Монашество в X-XIIIвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:02, реферат

Описание работы

Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя — феодального. Но для оценки исторического значения этого периода не менее существенно и другое: именно тогда были заложены основы социально-культурной общности Европы.
Средневековье условно делят на три этапа. В течение раннего (V—XI вв.) происходило складывание феодальной системы. В XI—XV вв. наступил ее расцвет. Наконец, позднее средневековье (XVI— первая половина XVII в.) — время разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Религия в Западной Европе в X-XIII вв.……………………..6
1.1. Христианская церковь в X-XIII вв. ……………………………….7
1.2. Ересь и инквизиция ……………………………………………….14
Глава 2. Монашество в X-XIIIвв………………………………………..23
2.1. Монашеские ордены …………………………………………………26
Заключение.....................................................................................................44
Список использованной литературы……………………………………45

Файлы: 1 файл

ФИНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.docx

— 90.06 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Религия в Западной Европе в  X-XIII вв.……………………..6

    1.     Христианская церковь в X-XIII вв. ……………………………….7
    2.     Ересь и инквизиция ……………………………………………….14

Глава 2. Монашество в X-XIII вв………………………………………..23

2.1.    Монашеские ордены …………………………………………………26

Заключение.....................................................................................................44

Список использованной литературы……………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя — феодального. Но для оценки исторического значения этого периода не менее существенно и другое: именно тогда были заложены основы социально-культурной общности Европы.

Средневековье условно делят на три этапа. В течение раннего (V—XI вв.) происходило складывание феодальной системы. В XI—XV вв. наступил ее расцвет. Наконец, позднее средневековье (XVI— первая половина XVII в.) — время разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Средневековье как эпоха и феодализм, как общественная формация, совпадали не полностью, лишь в общих чертах. Прежде всего, это объясняется неравномерностью исторического развития, его асинхронностью не только в разных регионах и странах, но даже нередко в разных районах одной страны.

Большинство зарубежных историков, ориентируясь на передовые страны Западной Европы, считают XV в. последним столетием средневековья и даже феодализма. На самом деле по всей Европе феодальные отношения сохранялись еще долго после XV в.

К началу средних веков Европа не составляла социально-культурной общности. Географическое понятие "Европа", которое восходит к финикийцам, в древности обозначало лишь страны, лежащие на северных берегах Средиземного моря и прилегающих островах. Сами финикийцы, а позднее греки и римляне постепенно расширяли это географическое понятие, открывая для себя приморские, затем внутренние области и острова Западной и Северной, позднее — Центральной и Восточной Европы. Однако до конца античности эти вновь открытые области рассматривались в греко-римском мире как далекая варварская периферия, не столько субъект, сколько объект истории.

У истоков средних веков и феодализма в Европе действительно стояли две социальные системы, два разных мира.

Первый — античный, рабовладельческий, уже христианский и для своего времени высокоразвитый; в него были втянуты, помимо греков и римлян, также кельты Галлии, жители Пиренейского полуострова, в той или иной мере племена Северных Балкан и Британии.

Другим, более обширным, был мир варваров: родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя. Культурный разрыв между ними был огромным, казалось бы, непреодолимым. Но в средние века, когда складывание и развитие феодализма охватило весь континент, когда устанавливались и укреплялись связи, ширилось взаимное влияние различных этносов, событий, явлений и институтов, эти различия постепенно сгладились.

Именно в средние века населявшие наш континент народы вышли на общеевропейскую арену как самостоятельные политические силы. Пространство Европы все более "насыщалось" по сравнению с древностью: росла численность населения, появились новые государственные образования, многограннее становилось общение между ними. И Европа превращалась в качественно новую цивилизацию.

Важнейшим фактором складывания европейской культурной общности стало христианство — его миропонимание, право, обычаи, этика, мораль. Именно в средние века христианство стало господствовать в Европе и превратилось в одну из мировых религий. Христианская церковь с ее централизацией, жесткой иерархией и богатством цементировала и освящала общий феодальный порядок, создала единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере определило неповторимость европейской цивилизации, ее отличия от цивилизаций других континентов той же эпохи.

Задача данной курсовой работы – определить роль монашества в христианской религии X-XIII вв.

Целью работы является определение значимости христианской религии в Средневековом обществе в X-XIII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Религия в Западной Европе в X-XIII вв.

Религия, как культурное, социальное и общественное явление, прошла долгий путь – от первобытности до современности. Изначально она опиралась на примитивные верования людей в природные стихии и явления. Многие историки и социологи считают язычество первой ступенью религии. Люди верили в «чудеса» природы. Они проводили обряды, жертвоприношения, строили алтари.

