Николай 1: особенности внутриполитического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить и проанализировать период правления Николая I. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по вопросу правления Николая I.
2. Выделить основные события и преобразования в жизни страны, произошедшие в период правления Николая I.
3. Охарактеризовать внутреннюю политику Николая I.

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

Численность интеллигенции  быстро росла, высшее образование имело  престиж. Однако труд инженерно - технических  работников постепенно обесценивался. «Уравниловка» при оплате труда  способствовала потере интереса к труду.

Таким образом СССР, отягощённый грузом многочисленных противоречий, оказался не готов к переменам и тенденциям развития мировой экономики.

Советская модель хозяйствования, лишённая гибкости и  саморазвития, не могла обеспечить внутренние потребности граждан.

«Вялый брежневский  режим ведя борьбу с «чуждыми социальными элементами» вёл общество к уродливой системе, криминалу»[8].

Неудача разрядки в 70-х, война в Афганистане, активная работа Западных дипломатов, Польский кризис 1881 г. стали началом развала  СССР. Однако для этого потребуется  ещё долгие годы.

«Так жить нельзя» - это понятие произносил каждый гражданин. Все понимали, что бюджетный  метод регулирования в экономике  не сработал, нефтедоходы не смогли ликвидировать внешний долг, военная нагрузка вела к диспропорции, сельское хозяйство не обеспечивало потребности граждан, даже здравомыслящий политик Ю.В. Андропов за 15 месяцев не смог организационно-административными методами вывести страну из кризиса.

3. Перестройка.  Провал попыток обновления социализма

Шестидесятые - восьмидесятые годы вновь стали  переломными в истории советского общества. В рамках данного периода  развернулся всеобъемлющий кризис социализма, который захватил все  сферы: экономику, политику, идеологию. Политический кризис потрясший СССР, был обусловлен глубинными социальными и хозяйственными процессами, происходящими в стране. С одной стороны, к началу 60-х годов в Советском Союзе был создан мощный индустриальный и научный потенциал, а с другой, экономика была плохо сбалансирована, имели место значительные диспропорции (развитые тяжелая и сырьевые отрасли, военно-промышленный комплекс, но в то же время хронически отстающие отрасли, производящие предметы потребления, и аграрный сектор). Были полностью исчерпаны возможности для экстенсивного развития экономики.

Причем идеологические догмы и непосредственно связанные  с ними ограничения на свободу  слова, передвижения, индивидуальный выбор  по своей сущности противоречили  главному императиву НТР - наличию в  обществе инициативной, самостоятельной, думающей личности.Устойчиво обозначилась тенденция к падению промышленного и сельскохозяйственного производства, размеров национального дохода. Уже в 60е годы начинается медленное, но верное саморазложение системы. Его признаками стали: консерватизм, неповоротливость, ориентация общества на потребительские стандарты, геронтология (старение высшего политического и хозяйственного руководства).

По оценке современников, оказавшись у руля Советского государства, Брежнев Л.И. и по характеру, и  по интеллекту не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества [2]. После его прихода  к власти некоторые реформы продолжались. В экономике они были определены решениями мартовского и сентябрьского 1965 годах пленумов ЦК КПСС, разработавших  меры в области сельского хозяйства  и промышленности, направленные на совершенствование управления, хозрасчёт  и самостоятельность предприятий.

Ставилась задача интенсификации производства и внедрения  достижений научно-технического прогресса. Однако уже в 1970-1980-е годы обнаружилось затухание темпов социально-экономического роста. Ярким показателем наступающего экономического кризиса явилось  снижение темпов роста валового национального  продукта. Одной из черт экономического развития стало формирование «теневой экономики» (подпольные производства, махинации с государственной  собственностью). Стабильность обеспечивал  относительный рост благосостояния народа, обусловливаемый сдерживанием цен и подъёмом заработной платы. Кризис сельского хозяйства и  лёгкой промышленности прикрывался  массированными закупками продовольствия и ширпотреба за границей, средства на которые были получены от распродажи топлива и сырья.

