Николай 1: особенности внутриполитического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить и проанализировать период правления Николая I. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по вопросу правления Николая I.
2. Выделить основные события и преобразования в жизни страны, произошедшие в период правления Николая I.
3. Охарактеризовать внутреннюю политику Николая I.

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

1.Николай  1: особенности внутриполитического  курса.

Жизнь России всегда в значительной степени зависела от личности правителя. Мировоззрение  человека, сосредоточившего в своих  руках абсолютную власть над огромной многонациональной страной, оказывало  влияние на стиль его правления  и направление как внутренней, так и внешней политики. Поэтому  историю России можно разделить  на периоды, ориентируясь на годы правления  князя, царя или императора. Человека принято судить по его делам, а  императора судят во много раз  строже, чем кого-либо другого. Период с 1825 года по 1855 год - годы правления  Николая I - срок довольно большой. Все, что было сделано императором  и правительством за это время, многократно  обсуждалось историками. Однако в  их отношении к личности Николая I и его политике в последнее  время наметились некоторые перемены. Если раньше образ Николая I приобретал в значительной степени одиозный характер, и император представал символом тупой реакции и обскурантизма, то сейчас предпринимаются попытки  изучать личность Николая I и его  управление страной, учитывая все многообразие его личности. В связи с новыми взглядами и мнениями по этому  вопросу актуальность данной темы является несомненной.

Объектом данной работы является время правления  Николая I: 1825 - 1855 годы.

Предметом работы являются основные события и изменения  в жизни страны, на которые оказали  влияние характер, убеждения и  политические взгляды императора Николая I.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить  и проанализировать период правления  Николая I. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

1. Изучить и  проанализировать теоретический  материал по вопросу правления  Николая I.

2. Выделить основные  события и преобразования в  жизни страны, произошедшие в  период правления Николая I.

3. Охарактеризовать  внутреннюю политику Николая  I.

Когда Александр  в 1985 году умер, не оставив наследников, ближе всего к престолу стоял  его брат, великий князь Константин. Но Константин не хотел быть царем. Он отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, которому было тогда двадцать девять лет. Николай  не получил воспитания, приличествовавшего наследнику. Может быть, именно потому он стал сравнительно хорошим царем, с точки зрения царизма. Николай  был третьим сыном Павла I(1796-1855). Его не готовили к престолу, поэтому  для него становление императором стало неожиданностью. После смерти Александра, Константин в Женеве и Николай в Петербурге присягнули друг другу. Но Константин был женат на польке не из царствующей династии. К тому же на него было оказано давление, в результате чего он отказался от престола. Узнав о готовящемся выступлении 14 декабря 1825 года и об отказе брата, Николай согласился на изменение присяги (1825-1855). Восстание декабристов сильно повлияло на Николая. Позднее это проявилось в его политике. Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально - политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения новой политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежние социально - политическими устройство страны. В целом же во внутренней политике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

Во внутренней политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание  отечественной войны 1812 года и 1825 год - смена царствования и восстание  декабристов. Эти события вызвали  усиление консервативности и даже реакционности  во внутриполитическом курсе. В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы: административная - совершенствование государственного управления, социальная - крестьянский вопрос, идеологическая - система просвещения  и образования. Решение первого  вопроса правительство видело в  дальнейшей централизации административного  аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и  материально зависящих от получаемого  жалования. При решении крестьянского  вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряжённость  в деревне, ликвидировать возможность  крестьянских выступлений. Для этого  необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой  общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло  бы способствовать, во-первых, упрочению  самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизация экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность  проведения активной внешней политики.

