Методика использования художественной литературы на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение методики использования художественной литературы на уроках истории.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по теме курсовой работы;
рассмотреть различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I: Литературные произведения на уроках истории. Источники и методическая литература………………………………………………………..5
Глава II: Методика использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………22
Приложение………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Методика использования художественной литературы на уроках истории.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в V - XI классах, что позволяет  повысить интерес к изучению предмета. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал, а также наглядно представлять художественный текст. Выделение главных мыслей автора того или иного литературного произведения, передвижение их по слайду, акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную  экскурсию, а сайты виртуальных  путешествий – интересное учебное  виртуальное путешествие непосредственно  на уроке. Другое направление использования информационных технологий связано возможностью применения сети для совершения виртуальных экскурсий по литературным музеям всего мира.

Теперь  стало возможным выделить основные задачи педагога:

  1. Отобрать материал так, чтобы стала очевидной линия развития культуры и роли литературы.
  2. На каждом уроке стремиться к установлению межпредметных и межкурсовых связей.
  3. Проследить связь между творческими направлениями разных эпох.
  4. Ни в коем случае нельзя сводить знакомство с художественными произведениями как с иллюстрацией к историческому процессу. Надо научить учащихся понимать, что литературное произведение обладает собственной эстетической, гуманистической ценностью. Для этого необходимо разработать систему вопросов для анализа произведения, выделения его художественных особенностей, творческой манеры автора.

Все эти виды деятельности позволяют  развивать творческие способности  учащихся на уроках истории, предоставляют  широкие возможности для воспитания личности, стремящейся к самоактуализации, умеющую ценить духовные и материальные богатства общества, способствующую восстановлению и обогащению его духовности [9, c.132 - 134].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На страницах  данной курсовой работы были рассмотрены методики использования художественной литературы на уроках истории. Исходя из задач работы, была проанализирована советская и современная белорусская, российская историография по указанной теме, рассмотрены различные методические варианты и приемы использования художественной литературы на уроках истории.

Синтез истории с литературой интересен и полезен для учителя и учащихся, является одним из проверенных условий успешного закрепления учебного материала в памяти учащихся.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных  проблем современного мира. Литературное образование подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: развитие компьютерных и других информационных технологий, внедрение виртуального общения, соответственно, как одно из следствий, падение интереса учащихся к литературе. Дети фактически перестали читать, а значит, страдают их грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, а также многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Уроки истории  с использованием художественной литературы могут быть многоплановые и разнообразные. Отрывки художественных произведений вводятся для помощи в познании исторического прошлого, для решения образовательных и воспитательных задач урока, повышают интерес к предмету.

Целесообразная  и хорошо продуманная работа по использованию  художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету и обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет  понимание, возбуждает живой интерес  к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

    1. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. — М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
    2. Предтеченская, Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. Из опыта работы / Л.М. Предтеченская. — М.: Просвещение, 1978. — 167 с.
    3. Дайри, Н.Г. Обучение истории в старших классах / Н.Г. Дайри. — М.: Просвещение, 1966. — 440 с.
    4. Косова, Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: VII — X классах / Г.Р. Косова. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
    5. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pedpro.ru. — Дата доступа: 04.12. 2012.
    6. Бахтина, О.И. Нравственное воспитание в 5 классе // Преподавание истории в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moluch.ru. —Дата доступа: 03. 12. 2012.
    7. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин — М.: ВЛАДОС, 2002. — 204 с.
    8. Вяземский, Е.Е, Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, Стрелова О.Ю. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 176 с.
    9. Короткова, М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов Высш. Учеб. Заведений./ М.В. Короткова, М.Т. Студеникин — М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
    10. Багдановiч, I.I. Методыка выкладання гiсторыi ў школе: вучэбны дапаможнiк / I.I. Багдановiч. — Мiнск: БДПУ, 2009. — 286 с.
    11. Образовательный стандарт по предмету «Всемирная история. История Беларуси в 2011-12 уч. году» (5-11 классы): утв. Министерством образования РБ от 10.05.2011 // [Электронный ресурс].— Режим доступа: www.adu.by. — Дата доступа: 21.11.2012.
    12. Долгошеева, Т.И. Общество и государственный строй России  в первой половине XIX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moluch.ru. — Дата доступа: 04. 12. 2012.
    13. Стасюк,  И. Рабовладение в Риме [Текст]: [методическая разработка урока истории] / И. Стасюк // Гiсторыя: праблемы выкладання. — 2011. — № 3. — С. 28 — 35.
    14. Прилукова, Е.В. Древняя Индия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru.. — Дата доступа: 04. 12. 2012.
    15. Шавлюкевич, А. Литература и театр в 60- гг. XIX — начала XX века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.openclass.ru. — Дата доступа: 03. 12. 2012.
    16. Ярославская, М.В. Блокада Ленинграда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru. — Дата доступа: 02. 12. 2012.
    17. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979.
    18. Вагин, А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640 — 1917). Хрестоматия. Пособие для учителей / А.А. Вагин. — М.: Просвещение, 1978. — 272 с.
    19. Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РБ «О преподавании учебного предмета: Всемирная история. История Беларуси» в 2012-13 уч. году: утв. Зам. министра образования РБ К.С. Фарино от 10.05.2012 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.adu.by. — Дата доступа: 04.12.2012.
    20. Учебная программа по предмету «Всемирная история. История Беларуси» для общеобразовательных учреждений. — Мн.: НИО, 2011. — 96 с.
    21. Озерский, И.З. Руководство внеклассным чтением по истории / И. З. Озерский. — М.: 1979.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕЕНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «АХЕЙСКАЯ ГРЕЦИЯ»

