Монашество в X-XIIIвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:02, реферат

Описание работы

Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя — феодального. Но для оценки исторического значения этого периода не менее существенно и другое: именно тогда были заложены основы социально-культурной общности Европы.
Средневековье условно делят на три этапа. В течение раннего (V—XI вв.) происходило складывание феодальной системы. В XI—XV вв. наступил ее расцвет. Наконец, позднее средневековье (XVI— первая половина XVII в.) — время разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Религия в Западной Европе в X-XIII вв.……………………..6
1.1. Христианская церковь в X-XIII вв. ……………………………….7
1.2. Ересь и инквизиция ……………………………………………….14
Глава 2. Монашество в X-XIIIвв………………………………………..23
2.1. Монашеские ордены …………………………………………………26
Заключение.....................................................................................................44
Список использованной литературы……………………………………45

Файлы: 1 файл

ФИНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.docx

— 90.06 Кб (Скачать файл)

К 1112 году орден оказался на грани краха и распада, однако его спас св. Бернард (Бернар) Клервоский. В 1113 году он стал послушником монастыря в Кото; а в 1115 г. основал аббатство Клерво на землях, дарованных ордену Гуго, графом Шампанским. Бернарду, ставшему в конце концов влиятельнейшим духовным лидером своего времени, принадлежит основная заслуга в стремительном росте ордена. К 1153 г. насчитывалось уже более 300 цистерцианских монастырей, 69 из которых были основаны лично св. Бернардом. К концу Средневековья таких монастырей было уже более 700; орден распространил свое влияние практически на всю Европу, Британию и Ближний Восток.

Став влиятельным и процветающим, орден поставил перед собой новые цели. В угоду новым планам цистерцианцы исключили некоторые заповеди аскетизма из своего основного закона. В XII столетии, Золотом Веке ордена, цистерцианцы стали влиятельнейшим орденом в римско–католической церкви. Они имели больше епархий и духовных миссий, чем было у бенедиктинцев в XI веке, и вскоре сменили последних в римской курии, сосредоточии власти в римско–католической церкви. Они также играли немалую роль в экономической жизни средневековой Европы, занимаясь производством и торговлей зерном и шерстью, а также разрабатывали методы возделывания ранее пустовавших земель. Им приписывают распространение по всей Европе готического архитектурного стиля. Они придавали большое значение сохранению знаний, собирая и копируя манускрипты в своих библиотеках.

Начавшийся после XIII века общий упадок ордена привел к подъему в среде цистерцианцев нескольких реформистских движений. Наибольшую известность получила образовавшаяся в XVII веке группа из монастыря ла Траппе. Называемая в обиходе траппистами, эта группа отделилась, образовав отдельный орден — Цистерцианский Строгого Устава. Прежний орден был назван Цистерцианским Общего Устава.

В 1662 г. Арман Жан ле Бутилльер де Рансэ, дворянин и настоятель цистерцианского монастыря Нотр Дам де ла Траппе (Франция) ввел у себя в аббатстве некоторые дополнительные ограничения и реформировал монастырский устав в сторону его ужесточения. Введенные де Рансэ законы распространились так широко, что приверженцев этого Строгого Устава стали называть траппистами. В 1892 году, при папе римском Лионе XIII, все цистерцианские монастыри, принявшие траппистский устав, были объединены и выделены в независимый орден; в 1902 г. орден получил название Реформированного Цистерцианского или Цистерцианского ордена Строгого Устава, под каковым названием он известен и поныне. После Второго Ватиканского Собора некоторым траппистским монастырям было позволено несколько ослабить строгость своего устава.

Те траппистские монастыри, где придерживаются традиционного устава, считаются монастырями с самими суровыми порядками во всей римско–католической церкви. Ежедневная жизнь посвящена молитве, чтению и ручному труду. Монахи едят, спят, молятся и работают в абсолютном молчании; им запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца. Основатель ордена де Рансэ запрещал интеллектуальный труд, но современные трапписты поощряют образованность. К началу 1980–х годов в мире насчитывалось более 60 траппистских монастырей, в которых проживало около 3000 монахов. Последователей Строго Устава иногда называют траппистинцами.

Орден премонстратов (Candidus et Canonicus Ordo Praemonstratensis, Opraem) — монашеский орден регулярных каноников, основанный Норбертом Премонстратским 25.12.1121 в г. Премонтре (Франция), от латинского названия которого и происходит название ордена. Из-за белого монашеского облачения члены ордена получили также название белых каноников. 

В Рождество Христово 1121 Норберт вместе с другими 40 клириками принес монашеские обеты в аббатстве Премонтре. 19.05.1126 Папа Гонорий II утвердил образовавшийся орден с уставом св. Августина. В 1126 Норберт стал архиепископом Магдебургским и около 1128г. доверил управление аббатством Гуго де Фоссу. Орден быстро развивался и еще при жизни основателя насчитывал 35 аббатств. Распространению ордена способствовало то, что епископы желали иметь хорошо образованных и живущих по монашескому уставу каноников. В 1177 Папа Александр III придал премонстранству более четкую структуру, поставив во главе ордена генерального аббата, и определил порядок созыва генеральных капитулов. Однако, хотя генеральный аббат направлял своих викариев с визитацией монашеских общин, монастыри пользовались широкой автономией и практически были независимыми. 