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса  Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное Проведение принципа централизации  рассматривалось как важнейшее  средство укрепления самодержавия и  противодействия расшатывающим  его устои процессам. При Николае I создавалась продуманная система  всесторонней государственной опеки  над общественно-политической, экономической  и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. В  духе самодержавных начал и централизации  управления Николай I стремился укрепить режим личной власти -- сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня "дополнения" к разросшейся бюрократической машине. Прежняя, "александровская", канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской "Комиссии о составлении законов". Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое -- для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое -- для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии. В его штате первоначально числились 16 чиновников, в 1856 г. число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сначала 4,1 тыс., а в 1856 г. -- 6 тыс. человек. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, Области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а в 1843 г. на 8 жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7--8 губерний. Округа состояли из отделений (по 4--6 в каждом округе). Округами командовали генералы, а отделениями -- штаб-офицеры, которых тщательно отбирали по принципу "благонадежности" и умения "общаться с населением". Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект "Об устройстве высшей полиции", на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган  осведомления царя обо всех "происшествиях" в Российской империи. Николай I внимательно  читал доклады и донесения  начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах  создает тайную агентуру за рубежом  для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и  Н. П. Огарев.

В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства -- главной своей  опоры, но вместе с тем делало и  уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической  сфере.[5, c.51] Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дробления  дворянских имений, задолженности в  Опекунском совете и в других кредитных  учреждениях грозил этому "первенствующему  сословию в империи" утратой своих  прежних позиций, что в конечном счете подрывало социальную базу самодержавия. Был принят ряд мер для улучшения материального положения дворянства: обедневшие дворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им выдавались на льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети дворян бесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве. С целью сохранения крупных помещичьих имений от раздробления в 1845 г. был издан закон о "майоратах". Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены крепостного права существовало всего 17 майоратов. После издания в 1722 г. петровской Табели о рангах, позволявшей получить дворянское достоинство путем выслуги по достижении определенного ранга (чина), удельный вес такого дворянства по отношению к родовитому составил к 1825 г. 52%. Поэтому еще Комитет 6 декабря 1826 г. предлагал предоставлять дворянское достоинство не за выслугу, а царским пожалованием за особые заслуги. Однако решиться на эту меру правительство не могло, ибо она привела бы к превращению дворянства в замкнутую касту, причем независимую от власти. Был избран путь ограничения числа лиц, получавших статус дворянина через выслугу. В 1845 г. был издан указ о новом порядке приобретения дворянства. Если раньше личное дворянство приобреталось с 12-го ранга, а потомственное -- с 8-го, то по закону 1845 г. личное дворянство предоставлялось по достижении 9-го ранга, а потомственное -- 5-го. Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от притока в него представителей из других сословных групп (купечества, духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетном гражданстве двух категорий -- потомственном и личном. Первое присваивалось по рождению детям личных дворян и церковнослужителей, имевших образовательный ценз, ученым и художникам, имевшим ученые степени и звания, а также по особому ходатайству купцам первой гильдии, если они пребывали в ней не менее 20 лет либо получили чин или орден. Во вторую категорию включались дети церковнослужителей, не имевших образовательного ценза, и лица, окончившие университеты или другие высшие учебные заведения, а также получившие по службе чины, еще не дававшие права на личное или потомственное дворянство. Почетное гражданство давало ряд привилегий. Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных: сначала они "складывались" в группы, составлявшие в совокупности полный имущественный ценз, и каждая группа избирала своего уполномоченного депутата на дворянский уездный съезд. Уездные и губернские депутатские дворянские собрания созывались один раз в три года: уездное выбирало уездного предводителя (председателя собрания) и одного депутата в губернское собрание, а губернское -- губернского предводителя. Ранее дворянские депутатские собрания занимались вопросами ведения родословных книг, выдачей дворянам грамот и свидетельств о внесении их родов в губернские родословные книги, наложением опеки на имения за неуплату долгов, "злоупотребление помещичьей властью" над крестьянами, а также в случае малолетства владельцев. По "Положению" 1831 г. дворянские губернские собрания получали право делать "представления" (т. е. направлять ходатайства) правительству как о своих дворянских нуждах, так и по вопросам местного управления. Вместе с тем дворянским корпоративным органам управления самодержавие стремилось придать чиновничье-бюрократический характер, тесно связанный с местной правительственной администрацией. Сама служба в дворянских собраниях стала приравниваться к государственной. Кроме того, в их деятельности не допускалось никакого политического элемента. Дворянские уездные и губернские собрания были поставлены под еще более бдительный контроль со стороны губернских и уездных властей: по сути дела они превратились в своеобразный придаток к местному бюрократическому аппарату, а губернские предводители дворянства -- в помощников губернаторов. В правительственной политике второй четверти XIX в. одним из острейших был крестьянский вопрос. Само крестьянство постоянно "напоминало" о себе возраставшими с каждым десятилетием бунтами. По данным материалов центральных архивов, за 1826--1835 гг. было зарегистрировано 342 крестьянских волнения, за 1836--1845 гг. -- 433, а за 1846--1855 гг. -- 572. Уже в первый год царствования Николая I произошло 179 крестьянских волнений, из которых 54 были усмирены с помощью воинских команд. 12 мая 1826 г., в связи с многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшимися упорными слухами о близкой "воле", был обнародован царский манифест, грозивший карами за распространение этих слухов и неповиновение. Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному праву, видел его неприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимость отмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный момент.