В общественно - политической жизни подъём, вызванный  ХХ съездом, сменился равнодушием. Прекратилась реабилитация репрессированных, снова  началось восхваление Сталина. Несогласованных с проводимой политикой подвергали тюремному заключению, принудительному лечению в психбольницах, высылали за границу. В стране возникло движение диссидентов, провозгласившее своей целью борьбу за права человека.

Выдвинутый  Брежневым лозунг "стабильности" на деле означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества. Слабость Брежнева как руководителя великой державы открывала широкие  возможности для всевластия партийно-государственной  бюрократии, роста коррупции.

В 1987 г. был принят закон «О государственном предприятии», предусматривавший расширение прав предприятий, внедрение хозрасчёта и развёртывание частнопредпринимательской  инициативы. Предприятия получили право  самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов, осуществлять внешнеэкономические  связи и участвовать в создании совместных предприятий.

Роль централизованных инвестиций и директив плановых органов  существенно уменьшилась. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение  находились в ведении центральных  органов) ограничивали коммерческую деятельность предприятий.[5]

Перестройка - крупномасштабная сознательная попытка реформировать  общественный строй в СССР, была предпринята по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачёва после  смерти К.Черненко в 1985 г. По своему существу это - определённая система мер революционного и реформистского характера, осуществлённых М.Горбачёвым (апрель 1985 -август 19991г) и  задуманных в целях «обновления  социализма», придания ему «второго дыхания». Демократизировав общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Избрание в марте 1985 года на пост генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева возродило надежду на возможность реальных перемен в жизни общества. Горбачев предпринял вторую попытку реформирования существующей политической системы. Ядром преобразований стала концепция "перестройки". Что такое перестройка, каков был, ее замысел и каким было ее действительное содержание? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо обратиться к решениям партийных органов, выступлениям М.С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС, в печати и массовой аудитории во время его многочисленных поездок по стране. Если судить по материалам апрельского (1985 г.) и январского (1987 г.) пленумов ЦК КПСС, то замысел перестройки состоял в том, чтобы обновить социализм, придать ему "второе дыхание", реконструировать "обветшавшее здание" социализма, простоявшее уже 70 лет.

Но этот замысел  в ходе перестройки претерпевал  определенные изменения. Как отмечают современные исследователи, в частности, В.В. Согрин, автор ряда работ по политической истории России 80-90х годов, на первом этапе перестройки (1985-1988 гг.) ее идеологическим стержнем являлась своего рода "презумпция невиновности" социализма в обозначившемся экономическом и социальном застое СССР. Проблема, доказывал Горбачев, заключалась не в недостатках социализма, а в том, что потенциальные возможности социализма использовались недостаточно.

Ключевым понятием первого этапа перестройки было "ускорение". Главная цель "ускорения" заключалась в том, чтобы вывести  советскую экономику на мировой  уровень. Причем достигнуть мирового уровня Запада предполагалось при помощи традиционных командно-административных методов. Упор делался на укрепление производственной и исполнительной дисциплины, улучшение  работы с кадрами, борьбу с пьянством, на жесткий контроль за организацией производственного процесса, введение госприемки и т.д.

Практически все  реформы первого этапа принесли результаты, прямо противоположные  ожидаемым, и только усугубили экономические проблемы советского общества. Поэтому на рубеже 1987-88 гг. Горбачев вынужден был признать неудачу выбранной стратегии реформ. Новая идеология и стратегия реформ в концентрированном виде была изложена в решениях XIX партконференции. Политический выбор Горбачева вылился в попытку замены советской командно-административной модели социализма западной моделью "демократического социализма". Однако как мы видим и модель "демократического социализма" потерпела крах. Попытка введения рыночных механизмов в советскую экономику на практике не могла иметь успеха, ибо в стране совершенно отсутствовала инфраструктура, которая бы позволяла промышленным предприятиям пускаться в так называемое "свободное рыночное плавание". Поэтому в СССР постепенно стал оформляться курс альтернативный горбачевской перестройке. В дальнейшем это курс получил название "движения российского радикализма" и был связан с именами Травкина, Ельцина, Попова, Собчака. Весной и летом 1990 года произошел полный разрыв радикалов с социалистическим идеалом. Подавляющее большинство политических партий, созданных радикалами, вошедших в объединение "Демократическая Россия", стали ориентироваться на построение "народного капитализма".

Таким образом, для одних Горбачёв - «могильщик»  великой державы и коммунистической мечты, для других - пророк социализма с человеческим лицом. Он продолжает бросать вызов и тем, кто убеждён, что такого социализма не существует, и тем, кто считает, что реальный социализм в человеческом лице не нуждается. Одни вменяют ему в  вину идеализма и романтическую  веру в «автоматизм демократии», другие - что был недостаточно решительным  и жёстким лидером в стране, привыкший к царям и тиранам.[4]

Ожидая поддержки  снизу, М.С.Горбачёв, действуя с верху, приводил в движение все слои общества, где и родились разные общественно-политические силы. Борясь с консервативными партаппаратчиками за право существования перестройки, представился широкий простор для действий неформалов., выступающих против консерваторов. Именно это привело к появлению разнородных социальных сил, которые стали звать в разные стороны, расшатывая общественные устои, что не улучшало, а ухудшало условия жизни. Все это и подорвало под корень веру простого человека в перестройку как обновление социализма и лишило авторитета ее инициатора.

1985-1988 годы начался  период здравого смысла, утопий, радикализма, идей гласность и  плюрализма.

СМИ получили «сверху» ограниченную возможность публиковать  открытые материалы и статьи. Ослаблен идеологический контроль, что дало возможность коснуться «белых пятен» отечественной истории. Реабилитировано  около миллиона несправедливо репрессированных граждан, в том числе Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев. Реформаторы  на основе критики сталинизма начали атаку на саму советскую систему  и её политическое ядро-КПСС [8].

Команда М.С.Горбачёва  в дальнейшем распадётся на более  мелкие группировки, где одни за методы перестройки Горбачёва, другие за Ельцина.

Летом 1989 г. перестройка  стала делом миллионов, появились  новые лидеры, новые цели и задачи.

Первый съезд  народных депутатов в Москве 25 мая 1989 г., резко отличался от съезда Верховного Совета. Съезд отменил  шестую статью конституции, учредил  Пост Президента СССР, который наделялся  широкими полномочиями.

Однако, летом1989 года практически бастовали все угольные бассейны: в Кузбассе, Донбассе, Караганде, Воркуте. Шахтёры требовали самостоятельности в определении формы хозяйствования.

После «жаркого»  лета 1989 правительство Н.И.Рыжкова, оказалось не способным контролировать обстановку в стране. Авторитет власти упал, прилавки магазинов пусты, преступность взросла [8].

С началом перестройки  в национальном самосознании произошло  серьёзное изменение. 1990 год принёс Декларацию о суверенитете, «Кризис  межнациональных отношений», парад  суверенитетов. Августовский путч, который  закончился Беловежской пущей. 25 декабря 1991 года президент М.С.Горбачёв сложил с себя свои полномочия.

11.Победа Февральской революции 1917 г. и её результаты.

Россия в этой войне была обороняющейся стороной. И хотя патриотизм и героизм солдат и офицеров был велик, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения  войны, ни достаточного снабжения боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Это внушало неуверенность армии. Она теряла своих солдат и терпела  поражения. Военный министр был  отдан под суд, смещен со своего поста  Верховный главнокомандующий. Главковерхом стал сам Николай II. Но ситуация не улучшилась. Несмотря на непрерывный экономический  рост (росли добыча угля и нефти, производство снарядов, орудий и других видов вооружений, были накоплены  огромные запасы на случай длительного  ведения войны) ситуация складывалась так, что в военные годы Россия оказалась как без авторитетного  правительства, без авторитетного  премьер-министра, так и без авторитетной Ставки. Офицерский корпус пополнялся образованными людьми, т.е. интеллигенцией, которая была подвержена оппозиционным  настроениям, а каждодневное участие  в войне, на которой не хватало  самого необходимого, давало пищу сомнениям.

Информация о работе Николай 1: особенности внутриполитического курса