Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24
Основные знания по истории учащиеся получают посредством рассказа учителя. Однако учитель не всегда находит подходящий набор выразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. Поэтому целесообразно использовать произведения литературы.
Необходимо отметить, что художественная литература помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого. Именно художественная книга помогает поддержать внимание учащихся и способствует развитию интереса к предмету. Учитель использует фрагменты произведений для того, чтобы ввести школьников в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Условно художественную литературу можно разделить на две большие группы: литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. Источниками исторических знаний являются те произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. При помощи них можно изучать прошлое. Однако эти источники не всегда понятны ученикам, на уроке используются лишь фрагменты, которые заранее отбирает педагог. Например: учитель обращается к старейшему памятнику древнерусской литературы конца XII в. (1185 год, написано в Киеве, по случаю нападения половецкого хана Кончака) или «Сказание о Мамаевом побоище», посвященное Куликовской битве. При изучении предмета «История Беларуси» в VI классе, к теме «Религиозно-просветительские деятели» можно подготовить фрагмент из текста «Житие Евфросинии Полоцкой» и дать учащимся образную характеристику просветительской деятельности Е. Полоцкой. Рассмотрение темы «Княжение Витовта» в VII классе станет интереснее для учащихся, если учитель обратится к фрагменту текста «Летописи великих князей литовских», непосредственно к отрывку «Похвала Витовта». К литературным источникам более позднего времени можно отнести произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля (1878—1928) «Воспоминания», А.И. Деникина «Путь русского офицера», М.А. Шолохова «Тихий Дон» [18, с. 143].
К исторической
беллетристике принадлежат
Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе изучения исторических источников, научного исследования прошлого, монографий, научных исследований. После чего автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения. Примером может служить «Остри свой меч!» Ф.Ф. Шахмагонова (о борьбе за власть после смерти Ивана Грозного и войне эпохи смуты); а также известные читателям произведения В. Гюго «Девяносто третий год», B.C. Пикуля «Баязет», В.В. Каргалова «Вторая ошибка Мамая», А.П. Чапыгина «Степан Разин» [18, с. 145].
В литературных памятниках эпохи есть возможность увидеть ее изображение сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных, социальных позиций. Поэтому необходим в ряде случаев критический подход учащихся к этим литературным произведениям, некоторые указания и оговорки учителя. Таким образом, литературные памятники эпохи могут быть в ряде случаев использованы для ознакомления не только с историческими событиями, но и для изучения идеологии, взглядов людей своего времени.
Художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени, историческая беллетристика, исторический роман, повесть или стихотворение на историческую тему, они созданы на основе изучения мемуаров, документов и других исторических источников и научных исследований прошлого. Это более или менее удачные попытки реконструировать прошлое в виде литературного произведения исторического жанра. Например, исторические романы В. Скотта и Л. Фейхтвангера, В. Гюго и А. Франса о французской революции XVIII в. и многие другие. В белорусской литературе также существуют такие примеры, которые могут оказаться полезными при изучении в IX классе темы: “Литература и искусство в первой половине XIX века», произведения В. Дунина-Марцинкевича («Пинская шляхта»), П. Багрыма («Зайграй, зайграй, хлопча малы…»). Они не могут служить документальными источниками для исторической науки, но служат популярным, доступным и увлекательным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого в конкретных образах, выразительных характерах, в драме, развернутой в динамическом действии [2, с. 15].
Однако при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение явлений). Во-вторых, его высокую художественную ценность.
Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны содержать в себе:
Художественная литература помогает лучше усваивать исторические события, но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории, следовательно, нужен отбор [21, с. 29].
Поэтому учитель, еще летом, на основе фонда детских библиотек, при составлении тематического планирования, формирует списки книг для внеклассного чтения и подбирает по курсам художественные произведения для углубленной работы, как в классе, так и дома. Историческая ценность и художественные достоинства книг — являются основными критериями для отбора. Также должны учитываться доступность, соответствие возрасту, воспитательное значение книги.
Следует отметить, что учитель должен познакомить учеников с рекомендованным списком художественной литературы, показать некоторые книги из этого списка и дать краткие аннотации. Также можно вывесить этот список в кабинете истории.
Существует огромное количество приемов использования книги на уроках. Из собственного собрания книг, учитель должен сделать выписки или пометить нужную информацию на полях карандашом. Например: для учеников V – VI классов подбираются фрагменты сюжетного и картинного описания, характеристики исторических личностей, отрывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Если произведение в полном объеме и содержанию недоступно ученикам, то также производится выборка из книг, в рассказ учителя включаются отдельные образы, картины, характеристики.