2.НЭП,сущность и значение.

Пути развития НЭПа и сам НЭП как политико-экономическое явление уже несколько десятилетий находились в поле зрения многих отечественных и зарубежных историков. Этому явлению просвещали свои труды такие люди как Ю. Ларин, С.Г. Струмилин и др.

НЭП по своему экономическому содержанию выявился как система  серьёзных реформ по отношению к  предшествующей политике «военного  коммунизма». Тогдашнее ленинское  руководство понимало, что выживание  режима и его стабильность невозможно без реформы экономической жизни  страны, и, что одними политическими  мероприятиями страну из кризиса  не вывести. Именно эта реформа повлекла за собой процессы самоорганизации  новой социальности и политики.

После 7-летнего  периода войн и революций новое  большевистское правительство, еще  не имевшее опыта управления страной  в условиях мирного хозяйственного строительства, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие.

Руководители  проведения НЭПа без оговорок стояли за неё, считая, что сельское хозяйство имеет первенствующее значение для всей экономики страны, что нужно повысить жизненный уровень не только рабочих, но и крестьян. Необходимо развивать индустрию, однако, не высокими темпами, а посильными для населения.

Эта характеристика в основном отражала сущность первоначального  этапа благотворного воздействия  НЭПа на положение в сельском хозяйстве, в последствии повлекшего за собою позитивные сдвиги и в других областях экономики. Новая экономическая политика проводилась постепенно и поэтапно, и замена развёрстки продналогом стала только первым звеном будущего нэпа, все остальные постепенно вытекают одно из другого.

Вместе с тем, относительная либерализация экономики  не привела к демократизации в  общественной и политической жизни  в Советской России. Для любой, успешно функционирующей рыночной системы, абсолютно необходима политическая стабильность, гарантии собственности, инвестиций и т.д., однако ничего подобного  большевики предлагать не собирались. В этой ситуации развитие частного сектора ограничивалось лишь мелким предпринимательством и спекуляцией, что явно не способствовало успешному  развитию экономики. Но в целом, после  нескольких лет террора переход  к новой экономической политике позволил поднять экономику Советской  России из разрухи.

Начатый в стране, где люди умирали с голоду, НЭП  представлял собой радикальный  поворот в политике, акт колоссальной смелости. Но переход на новые рельсы заставил советский строй на протяжении года с лишним балансировать на краю пропасти. После победы в массах, которые во время войны шли  за большевиками, исподволь нарастало  разочарование. Для партии Ленина НЭП  был отступлением, концом иллюзий, а  в глазах противников - символом признания  большевиками собственного банкротства  и отказа от своих проектов.

Сама жизнь  подсказывала, что нужно переходить к новым способам хозяйственного строительства. По инициативе В.И. Ленина вскоре после окончания гражданской  войны Коммунистическая партия и  Советское правительства ввели новую экономическую политику (НЭП).

Возможно, годы НЭПА для многих советских людей  были лучшими годами эпохи правления  большевиков. Подъем экономики после  разрушительной гражданской войны, несомненно, стал возможным благодаря  восстановлению, хотя и не полного, рыночных отношений в советской  экономике, отказа от многих идеологических догм в экономике. Только благодаря  НЭПу большевикам удалось удержаться у власти, окончательно устранить своих политических соперников в лице других политических партий и внутренней оппозиции.

3.Общественно-политическое  течение первой  половины 19 в.

(теория  «официальной народности»,славянофилы западники).

