Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:02, реферат
Описание работы
Главным содержанием средневековой эпохи, которое определило ее особенности, было возникновение и развитие нового общественного строя — феодального. Но для оценки исторического значения этого периода не менее существенно и другое: именно тогда были заложены основы социально-культурной общности Европы. Средневековье условно делят на три этапа. В течение раннего (V—XI вв.) происходило складывание феодальной системы. В XI—XV вв. наступил ее расцвет. Наконец, позднее средневековье (XVI— первая половина XVII в.) — время разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.
Содержание работы
Введение...........................................................................................................3 Глава 1. Религия в Западной Европе в X-XIII вв.……………………..6 1.1. Христианская церковь в X-XIII вв. ……………………………….7 1.2. Ересь и инквизиция ……………………………………………….14 Глава 2. Монашество в X-XIIIвв………………………………………..23 2.1. Монашеские ордены …………………………………………………26 Заключение.....................................................................................................44 Список использованной литературы……………………………………45
Своего расцвета Орден достиг
к концу XII века. Только в Святой Земле
он держал 600 рыцарей, 2000 сержантов и более
5000 рядовых всадников. С такой военной
силой приходилось считаться. Сражения
и стычки происходили чуть ли не ежедневно.
Устав Ордена запрещал его членам отступать
перед врагом, если по численности враг
не превосходил втрое. Об этом знали все.
Знали и то, что поднявший руку на тамплиера
не найдет себе убежища ни в этом мире,
ни в загробном. И постепенно из защитников
людей тамплиеры становились защитниками
их капиталов. Доверяя свою жизнь тамплиерам,
паломник всегда был готов доверить им
свой кошелек. Бумажных денег в то время
не было, а путешествовать с мешком золота
было нелегко и опасно. Так образовалась
сеть, которую сейчас называли бы банковской.
Поскольку представители Ордена были
чуть ли не в каждом городе, стало легко
путешествовать по Европе. Сдав деньги
в одном городе, человек получал расписку,
по которой мог получить их назад в любом
другом. Многие банковские дома сегодняшнего
мира так или иначе имеют корни в этом
средневековом Ордене. Если нужно было
перевезти наличные деньги или драгоценности,
для этого тоже нанимали тамплиеров. В
Европе не было зарегистрировано случаев
нападений на обозы, охраняемые тамплиерами.
Тамплиеры также взяли на себя финансовые
вопросы по выкупу пленных. Если, например,
германский рыцарь попадал в плен к сарацинам,
не надо было ждать месяцами, пока привезут
за него выкуп. В Германии деньги вносились
местному Магистру, а в Иерусалиме они
выплачивались в обмен за пленника. Перевозились
не деньги, а только письма. Обмануть тамплиеров
или не выполнить обязательств не смел
ни кто. Но самым могучим источником доходов
стало ростовщичество. Правда, тамплиеры
не давали деньги в долг мелким ремесленникам
и крестьянам - это быстро уронило бы их
в глазах населения. Они это делали тайно
и предоставляли заемные ссуды крупнейшим
королевским фамилиям (всегда под убедительный
залог). Много отпрысков знатных родов
входило в Орден, и связи у них были. Зато
сколько интимных и политических тайн
знали тамплиеры! Король Англии, тайно
заложивший свою корону для покрытия долгов,
становился игрушкой в их руках. К концу
тринадцатого века Орден знал все и обо
всех. Идеологическая власть над государствами
по-прежнему оставалась в руках Папы, но
политическую и экономическую власть
в Европе имел уже не он, а Верховный Магистр
Ордена. Он мог решать, кому когда и с кем
воевать, кому где править, а кому подчинятся.
Казалось, что не было, силы способной
противостоять Великому Ордену. Однако
такая сила нашлась.
Самой могущественной из европейских
держав в начале XIV века была, конечно,
Франция. Сильный, независимый и властный
король Филипп IV (Красивый) имел еще одно
прозвище - Железный. Что его подвинуло
на то, чтобы сбросить оковы Ордена, можно
только догадываться. По-видимому, он не
желал делить власть в своем государстве
ни с кем. Операцию против Ордена он готовил
долго и тщательно. Странно, что ее удалось
сохранить в тайне, но удар был неотразим.