Однако при подготовке текста художественного произведения, следует продумать, что менее существенное в отрывках, что нужно сократить, какие должны быть переходы, какие сделать связки между ними.
Следует
уделить внимание длительности зачитывания
отрывка художественного
Художественная книга на уроке применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). Прежде чем остановиться на сюжете книги, учитель дает краткую информацию об авторе, и если требуется, рассказывает о содержании книги. Ученикам предлагаются вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит по ним беседу. В дальнейшем материал художественного произведения входит в повторение и проверку знаний учащихся [8, с. 126].
К памятникам художественного слова также относятся произведения устного народного творчества: былины, песни, сказки, пословицы и поговорки.
Для того чтобы показать бюрократизм и взяточничество в царской России, при изучении темы: «Общество и государственный строй России в первой половине XIX века» Т.И Долгошеева предлагает в качестве примера привести старинные народные пословицы. Учитель рекомендует построить данный урок на диалоге и обмене мнениями, пословицы должны вызвать чувственно-эмоциональные переживания у учащихся.
Важно уделить внимание воспроизведению учащимися фрагментов книги на уроке, чтобы читали выразительно, интонацией подчеркивая текст. Это предполагает громкое и неторопливое чтение. Сила голоса должна быть соизмерима с размером класса. Чтобы чтение не было однообразным, должна меняться сила звука. Также необходимо использовать паузы, которые нужны для логического расчленения и осмысления сложного материала слушателями.
Следует подчеркнуть, что на уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке, рецензируют, самостоятельно работают над текстом книги, составляют аннотации. В аннотации необходимо учитывать следующее:
По книгам А. Алтаева «Под знаменем башмака», Р. Швейхеля «За свободу», Г. Реглера «Посев» можно предложить ученикам подготовить дома сообщения или написать сочинения «В мастерской ремесленника», «Один день крестьянина», а также на основе художественных произведений, они могут описать облик старинных городов, торговых ярмарок, транспорта [18, с. 146].
Нужно отметить, что значение художественных произведений в нравственном воспитании учащихся очень велико. Узнавая о поступках исторических личностей, ученики часто переносят себя в те же условия, сопереживают герою. Один из них — гладиатор Спартак, вождь восстания рабов в Древнем Риме. О.И. Бахтина предлагает ученикам доказать на основе фрагментов литературных произведений и рассказа о восстании, что Спартак обладал такими чертами характера, как целеустремленность и решительность; убежденность; храбрость и мужество [6, c. 5 - 6].
И. Стасюк предлагает, при изучении темы: «Рабовладение в Риме» поручить ученику рассказать о событиях восстания рабов. В рассказ включаются фрагменты из романа Р. Джованьоли «Спартак». По мнению, учителя это должно развивать стремление учащихся к познавательно-поисковому творчеству, логическое мышление, формировать умение работать с историческими документами, воспитывать чувство сопереживания, неприятие рабства и унижения человеческого достоинства. Мало только привлекать внимание учеников к героическим поступкам выдающихся личностей, на уроках также следует поднимать вопросы о целесообразности тех или иных форм политики, о порядочности, достоинстве, добросердечии, прочной дружбе [13, с. 28 — 35].
Исходя из концепции учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси», историческое образование — один из важнейших факторов формирующих гражданственность, патриотизм, национальное сознание молодежи [20, с. 19 —20]. По этой причине учитель и методист Шавлюкевич А. считает, что на уроках истории в IX классе, при изучении темы: «Литература и театр в 60-е гг. XIX — начала XX века», ученикам полезно слушать и читать стихи, которые воспитывают чувства, а главное — вызывают интерес к прошлому своего народа, способствует развитию патриотизма, любви к Родине. В качестве примеров, можно использовать стихотворения «Родныя вобразы» Я. Коласа, «Роднай старонцы» Я. Лучины, «Кепска будзе» Ф. Багушевича [15, c. 2 – 4].
Также учеников необходимо познакомить с правилами пересказа текста. Сначала необходимо прочесть и осмыслить весь текст, понять его общий смысл, так как основой памяти является мышление, затем найти главное по абзацам, а потом уже более мелкие детали. Анализ поможет восстановить в сознании представления и образы. Для установления смысловых связей нужно новое сопоставить с хорошо известным, старым, большой текст разбить на части, затем выделить основные пункты и, связав друг с другом, сопоставить. Текст необходимо учить по частям на протяжении нескольких дней. При отсроченном обращении к тексту повышается скорость запоминания, и материал дольше сохраняется в памяти.
В помощь
учащимся можно использовать метод
ассоциации образов. Его применяют
для запоминания
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории