Николай 1: особенности внутриполитического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить и проанализировать период правления Николая I. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по вопросу правления Николая I.
2. Выделить основные события и преобразования в жизни страны, произошедшие в период правления Николая I.
3. Охарактеризовать внутреннюю политику Николая I.

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

4.Общественный  и государственный  строй Золотой  Орды.

ГОСУДАРСТВЕНН ЫЙ СТРОЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Золотая Орда была феодальным государством развитого  средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул  главы государства в истории  всего татарского народа связан главным  образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила  династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

Золотой Ордой  правили потомки четырех сыновей  Джучи. Одновременно в других частях Золотой Орды правили потомки других сыновей Джучи - Шайбана в Западной Сибири и Орды-Ичена в Синей Орде; из последней вышел и целый ряд правителей Белой, т.е. собственно Золотой Орды уже после правления Бердибека. В той же Белой Орде и в ее западной части, в Крыму, во второй половине XIV - начале XV веков правили ханы из линии последнего сына Джучи - Тукай-Тимура, среди них такие известные государи, как Тохтамыш, Улу-Мухаммед. Ни одна другая выдающаяся личность, не будучи джучидом (для всей Монгольской империи - чингизидом) не имела права быть и никогда не была ханом, хотя эти исторические личности порой управляли государством, меняя послушных ханов по своему усмотрению (Идегей, Мамай, некоторые другие эмиры-темники).

Ниже князей находились те, кого можно назвать  монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее - беками (тюркский термин); а также  высшие управленческие и судебные чиновники. Часто хан выдавал вельможе ярлык  о неприкосновенности, освобождающий  его и людей, закрепленных за земельным  наделом, от налогов и государственной  службы. Владелец такого надела назывался  даркханом. Нередко этот термин применялся по отношению к более мелким землевладельцам, поскольку предполагалось, что вельможи в любом случае пользовались неприкосновенностью. В результате такой политики к середине XV века "феодальный" сектор расширился значительно больше, чем "государственный" сектор. Этот фактор сыграл огромную роль в распаде Орды.

Ярлык - это ханская  грамота или указ, дающий право  на государственное управление на отдельных  улусах Золотой Орды или подчиненных  ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов - военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так  называемых пайцзов.

Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке - одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Само же войско делится на десятки, во главе которых  стоит десятник, во главе десяти десятников - один сотник, во главе десяти сотников - тысячник, во главе десяти тысячников - "один, и это число  у них называется тьма". Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира. Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито.

Священнослужители и в целом представители духовенства  в Золотой Орде, по записям ярлыков  и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов. Во время правления Менгу - Тимура монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры. Чтобы усилить воздействие хартии, в ее начале было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. "А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаенной мыслью, то он совершит грех".

В то же время  были гражданские судьи - яргучи, решавшие свои судебные дела по Великой ясе - кодексу законов Чингиз-хана. Исследователи полагают, что решение суда оформлялось специальной грамотой "яргу-намэ"; помимо рядовых яргучей, был еще эмир-яргу - главный судья государства при визире.

Для сбора налогов  и других целей военной администрации  помогал целый ряд штатских чиновников. Сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно-почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли "даруга"

Вся система  администрации и налогообложения  контролировалась центральными правлениями (диванами). В каждом из них дело, фактически, вел секретарь (битикчи). Главный битикчи заведовал ханским архивом. Иногда хан доверял общий надзор над внутренней администрацией особому чиновнику, которого арабские и персидские источники, говоря о Золотой Орде, называют "визирем".

В системе государственных  чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: "илче" (посланник), "тамгачы" (таможенник), "тартанакчы" (сборщик подати или весовщик), "тоткаул" (застава), "караул" (дозор), "ямчы" (почтовой), "кошчы" (сокольник), "барсчы" (барсник), "кимэче" (ладейщик или корабельщик), "базар да торганл[н]ар" (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года. Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств.

Так же существовали различные виды повинностей, которые  взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных  пограничных пошлинах: "салыг" (подушная подать), "калан" (оброк), "ясак" (дань), "хэраж" ("харадж" - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), "бурыч" (долг, недоимка), "чыгыш" (выход, расход), "ындыр хакы" (плата за гумно), "амбар малы" (амбарная пошлина), "бурла тамгасы" (житная тамга), "юл хакы" (дорожная плата), "карауллык" (плата за караул), "тартанак" (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), "тамга" (там-говая пошлина).

Все, сказанное  выше, свидетельствует о слаженном  государственном механизме Золотой  Орды со всеми атрибутами, которые  необходимы для существования и  развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией. Все  это свидетельствует, наконец, о  достаточно высоком уровне развития общественного строя Улуса Джучи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  СТРОЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Монголы составляли национальное меньшинство в золотоордынском  обществе. Большей частью населения  в Орде были тюрки. С религиозной  точки зрения, распространение ислама как среди монголов, так и среди тюрков в Орде стало фактором огромной важности. Постепенно мусульманские институты утвердились наряду с монгольскими.

Большинство монголов Золотой Орды были выходцами из того четырехтысячного войска, которое было передано Джучи Чингисханом; они относились к племенам Хушин, Кыйят, Кынкыт и Сайджут. Вдобавок, были также и мангкыты, но они, как мы знаем, держались в стороне от остальных и, со времен Ногая, составляли отдельную орду. Как уже упоминалось, тюрки были признаны полноправными членами степного общества. В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Кама, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангкыты (ногаи) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступить место тюркскому. Дипломатическая переписка с зарубежными странами (такими как Египет) велась по-монгольски, но большинство документов конца XIV и XV веков, касающихся внутреннего управления,- на тюркском языке.

На более низком политическом уровне, чем тюрки, находились русские, аланы и черкесы с  предоставленными им слободами в  городе Сарае. Племена финно-угорского  происхождения, такие, как черемисы, мордва и мещера, жили в бассейне нижней Оки, а много итальянцев и  греков - в Крыму и на Азовском море.

С экономической  точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и  тюркам обширные пастбища для табунов  и скота. С другой стороны, некоторые  части этой территории на периферии  степей использовались также для  выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с  высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества  Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно  в изобилии. Сарай и другие большие  города Золотой Орды с их высокоразвитыми  ремеслами служили пунктами пересечения  кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть  года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.

Крестьянство  земледельческих районов, городские  ремесленники, находились в различной  степени зависимости от государства  и феодальных владык. Основную массу  трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих  районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие -уртакчи (издольщики) - кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились  ремесленники, согнанные из завоеванных  стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых  от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих  господ. Даже состоятельные купцы  и самостоятельные ремесленник  уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие  связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими  рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско - средиземноморский отпечаток.

5.Октябрь  1917 г.: одно из главных  событий 20 в. или социальная трагедия.

Октябрьская революция  является великой народной революцией, открывшей перспективу социализма. Октябрьские события 1917 г. - пожалуй, одна из самых дискуссионных тем  во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто  имеют целью не столько выяснение  истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в  результате Октября пути. Превращение  темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917 г. - освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.  
Развитие революционного процесса в феврале - октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах.  
В начале XX века противоречия и конфликты, накопившиеся в капиталистических и колониальных странах, обострились до предела. При такой ситуации рабочее движение в странах Запада и национально-освободительная борьба на Востоке, накопив потенциальную энергию, находились в состоянии ожидания взрыва, подобно вулкану, готовому к извержению.  
Октябрьская революция, разразившаяся в России, как предвестник революционного движения угнетенных классов и народов всего мира, нанесла тяжелый удар по мировой колониальной системе и международному капиталу и тем самым стала важной вехой в борьбе человечества за цивилизацию и прогресс.  
Октябрьская революция исходила из глубины общества, из всей истории России, и в этом смысле была российским явлением. В то же время она выражала интересы угнетенных народов всего мира, сливалась с их борьбой за освобождение, независимость и прогрессивное развитие человечества, поэтому она глубоко потрясла весь мир.

Информация о работе Николай 1: особенности внутриполитического курса