Сначала Филипп поставил "своего"
Папу - Клемента Пятого. Затем он добился
переноса папского престола из Рима в
Авиньон (город на юге Франции) . Так железный
король обеспечил поддержку церкви и нанес
последний удар. В пятницу 13 октября 1307
года под вечер был исполнен молниеносный
рейд по базам Ордена. Сотни тамплиеров
были схвачены и брошены за решетку. В
Париже был взят замок тамплиеров и арестован
Верховный Магистр Жак де Моле. С тех пор
день считается особо неудачным, если
пятница приходится на тринадцатое число
месяца… Строго говоря, все эти аресты
были незаконны, поскольку Орден тамплиеров
был подотчетен только Папе, но никак не
королям. Потребовалось целых пять лет
пыток и допросов, чтобы собрать материал,
который позволил в 1312 году отлучить Орден
от церкви и задним числом оправдать действия
Филиппа IV. Полицейская операция, блестяще
исполненная королем Франции, еще более
удивительна тем, что одновременно был
нанесен удар по базам тамплиеров и в других
государствах Европы. Как удалось королю
Франции согласовать свои действия с Англией,
Испанией, Германией, Италией - остается
только догадываться.
Не имея возможности вершить
над тамплиерами суд государства, Филипп
передал их суду церковному - то есть инквизиции.
А для церковного суда и обвинения должны
быть соответствующими. Прежде всего,
это обвинение в ереси и вероотступничестве.
Им инкриминировали и много прочих грехов,
в частности идолопоклонничество. Так
в материалах следствия и появились сообщения
о некоем трехликом идоле - Бафомете, которому
якобы тайно поклонялись тамплиеры. Возможно,
что идол существовал действительно и
кое-кто его видел, ведь среди сокровищ
Ордена немало было ценных золотых скульптурных
отливок. Возможно также, что за именем
"Бафомет" стоит "Магомет". Все-таки
тамплиеры почти двести лет были на переднем
плане контактов с мусульманскими народами.
Арабская культура в те годы была продвинута
гораздо дальше, чем европейская, и неудивительно,
если образованные люди могли из нее кое-что
позаимствовать и даже использовать в
обрядах. Большинство тамплиеров сознались
под пытками в предъявленных обвинениях.
Они были стойкими и закаленными людьми.
Почему же они не устояли под пытками?
Есть предположение, что признание у них
вырвали не из-за личной слабости, а по
разрешению Верховного Магистра, рассчитывавшего
этой ценой спасти организацию от поголовного
уничтожения. Сам Жак де Моле тоже признался
в предъявленных обвинениях и был приговорен
к пожизненному заточению. Но когда в 1314
году в соборе Парижской богоматери при
огромном стечении народа зачитывался
приговор, он публично объявил, что все
признания были вырваны пытками, являются
ложью, а Орден невиновен. Нераскаявшихся
тамплиеров ждала виселица на горе Монфокон,
а приор Нормандии и Жак де Моле были созжены
на костре, на острове посреди Сены. Перед
смертью Жак де Моле проклял короля, римского
Папу и рыцаря Гийома де Ногарэ: "Папа
Климент… рыцарь Гийом де Ногарэ, король
Филипп… не пройдет и года как я призову
вас на суд божий и воздастся вам справедливая
кара! Проклятие! Проклятие на ваш род
до тринадцатого колена!.."
Тамплиеры всегда были личными
банкирами французских (да и не только
французских) королей. Есть предположение,
что Филипп IV разгромил Орден, чтобы списать
свои долги и захватить их несметные богатства.
Но здесь-то мы и наталкиваемся на величайшую
тайну тамплиеров. Никаких богатств обнаружено
не было! И никакими пытками не удалось
вырвать у них признания, где же скрыто
сокровище. При аресте у тамплиеров нашли
подробнейшие карты подземного Парижа.
Не исключено, что этим путем вывозилась
часть сокровищ. Не последнюю роль, по-видимому
сыграл портовый город Ла-Рошель. Он всегда
был больше в руках тамплиеров, чем короля,
и когда по стране прокатилась волна арестов,
солидный флот покинул порт и ушел в неизвестном
направлении. До сих пор неизвестно, где
же причалили эти корабли. Кстати, любители
несколько более поздней истории Франции,
в том числе и поклонники "трех мушкетеров"
знают, что Ла-Рошель и много лет спустя
оставался центром оппозиции, а во времена
гугенотских войн был центром протестантства.
Сегодня есть много разных гипотез о судьбе
сокровищ. Есть предположение о том, что
эти деньги были тайно переброшены в Англию
и на них финансировалась Столетняя война
против Франции. Этим объясняют военные
успехи вчетверо более слабой Англии в
первые годы войны. Есть предположения,
что казна Ордена осела в подвалах итальянских
банкиров и на них финансировалась эпоха
Возрождения. Какая-то часть этих денег,
вероятно, стала основой банковских капиталов
тех крупных банкирских домом, которые
нам известны сегодня. Но есть предположения
и о том, что и после официальной гибели
Орден ушел "в подполье" и до сих пор
контролирует несметные сокровища. Все
гипотезы очень правдоподобны и скорее
всего в каждой из них есть доля истины.
Тевтонский Орден (полное название
«Орден тевтонских рыцарей госпиталя
св. Марии в Иерусалиме»), известен также
как Орден крестоносцев, немецкий духовно-рыцарский
орден, учрежденный в 1190 в Акке, где паломники
из Любека и Бремена создали госпиталь,
вскоре перешедший под патронаж немецкой
церкви св. Марии в Иерусалиме. В 1198 крестоносцы
императора Генриха VI преобразовали госпитальное
братство в рыцарский орден, открытый
только для немцев. До 1291 резиденция ордена
находилась в Акке, а после падения города
– в Венеции. Тем временем разгорелась
вражда между тевтонцами и двумя другими
орденами крестоносцев: тамплиерами и
госпитальерами (иоаннитами). В начале
13 в. тевтонские рыцари перенесли свою
деятельность в Восточную Европу и первоначально
осели в Трансильвании – служа здесь барьером
на пути набегов кумыков. Затем император
Фридрих II реорганизовал орден, пожаловав
великому магистру Герману фон Зальцу
княжеский титул, и направил рыцарей на
покорение и христианизацию восточных
приграничных земель.
В 1226 Герман фон Зальц отозвался
на просьбу о помощи польского князя Конрада
Мазовецкого и организовал крестовый
поход против пруссов. По договору с Конрадом
тевтонцы получили во владение Хельминскую
землю в Польше в качестве плацдарма, а
также все земли, какие завоюют в Пруссии.
В 1234 тевтонцы формально признали свои
владения папским леном, но чувствовали
себя полноправными хозяевами, поскольку
слабая папская власть не могла оказать
на них хоть сколько-нибудь существенного
влияния. В 1237 Тевтонский орден присоединил
орден меченосцев (потерпевший перед этим
поражения от русских, литовцев и земгалов)
и значительно усилился. В последующие
века он установил контроль над всем балтийским
побережьем от границ Померании до Финского
залива, преграждая Польше, Литве и России
выход к Балтийскому морю. Тевтонцы выделяли
земли немецким баронам в качестве ленов,
селили на завоеванных землях немецких
крестьян и вместе с Ганзейским союзом
городов основали ряд новых торговых поселений.
В 1309 орден перенес свою резиденцию в Мариенбург
(совр. Мальборк, Польша). В начале 14 в. Тевтонский
орден достиг пика своего могущества и
процветания. Но из-за падения дисциплины
среди рыцарей, окруживших себя роскошью,
орден стал обнаруживать признаки слабости.
Во второй половине 14 в. произошло усиление
Польши, особенно после ее объединения
с Литвой под властью династии Ягеллонов.
В 1410 польский король Владислав II нанес
сокрушительное поражение Тевтонскому
ордену в Грюнвальдской битве. По Торуньскому
миру 1466, завершившему Тринадцатилетнюю
войну Польши с Тевтонским орденом (1454–1466),
последний признал себя вассалом Польши
и передал ей Западную Пруссию. В 1525 великий
магистр Альбрехт Старший (Гогенцоллерн)
принял лютеранство и произвел секуляризацию
Восточной Пруссии, ставшей отныне наследным
герцогством. Когда в 1618 эта династическая
линия пресеклась, герцогство перешло
во владение бранденбургских курфюрстов,
также из Гогенцоллернов. В 1801 Франция
присоединила земли ордена к западу от
Рейна, а в 1809 Наполеон свои декретом закрыл
орден и отдал его земли на правом берегу
Рейна германским союзникам.
Тевтонский орден был восстановлен
в Австрии в 1834 – в качестве католического
дворянского союза. После 1918 существует
лишь священническая ветвь ордена (преобразованная
папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией
в Вене. Орден продолжает существовать
также в рамках протестантизма в Утрехте
[9].
Еще одним типом монашеской
организации, ориентированной на жизнь
в миру, были так называемые нищенствующие
ордена. Они были представлены францисканцами,
доминиканцами, кармелитами и августинцами.
Их возникновение было прежде всего ответом
церкви на изменение социальных условий:
подъем городов, рост населения, оживление
торговли, распространение ересей. Создание
новых орденов стимулировалось также
влиянием народных умонастроений, осуждавших
«обмирщение» церкви. Прежние ордена были
приспособлены к старой, преимущественно
сельской структуре феодального общества.
Нищенствующие монахи, не имевшие постоянных
обителей, ибо отказ от собственности
и «святая бедность» были их первыми заповедями,
проповедовали в многолюдных кварталах,
переходили из города в город, находились
в гуще населения. Их молитвы и проповеди
сопровождались выразительной жестикуляцией
и напоминали песни странствующих жонглеров.
Не случайно «братья» называли себя «забавниками
божьими». Но была еще одна, важнейшая
причина, по которой церковь поддержала
нищенствующих монахов, на первый взгляд
так напоминавших еретиков, число коих
росло с каждым годом: убедившись в огромной
популярности «братьев» в народе, церковь
решила включить их в свою структуру и
использовать в борьбе с еретиками более
радикального толка.
Основателем нищенствующего
Ордена францисканцев был Франциск Ассизский
(1182—1226), сын богатого купца, покинувший
отчий дом и отказавшийся от имущества.
Он проповедовал всеобщую любовь не только
людей друг к другу, но и ко всем живым
существам, деревьям, цветам, солнечному
свету и огню, учил обретать радость в
самоотречении и любви. Не удивительно,
что в тот суровый и безжалостный век число
приверженцев Франциска стремительно
росло за счет горожан, ремесленников,
бедноты.
Папа Иннокентий III и его преемники
относились без доверия к «младшим братьям»
(миноритам), но не преследовали их. Они
требовали от последователей Франциска
официального принятия монашеских обетов,
объединения и конституирования в Орден
нищенствующих монахов, непосредственно
подчиненный папе.
Соперниками францисканцев
стали доминиканцы, нищенствующий орден
братьев-проповедников, который был основан
испанским монахом Домиником де Гусманом
(1170—1224), отличившимся в борьбе против
еретиков-альбигойцев. Его последователи,
выбравшие своей эмблемой собаку с горящим
факелом в пасти, не зря назывались «псами
господними» (игра латинских слов domini
canes). Они превратились в опору пап в борьбе
с их политическими противниками. Одной
из основных форм их деятельности была
проповедь и полемика с еретиками, отстаивание
чистоты христианского вероучения. Из
их среды вышли крупнейшие богословы Альберт
Великий и Фома Аквинский. Теологические
кафедры в университетах также перешли
в руки доминиканцев. Больше, чем какие-либо
другие ордена, доминиканцы и францисканцы
стремились на Восток. Они проникли на
Русь, Арабский Восток, во владения монголо-татар
и даже в Китай и Японию[6, с. 288].
Заключение
Таким образом, рассмотрев данный
период Средневековья, можно утверждать,
что церковь, как католическая, так и православная,
в средние века оказывала огромное, долгое
время монопольное влияние на всю духовную
жизнь общества, способствуя, особенно
до XII — XIII вв., развитию его культуры —
письменности, литературы, архитектуры,
изобразительного искусства. Христианская
религия содействовала укреплению единства
европейских народов, приобщению их к
новым этическим ценностям, складыванию
общеевропейской цивилизации. Однако
церковь отчасти подавляла народную культуру,
уходящую корнями в языческую древность,
а в XI—XV вв. жестоко преследовала всякое
инакомыслие, в том числе и многочисленные
средневековые ереси.
Рассматривая монашество, можно
сказать, что в Средневековье оно служило
проводником папской политики, ее опорой
помимо духовенства, пребывавшего в миру.
По сей день история монашеских орденов
окутано многочисленными тайнами, что
дает определенную почву для дальнейшего
изучения.
Список использованной
литературы:
Мень П. История религии.-М., 1992.
Карева В.В. История средних
веков / В.В. Карева. – М: ПСТБИ, 1999.
История средних веков. Хрестоматия:
пособие для учителей; сост. В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко.-М.:Просвещение.-1969.
Советская историческая энциклопедия:энциклопедия: в 12т./ Научный совет издательства Советская энциклопедия. – Т.6,М.: Отделение истории Академии Наук СССР, 1969
Всемирный портал религиоведения
[Электронный ресурс] – М.,2007. – Режим доступа:
http://www.arm.borovsk.ru/pr-osn.html. – Дата доступа:
25.04.2013
История средних веков: в 2 т./ред.:
З.В. Удальцова, С.П. Карпов. – М.:Высш. шк. , 1990. – Т.1-1990
Католический Интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
– Минск, 2003. – Режим доступа: http:// www.catolreligion.by. – Дата доступа: 03.05.2013
Всероссийский Интернет-портал
культуры и религии [Электронный ресурс].
– М., 2008. – Режим доступа: http://www.culturaconfess.com. – Дата доступа: 03.05.2013
Всероссийский военно-исторический
Интернет-портал [Электронный ресурс].
– М., 2009. – Режим доступа: http://www.titularus.ru. – Дата доступа: 05.05.2013