В XII в. аббатства премонстранцев возникли не только во Франции, но и в Германии, Бельгии, Венгрии, Швейцарии, Англии, Испании, Португалии, Чехии, Польше, Скандинавии. В эпоху крестовых походов аббатство премонстранцев было основано в Палестине (1145). В орден вступали многие представители аристократии, например Людвиг Арнштейнский, основавший аббатство в своем родовом замке. К середине XIII в. число монастырей премонстранства достигло своей максимальной величины — около 500.  
В Средние века монастыри  были знамениты своими скрипториями. У премонстранцев не было своих кафедр в университетах, но были собственные коллегии в Парижском, Кёльнском, Саламанкском, Пражском и Лувенском университетах. 

Большой урон премонстранству нанесла Реформация. Возрождение ордена связано с Тридентским собором, в котором принимал участие принадлежавший к примонстранцам епископ Верденский Н. Псом (умер в 1575). В конце XVIII в. Орден премонстранцев вновь пережили кризис из-за политики иосифизма в Австрии и Французской революции. Новый подъем Ордена начался в середине XIX в. и был связан с бельгийским аббатством Тонгерлоо и франц. аббатством Фриголе. В конце XIX в.  Аббатства премонстранцев начали работать в Северной  Америке, в 1902 было основано первое аббатство  в США. В настоящее время некоторые аббатства ведут исключительно созерцательный образ жизни, а другие занимаются апостольской деятельностью в приходах, католических учебных заведениях и средствах массовой информации. 

В 2005 орден насчитывал 1282 монаха (из них 944 священники) и 86 обителей. 

Существует также женская ветвь ордена (премонстратки), в 2005 насчитывавшая 106 монахинь в 7 автономных монастырях и 128 монахинь в 10 обителях, подчиненных генеральной настоятельнице с резиденцией в Трнаве (Словакия). 

Духовность Ордена премонстранцев основана на монашеском уставе св. Августина. Особое место в жизни Ордена занимает совершение литургии. Проповедовали премонстранцы только в храмах и монастырях, в отличие от странствующих проповедников. Большое значение в ордене всегда имело почитание Девы Марии.  

Во главе монастыря премонстрацев стоит аббат, который, как правило, избирается пожизненно. В управлении монастырем ему помогает приор, заместителем которого является субприор. Монастыри объединяются в округа или циркарии(circaria),во главе которых стоит циркатор. Согласно Каталогу Ордена, опубликованному в 1987, орден насчитывал 6 округов: англоязычный, богемский, брабантский, немецкоязычный, венгерский, канадский. Монастыри Ордена существуют также на миссионерских территориях (страны Африки, Латинской Америки, Индия) и подчиняются основавшим их европейским монастырям. Во главе Ордена стоит генеральный аббат, имеющий резиденцию в Риме. Существует два вида монастырей : находящиеся в юрисдикции генерального аббата и находящиеся в юрисдикции местного ординария. В ордене проводятся генеральные и окружные капитулы. 

Картезианский Орден. Картезианцы (картузианцы), члены монашеского ордена Римско-католической церкви, основанного в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Имя картезианцев происходит от названия первой обители, Большая Шартреза – La Grande Chartreuse (лат. Cartusia).

Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.

Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений.

Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.

Начиная с 12 в. к ордену присоединилось небольшое число женских монастырей. В их уставе требование безмолвия и уединения несколько смягчено. После совместной трапезы у монахинь свободное время. Остальную часть дня монахини проводят в безмолвии в кельях. Картезианские монахини принимают особо торжественное посвящение девственниц. Кроме того, они обладают привилегией получать древнее благословение диаконисс, что дает им право в определенных случаях надевать диаконские манипулы (поручи) и столу (орарь) и исполнять некоторые литургические функции. Сестры-мирянки ведут жизнь, подобную той, что ведут братья-миряне.

Картезианские обители возглавляются приорами; приор Большой Шартрезы является генералом ордена. Верховная власть принадлежит генеральному капитулу, который составляют все приоры и община Большой Шартрезы. Управление орденом имеет жесткий централизованный характер. Орден особенно процветал во Франции и Испании, однако картезианские обители имеются также в Италии, Португалии, Германии, Швейцарии, Великобритании и Америке.

Главным источником доходов картезианского ордена служит всемирно известный ликер «Шартрез». В его производстве занято всего четыре брата, а торговля полностью передана в руки мирян.

История Ордена Госпитальеров берет свое начало примерно в ХI веке. При этом не существует однозначной версии основания ордена. Одни историки утверждают, что в 1070 году рыцарь Герард (Джерард) основал священное братство, которое стало заботиться о раненных и неимущих.

По другим версиям это случилось в 1080 году, а основателем был отнюдь не рыцарь.