(урок  в V классе)

 

Цели:

  • познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира;
  • активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий и фактов;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории;
  • совершенствовать навыки пересказа, умения работать с дополнительной литературой, анализировать фрагменты художественных произведений и делать собственные выводы.

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера), опорный конспект.

I. Вводное слово.

  • Кто из вас путешествовал?
  • Как можно совершить путешествие?
  • А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?

Давайте же мы сегодня  попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию ахейского периода – родину поэта-сказителя Гомера. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои, услышим эллинскую речь и узнаем много нового и интересного.

 

II. Основная  часть.

 

Если взглянуть  на карту древней Греции, то в  северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом (Начало презентации, обратить внимание на Слайд с горой Олимп). Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето, сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.

Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бессмертных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.

 

Кто из олимпийских богов вам знаком? (выслушать ответы детей)

 

Боги Олимпа были связаны между собой родственными узами и в представлении древних  греков обладали теми же чертами, что  и обыкновенные смертные. Они бывали иногда грубы, несправедливы, жестоки и мстительны. Подобно людям, они нередко ссорились между собой и даже враждовали.

А теперь поближе  познакомимся с жизнью и творчеством  великого Гомера (внимание на экран, слайд с портретом Гомера).

Время жизни  Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует два варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.

 

А был  ли Гомер слепым?

Гомера представляют слепым странствующим певцом-аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими  глазами. В музее Неаполя стоит  мраморный бюст Гомера IV в. до н. э. и  тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Почему же в наше время так широко распространено мнение о слепом Гомере? Когда оно появилось и почему? Оказывается, представление о “великом слепце” возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном А. Македонским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл поэму своей величайшей драгоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из “Одиссеи”:

На  море шумно-широком

Находится остров, лежащий против Египта;

Его именуют там жители – Фарос…

Пристань  находится верная там,

Из  которой большие в море выходят  суда,

Запасённые  тёмной водою.

Александр немедленно отправился на Фарос и увидел местность, удивительно подходящую для постройки  большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия. В центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный смертный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным, так Гомер стал изображаться слепым.

Теперь мы перейдем к главным литературным трудам Гомера «Илиаде» и «Одиссее». Сюжет “Илиады” и “Одиссеи” взят из Троянского цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину. “Илиада”, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. “Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе.

Давайте познакомимся поближе с героями «Илиады» (работа с раздаточным материалом).

Чтение  приведённых фрагментов.

Анализ  текстов, ответ на вопросы: «Что общего у всех героев поэмы Гомера? Какие качества характера их объединяют? Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?»

 

Перейдем к  следующему произведению, связанному с рассказами о Троянской войне. Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Даже ничего не принимающий на веру древнегреческий историк Фукидид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои – исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало вымысла. Если убрать сцены с участием богов, то рассказ будет выглядеть достоверным. Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII - XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Долгие годы он мечтал найти легендарный город. В 1871 г. он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Его ждала удача: холм скрывал развалины целых 9 городских поселений, сменявших друг друга на протяжении десяти веков. Описанную в поэме Трою, Шлиман признал в одном из поселений, он нашёл, по его мнению, дворец Приама, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражения. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие Генриха Шлимана потрясло мировую общественность. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях (обращается внимание детей на слайды Презентации).

Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроках истории