В начале 19 века в русской истории возникает  новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра 1. В 17-18 веках революции произошли в Англии, Франции, некоторых других европейских странах. Это ускорило развитие этих стран. Поэтому, несмотря на то, что революции сопровождались насилием, они в целом имели прогрессивное значение для европейских стран.  

Тайные общества стали создаваться после Отечественной войны. Революционная мысль и революционное движение в России зародилось в первой четверти 19 века. Это было связано с рядом фактов как ее внутреннего развития, так и с общеевропейскими процессами того времени.  
Александр 1, отбросив либеральные устремления первых лет царствования, после войны 12 года стремился к консервации старых социальных и политических гос-ных институтов(укрепления самодержавия и крепостного права). Он убедился, что общество еще не готово к таким переворотам и нет решительных людей.  
Зарождение движения декабристов связано с внутренними процессами в самой России. старый, самодержавно-крепостнический строй был явным тормозом для развития производственных сил, для исторического прогресса и общей модернизации страны.  
Влияние отечественной войны 1812 года, заграничные походы 1813-15 гг. побывав в германии, Франции, будущие декабристы убедились, что отсутствие крепостного права обеспечивает их прогрессию. Мировоззрение декабристов формировалось на основе передовых идей французского просветительства. Идеи европейских революционеров и декабристов во многом совпадали. Круг революционеров очень ограничен- в основном из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса.  
После заграничного похода в 1816 году - первое тайное общество "Союз спасения", а с февраля 1817 года - "Общество истинных и верных сынов отечества". Пестель, муравьев, Трубецкой, после - Рылеев, Якушкин, Лунин, Муравьев-апостол. Союз спасения считается первой политической организацией в России. После двух лет существования окрепла и накопила опыт. План- принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию.  
"союз благоденствия"-200 челов. Дворяне. Муравьевы, Муравьевы-апостолы, Пестель, Якушкин, Лунин+ новые программы и устав- "Зеленая книга". Свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституции, а главное - революция, те насилие. - это нелегал, а легал - попытки формирования в России прогрессивного общественного мнения. Самораспад союза в начале 1821 из-за идейных и тактических разногласий.  
Активная подготовка к революции- Северное и Южное общество.  
Южное- в марте 1821на Украине. Пестель- пламенный республиканец.  
Северное - в 1822 в Петербурге. Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин.  
Оба общества мыслили действовать вместе. Основной обсуждавшийся документ- конституция Муравьева и русская правда Рылеева. Муравьев за конституционную монархию, исполнительная власть- императору, а законодательная - парламенту. Пестель- законодательная власть- однопалатному парламенту, а исполнительная- "Державная дума". Но единодушно за отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, чего было мало. По Пестелю часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественной фонд для наделения тружеников.  
В программный документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Как и ранее, они надеялись на армию.  
В ноябре 1825 года скончался Александр 1. новым царем стал Николай 1. 14 декабря сенат присягал, а декабристы северного общества хотели прочитать Николаю тогда от имени сената "манифест к русскому народу". Там- уничтожения самодержавия, отмена крепостного права и введение демократических свобод. Но с войском Санкт-Петербурга они опоздали на сенатскую площадь, сенат присягнул. Они бессмысленно столпились и всех арестовали. Первое революционное движение потерпело поражение. Пестель, Рылеев, Муравьев-апостол, каховский были повешены. Каторги, ссылки.  
Несмотря на поражение, движение декабристов было значительным явлением в русской истории. Впервые попытка изменить социальную и политическую систему России, программа револ преобразования и планы будущего устройства страны.  
Неудача преобразований Александра 1 и угроза революций после декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что им надо противостоять. Это попытался решить крупный государственный деятель Уваров. На это реакция Чаадаева- его выступление, что Росси нечем гордиться перед западом, напротив, не внесла никакого вклада в мировую культуру. Русское общество обращается к работам немецких философов, которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали общество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов.  
К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов.  
Западничество- Грановский, Кудрявцев, соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы.  
Конкретные планы западников- отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства.  
Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции.  
И западники и славяни были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства.

Информация о работе Николай 1: особенности внутриполитического курса