Многие историки приходят к выводу, что рыцарский Орден Госпитальеров был образован на основе госпиталя святого Иоанна в Иерусалиме. Отсюда-то и пошло второе название членов ордена – иоанниты. Следует понимать, что в Средние века под госпиталем понималось не столько какое-то лечебное учреждение, сколько особый приют, который распахивал свои двери и для раненных, и для путешественников, представленных в основе своей христианскими паломниками. И следовательно, члены ордена первоначально просто оказывали услуги по размещению, питанию, лечению и прочим видам деятельности, и первоначально не имели почвы быть ревностными защитниками святой воли великого папства. Но позже после усиления мусульманства и одновременного роста недовольства со стороны церкви во времена Крестовых походов госпитальеры взялись за оружие.

Особенностью этого периода в истории ордена явилось его разделение на две части, одна из которых включала воинов и защитников, другая -лекарей и страждущих. Так как орден выполнял миссию папства, рыцари обладали рядом привилегий в части освобождения от различных повинностей, а также передачей в их собственность фортификационных сооружений, многие из которых были возведены самими иоаннитами. Владения рыцарей подразделялись на приораты и бейливики, последние же делились на комтурства.

Однако безмятежные времена продолжались недолго. В результате разрастания мощи исламских государств госпитальеры вынуждены были бежать из Иерусалима. Новой резиденцией рыцари решили сделать Родос. После подавления сопротивления византийских правителей 15 августа 1309года орден удовлетворил свое желание по завладению островом.

В течение двух последующих столетий сила ордена была направлена в основном на борьбу с пиратами и египтянами, после длительных противостояний с которыми госпитальеры отступили на Сицилию. В 1530году после мучительных поисков иоанниты осели на Мальте.

Однако это не устранило конфликтов с мусульманами, в результате которых турки в 1565году отправили на Мальту армию для изгнания рыцарей. Не смотря на то, что в начале положение госпитальеров казалось безнадежным, они сумели отстоять свой суверенитет и сохранили за собой свои земли.

Однако отсутствие четких целей своего существования, а также хронический недостаток финансов вызвали постепенный спад активности ордена. Так, уже в конце ХVI – начале ХVIIвв. орден потерял свое значение в жизни Европы, хотя и продолжал еще принимать некоторое участие в ней[8].

Орден Тамплиеров(Орден рыцарей Храмов). Тамплиеры (Templer): духовный рыцарский орден, основан в 1119г. Гугоном Паемским и Готфридом С.-Амер для защиты пилигримов, отправлявшихся в Иерусалим. Название происходит от дворца, построенного на том месте, где некогда находился храм Соломона. В 1127г. Орден утвержден папой Гонорием II. Тамплиеры были распространены на всем Западе, в XIIIв. Были особенно могущественны. Великий магистр носил княжеский титул, провинции ордена были подчинены великим приорам. Одежда тамплиеров: белая мантия с восьмиконечным красным крестом. После падения христианства в Сирии, великий магистр основался на острове Кипр, затем во Франции. Филипп IV французский, завидуя богатствам тамплиеров, обвинил их в ереси. По его желанию, папа Климентий V упразднил орден в 1312г. В 1310 г. сожжены на костре 54 рыцаря. В 1313г. сожжен великий магистр ордена Молэ.

Все члены ордена принимали обычные в те годы монашеские обеты "чистоты", "нищеты", "послушания" и очень скоро Орден был овеян романтическими легендами о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Такими они и были на самом деле. Многочисленные паломники разнесли весть о этих славных воинах по всем уголкам Европы. Через несколько лет не было в Европе мест, где не восхищались бы подвигами тамплиеров. Так получилось, что в умах простых обывателей слово "тамплиер" стало синонимом "защитника Святой Земли" и "защитника обиженных". Очень скоро Орден получил благословение римского Папы, и началось его процветание. первым шагом стал массовый сбор пожертвований на благо Ордена. Его агенты легко находили доступ к сердцу каждого христианина. Даже самые бедные стремились помочь людям, добровольно принявшим на себя не легкую ношу. Обет "нищеты", строго соблюдаемый членами Ордена, не оставлял никаких сомнений в бескорыстности их намерений. Пожертвования составляли колоссальные по тем временам деньги. Богатые люди, не имевшие наследников, оставляли Ордену имения, замки, поместья. Арагонский король Альфонсо Первый после своей смерти в 1134 году оставил Ордену треть своего королевства на севере Испании (ныне там провинции Арагон и Каталония). В 1141 году Бретонский герцог Конан оставил Ордену целый остров недалеко от побережья Франции. К середине двенадцатого века многие сотни земельных наделов с замками и поместьями уже были в руках тамплиеров. Каждым управлял назначенный Орденом человек. Так образовалась сеть, охватившая Европу. Орден стал выше, чем любое европейское государство. И в итоге в 1139 году римский Папа Иннокентий вывел Орден из подчинения местным государям. В какой бы стране ни находился узел раскинутой Орденом сети, он не подчинялся местным законам , а действовал по прямому указанию Верховного Магистра или самого Папы.

Информация о работе Монашество в X-XIIIвв