Со временем язычество «вымерло». На его смену пришла вера в одного Бога. Пришло Христианство, ограниченное рамками Священного Писания – Библии. В ней раскрываются основные принципы христианской жизни, иными словами – истины, обязательные для любого христианина, в любом веке, любого положения.

Постепенно Христианство поделилось на Католичество и Православие. В данной работе рассмотрен определённый промежуток времени – Средневековье, а именно X-XIII вв. Для этого времени характерно формирование национальных государств, а так же укрепление позиций католической церкви, которая становилась в центр всех культурных процессов, контролировала развитие, образование науки и изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Христианская церковь в X-XIII вв.

Важнейшим фактором складывания европейской культурной общности стало христианство. Общей характерной чертой общественного сознания эпохи было преобладание религиозного мировосприятия и мировоззрения. У истоков средневековья в Европе было две основные религии: различные виды язычества и христианство. С начала II тысячелетия христианство стало доминирующей религией континента. Его главным пропагандистом и защитником являлась официальная христианская церковь. В XI в. она разделилась на Западную, католическую, с центром в Риме, и Восточную, православную, с центром в Константинополе. Они различались по своей догматике, обрядности и политической роли, но их идеологическая функция во многом была сходной.

Христианская церковь в средние века выступала носителем новых культурных ценностей. Вместе с тем из сложного, противоречивого набора христианских идей ортодоксальная церковь и на Западе, и на Востоке наиболее активно пропагандировала в основном те, которые помогали освящать божественным авторитетом феодальный строй, социальное неравенство, внушать народным массам смирение и беспрекословное повиновение феодалам и государству. В руках официальной церкви, таким образом, христианство превратилось в форму господствовавшей в средневековом обществе церковно-феодальной идеологии. Церковь была безжалостна к инакомыслию, неортодоксальному истолкованию вероучения, возможности которого таит в себе христианство.

Церковь укрепляла феодальный строй не только идеологически. Ее учреждения и институты — соборы, монастыри, ордена и братства, разветвленная и влиятельная администрация и военно-политические организации, церковные поборы и, конечно же, крупное церковное землевладение — были воплощением, важнейшей составной частью и мощным рычагом развития феодального общества.

Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия. Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.

В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство.

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325г.) и  Константинопольский (381г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры» [1,с. 112].

В XI в. веке политическая обстановка в Западной Европе начинает изменяться, что повлекло за собой и изменения в церковной структуре, изменения в самом институте папства. С XI в. начинается длительный упадок папства – его власти, влияния, авторитета. В этот период идет процесс обмирщения папства и отхода его от евангельских идеалов бедности и аскетизма, что отрицательно сказывалось на всей христианской церковной жизни Западной Европы. Уже в X в. становится ясно, что необходима реформа Церкви, направленная на ее обновление. В этот период (X-XI вв.) инициаторами обновления религиозной жизни выступают бенедиктинские монастыри. Главным в этом движении был монастырь в Клюни в Бургундии, основанный герцогом Аквитанским, который передал его в юрисдикцию папы, тем самым обеспечив монастырю независимость от притязаний феодалов [2, с. 240].

В VIII-IX вв. наступает упадок бенедиктинства. Это связано с падением династий Каролингов, распадом империи и образованием новых государств. Но в X-XI вв. на фоне общего упадка религиозной жизни в Западной Европе бенедиктинство вновь переживает подъем. Европа покрывается бенедиктинскими монастырями. Итак, в X в. бенедиктинский монастырь в Клюни (Франция) выступил инициатором обновления религиозной жизни в Западной Европе. В его реформаторскую деятельность включились бенедиктинские монастыри в других странах Западной Европы.

Бенедиктинцы были убеждены, что упадок католицизма, упадок чистоты религиозной жизни явился следствием обмирщения Церкви и отхода от исполнения бенедектинского устава. Поэтому они настаивали на возвращении к строгому соблюдению устава в монастырях. Вскоре к бенедиктинскому уставу добавился новый клюнийский устав — «клюнийский обычай». Клюнийский устав предписывал постоянную молитву, месса в монастырях не npeкращалась ни на секунду. Физический труд был запрещен. Одеянием клюнийцев стала черная ряса, как символ их ухода от мира. Клюнийцы создавали широкую базу для подъема авторитета католического вероучения, церковных организаций, папства.

Информация о работе Монашество в X-XIIIвв