Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:24, реферат
Период с 1953 по 1964 г. в истории СССР связывается прежде
всего с личностью Н.С.Хрущева, более 11 лет возглавлявшего Ком-
мунистическую партию и более 6 лет - Советское правительство.
Этот период является одним из бесспорно важных и, может быть,
самых непростых периодов нашей истории. Важных - потому, что
непосредственно перекликается с идущей сейчас в нашей стране
перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых -
потому, что касается десятилетия, которое поначалу называлось
"славным", а потом осуждено как период волюнтаризма и субъек-
тивизма. В то время состоялись ХХ и ХХll съезды партии, ставшие
отражением острых политических борений, определивших новый курс
страны.
Введение ........................................ 2
Разоблачение культа личности .................... 5
Экономика ....................................... 12
Против бюрократизма и сверхцентрализма .......... 20
Социальные вопросы и культура ................... 25
Как был смещен Н.С.Хрущев ....................... 28
Заключение. Сравнение "оттепели" Н.С.Хрущева
и "перестройки" М.С.Горбачева ................... 35
Литература ...................................... 42
вующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала
все еще велики, и вследствии этого аппарат управления не гибок, в
значительной мере оторван от производства, отвлекает большое коли-
чество работников от участия в создании материальных ценностей.
Хрущев выступил инициатором коренной реорганизации органов уп-
равления промышленностью и строительством. В феврале 1957 года
Пленум ЦК принял решение о ликвидации отраслевых министерств и со-
здании вместо них территориальных органов управления промышленно-
стью - Соваетов народного хозяйства. При этом говорилось о том,
что ведомственностьв руководстве промышленностью и строительством
приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей
между предприятиямиразных отраслей промышленности, расположенных в
одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно
решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся
ресурсы и т.д.
Реформа 1957 года послужила основой для дальнейших многочислен-
ных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах
в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были ук-
рупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.
Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя
координацию работы прмышленности и строительства в общегосударст-
венном масштабе.
Однако жизнь показала, что правильные замечания о недостатках
отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не
избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от
необходимости централизованно руководить отраслями промышленности.
Реформа 1957 года привела к отраслевой разобщенности промышленности,
нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных
реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать
эти недостатки.
Вместе с тем уже в начале 60-х годов в печати стали появляться
статьи о необходимости использовать рычаги управления, внедрять пол-
ный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже
после того, как Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться
при нем.
Будучи убежден во всесилии организационных мер, Хрущев на мар-
товском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить
управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхо-
зам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные
колхозно-совхозные производственные управления. На Пленуме особо
подчеркивалась необходимость повысить ответственность партийных ор-
ганов за состояние сельскохозяйственного производства, активно спо-
собствовать более широкому использованию возможностей каждого конк-
ретного хозяйства.
Летом 1962 года Хрущев выдвигает идею о разделении партийных
организаций и партийных органов по производственному принципу и на-
правляет в Президиум ЦК соответствующую "Записку" с требованием
разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.
На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновыва-
ет свою идею построения партийных органов по производственному прин-
ципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и
планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским
хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных во-
просах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы,
взамен их создавались парткомы производственных колхозно-совхозных
управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные пар-
тийные комитеты, в краях и областях - сельские и промышленные
крайкомы, обкомы.
Еще до Пленума проект разделения парторганизаций, партийных и
советских органов по производственному принципу вызвал на местах
большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало (правда, довольно
робких возражений и замечаний. Как позже заявлял первый секретарь
ЦК Компартии Украины П.Е.Шелест, "еще во время обсуждений предло-
жений, изложенных в "Записке" т.Хрущева о перестройке партийных и
советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских и
местных партийных органов выражали сомнение в целесообразности на-
мечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности,
которые неминуемо возникнут, если разъединить единый хозяйственно-
-политический организм
любой области, в которой
сельское хозяйство и сферы их обслуживания тесно связаны." Однако
возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На
Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ора-
торов.
На практике реорганизация партийных, советских и общественных
органов не только не способствовала развитию демократии, а, напро-
тив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значитель-
но разросся, а в районах - сократился. Произошло еще большее отчу-
ждение местных Советов от их функций как органов власти.
Жизнь вскоре показала сложность и громоздкость новой серуктуры.
Опыт работы промышленных и сельских крайкомов, обкомов партии сви-
детельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы дея-
тельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,
медицинского и культурного обслуживания, охраны общественного по-
рядка и многие иные неизбежно требовали внимания и тех и других
руководящих партийных органов, целенаправленных и единых усилий
всех парторганизаций.
В укрупненных районах
первичные партийные
находились за 200 и более километров от парткома производственного
управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало
итак, что коммунист избирался депутатом сельского Совета одного
района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Воз-
никла административная неразбериха из-за полной неопределенности
разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда,
когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопе-
карни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промыш-
ленный облисполком),
не обслуживали население
и совхозов, поскольку это уже "другая епархия" - сельское произ-
водственное управление (сельский облисполком).
На основании установок ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС
была проведена новая реорганизация органов управления народным хо-
зяйством. Ее целью было улучшить территориальную систему управле-
ния. Однако кардинального решения проблемы не достигалось, посколь-
ку новая система не была увязана с объективными экономическими про-
цессами.
Практически новая система привела к ликвидации единых партийных
организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного
и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, при-
нятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было
восстановление единых партийных организаций.
С О Ц И А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы И К У Л Ь Т У Р А
Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нель-
зя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа
была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева
впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по ти-
повым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критику-
емые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые "хрущевки", в
свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных поме-
щений и коммунальных квартир. Название "Черемушки" стало знаменовать
новый этап жилищного строительства.
Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой ра-
бочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в
угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, - на
6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя
с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упоря-
дочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры
минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улуч-
шено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, кото-
рые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным
трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие
международные связи, открылись границы и для выезда советских лю-
дей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сель-
ском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продук-
тов питания и товаров народного потребления.
Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако наме-
ченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный
удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии
в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты
Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стра-
тегии. "Хрущевизм" как концепция обновления социализма не состоялся.
Если воспользоваться образом, который так любил главный оппонент
Первого секретаря Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна сме-
ло шагала в новую эпоху, а другая безвылезно застряла в тине про-
шлого.
Вместе с тем в обстановке постоянного восхваления Хрущев нередко
переоценивал свои возможности, вмешивался в решение вопросов, требу-
ющих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе
Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во
время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил:
"Военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поезд-
ки с государственными визитами. А с точки зрения военной... теперь
они лишь хорошие мишени для ракет." Мы в этом году "пустили на слом
свои почти законченные крейсера."
Негативные последствия имело вмешательство Хрущева в деятельность
художественной интеллигенции. Очень часто он давал категорические
оценки произведениям писателей, художников, кинематографистов, и эти
оценки приводили к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм
М.Хуциева "Застава Ильича", по мнению Хрущева, утверждал "неприемле-
мые", чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни.
Замечательный поэт Б.Пастернак был исключен при Хрущеве из союза пи-
сателей.
Сыграли свою роль в отношениях Хрущева с интеллигенцией и тороп-
ливость, стремление вмешаться в любой вопрос и быстро его решить.
Тут он нередко оказывался игрушкой небескорыстных советчиков, а то и
скрытых противников, готовивших его падение. Так, посещение Хрущевым
художественной выставки в Манеже было спровоцировано специально под-
готовленной справкой. В ней мало говорилось о проблемах искусства,