблемы, к примеру: «Правильно ли изображены такие-то исторические лица? Каковы характерные, главные черты таких-то лиц? Понимали ли они историческую обстановку, потребности, перспективы развития страны? Правильно ли поступило то или иное лицо? Каковы основные противоречия изображаемой эпохи, в действиях каких лиц и как они проявляются? [3, с. 352]
Но
и при успешном выполнении предлагаемый
вариант урока имеет
Необходимо отметить, что третий вариант планирования наряду с включением фрагментов из биографий писателей, мобилизацией знаний, полученных учащимися по истории и литературе, открывает возможность обобщать и углублять эти знания. Активность учащихся на уроках становится более целенаправленной. Сочетание школьной лекции и беседы, построенной на решении познавательных задач, способствует выработке логического мышления, так как рассказ учителя будит и одновременно направляет воображение школьников [2, с. 25 — 48].
Каждый учитель испытывает определенные трудности в отборе материала и в его изучении на уроках истории. Это во многом определяется спецификой школьного курса – дети получают знания о культуре на уроках музыки и литературы. При этом зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия.
Данную
проблему можно попробовать решить
использованием на уроках истории методик,
позволяющих задействовать
Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему). К примеру, использовать следующие виды занятий:
Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства.
При изучении отдельных тем, связанных с культурой и непосредственно литературой, возможно использовать учебные игры, которые способствуют развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллект и эмоциональный настрой учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед нами в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, а сильным учащимся предлагается его составить. Для результативности игры очень важным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней активное участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, целенаправленность совершенных игровых действий, подведение итогов, оценка результативности.
К примеру, при изучении в VIII классе темы «Культура эпохи Возрождения», учащимся тяжело усвоить предлагаемый объем информации, и задача учителя состоит в том, чтобы наглядно и словесно показать значимость темы, раскрыть ее содержание, заинтересовать и подтолкнуть ребят к изучению данного материала. Постановка проблемы на таком уроке особенно актуальна, так как проблемное обучение заставляет логически мыслить, заниматься поиском весь урок. Заполнение таблицы в тетради во время подготовки домашнего задания способствует закреплению и запоминанию изученного на уроке. Изучая вопросы культуры, учащиеся вспоминают жизненные впечатления, проводят ассоциативные параллели.
Особенностью преподавания
Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов с курсом истории: литературы, музыки, изобразительного искусства и т.д.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории