Н.С.Хрущев как политический деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:24, реферат

Описание работы

Период с 1953 по 1964 г. в истории СССР связывается прежде
всего с личностью Н.С.Хрущева, более 11 лет возглавлявшего Ком-
мунистическую партию и более 6 лет - Советское правительство.
Этот период является одним из бесспорно важных и, может быть,
самых непростых периодов нашей истории. Важных - потому, что
непосредственно перекликается с идущей сейчас в нашей стране
перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых -
потому, что касается десятилетия, которое поначалу называлось
"славным", а потом осуждено как период волюнтаризма и субъек-
тивизма. В то время состоялись ХХ и ХХll съезды партии, ставшие
отражением острых политических борений, определивших новый курс
страны.

Содержание работы

Введение ........................................ 2
Разоблачение культа личности .................... 5
Экономика ....................................... 12
Против бюрократизма и сверхцентрализма .......... 20
Социальные вопросы и культура ................... 25
Как был смещен Н.С.Хрущев ....................... 28
Заключение. Сравнение "оттепели" Н.С.Хрущева
и "перестройки" М.С.Горбачева ................... 35
Литература ...................................... 42

Файлы: 1 файл

Хрущев как политический деятель.docx

— 85.45 Кб (Скачать файл)

вующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала

все еще велики, и вследствии этого аппарат управления не гибок, в

значительной мере оторван от производства, отвлекает большое коли-

чество работников от участия в создании материальных ценностей.

Хрущев выступил инициатором коренной реорганизации  органов уп-

равления промышленностью и строительством. В феврале 1957 года

Пленум ЦК принял решение о ликвидации отраслевых министерств и со-

здании вместо них территориальных органов управления промышленно-

стью - Соваетов народного хозяйства. При этом говорилось о том,

что ведомственностьв руководстве промышленностью и строительством

приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных  связей

между предприятиямиразных отраслей промышленности, расположенных в

одном экономическом  районе, нередко не дает возможности  оперативно

решать хозяйственные  вопросы, целесообразно использовать имеющиеся

ресурсы и т.д.

Реформа 1957 года послужила  основой для дальнейших многочислен-

ных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах

в пределах областей были созданы совнархозы, которые  вскоре были ук-

рупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.

Был создан Высший Совет народного хозяйства, который  взял на себя

координацию работы прмышленности и строительства в общегосударст-

венном масштабе.

Однако жизнь  показала, что правильные замечания  о недостатках

отраслевой структуры  управления промышленностью ни в  коей мере не

избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от

необходимости централизованно  руководить отраслями промышленности.

Реформа 1957 года привела  к отраслевой разобщенности промышленности,

нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных

реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать

эти недостатки.

Вместе с тем  уже в начале 60-х годов в  печати стали появляться

статьи о необходимости  использовать рычаги управления, внедрять пол-

ный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже

после того, как  Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться

при нем.

Будучи убежден  во всесилии организационных мер, Хрущев на мар-

товском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить

управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхо-

зам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные

колхозно-совхозные  производственные управления. На Пленуме  особо

подчеркивалась  необходимость повысить ответственность  партийных ор-

ганов за состояние сельскохозяйственного производства, активно спо-

собствовать более широкому использованию возможностей каждого конк-

ретного хозяйства.

Летом 1962 года Хрущев выдвигает идею о разделении партийных

организаций и партийных  органов по производственному принципу и на-

правляет в Президиум ЦК соответствующую "Записку" с требованием

разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.

На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновыва-

ет свою идею построения партийных органов по производственному прин-

ципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и

планомерное руководство  промышленностью, строительством и  сельским

хозяйством, сосредоточить  главное внимание на производственных во-

просах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы,

взамен их создавались  парткомы производственных колхозно-совхозных

управлений и  зональные (кустовые) промышленно-производственные пар-

тийные комитеты, в краях и областях - сельские и промышленные

крайкомы, обкомы.

Еще до Пленума проект разделения парторганизаций, партийных  и

советских органов  по производственному принципу вызвал на местах

большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало (правда, довольно

робких возражений и замечаний. Как позже заявлял  первый секретарь

ЦК Компартии  Украины П.Е.Шелест, "еще во время  обсуждений предло-

жений, изложенных в "Записке" т.Хрущева о перестройке партийных и

советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских  и

местных партийных  органов выражали сомнение в целесообразности на-

мечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности,

которые неминуемо  возникнут, если разъединить единый хозяйственно-

-политический организм  любой области, в которой промышленность,

сельское хозяйство  и сферы их обслуживания тесно  связаны." Однако

возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На

Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ора-

торов.

На практике реорганизация  партийных, советских и общественных

органов не только не способствовала развитию демократии, а, напро-

тив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значитель-

но разросся, а  в районах - сократился. Произошло  еще большее отчу-

ждение местных Советов от их функций как органов власти.

Жизнь вскоре показала сложность и громоздкость новой серуктуры.

Опыт работы промышленных и сельских крайкомов, обкомов партии сви-

детельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы дея-

тельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,

медицинского и  культурного обслуживания, охраны общественного  по-

рядка и многие иные неизбежно требовали внимания и  тех и других

руководящих партийных  органов, целенаправленных и единых усилий

всех парторганизаций.

В укрупненных районах  первичные партийные организации  порой

находились за 200 и более километров от парткома производственного

управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало

итак, что коммунист  избирался депутатом сельского  Совета одного

района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Воз-

никла административная неразбериха из-за полной неопределенности

разделения функций  тех или иных учреждений. Доходило до абсурда,

когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопе-

карни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промыш-

ленный облисполком), не обслуживали население окрестных  колхозов

и совхозов, поскольку  это уже "другая епархия" - сельское произ-

водственное управление (сельский облисполком).

На основании  установок ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС

была проведена  новая реорганизация органов  управления народным хо-

зяйством. Ее целью было улучшить территориальную систему управле-

ния. Однако кардинального решения проблемы не достигалось, посколь-

ку новая система не была увязана с объективными экономическими про-

цессами.

Практически новая  система привела к ликвидации единых партийных

организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного

и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, при-

нятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было

восстановление  единых партийных организаций.

С О Ц И А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы И К У Л Ь Т У Р А

Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нель-

зя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа

была реализована  в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева

впервые началось сооружение панельных и блочных жилых  домов по ти-

повым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критику-

емые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые "хрущевки", в

свое время позволили  переселить людей из бараков, подвальных поме-

щений и коммунальных квартир. Название "Черемушки" стало знаменовать

новый этап жилищного  строительства.

Именно Хрущеву  принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой ра-

бочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в

угольной и горнорудной  промышленности на подземных работах, - на

6-ти часовой рабочий  день. Была введена пятидневная  рабочая неделя

с двумя выходными  днями; сделаны решительные шаги в области упоря-

дочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры

минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улуч-

шено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, кото-

рые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным

трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие

международные связи, открылись границы и для выезда советских лю-

дей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сель-

ском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продук-

тов питания и товаров народного потребления.

Жизненный уровень  населения начал постепенно расти. Однако наме-

ченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный

удар по надеждам реформаторов нанесли трагические  события в Венгрии

в 1956 году. Но не последнюю  роль сыграла и самоуверенность  Никиты

Сергеевича, его  беспечность в вопросах теории и  политической стра-

тегии. "Хрущевизм" как концепция обновления социализма не состоялся.

Если воспользоваться  образом, который так любил главный  оппонент

Первого секретаря  Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна сме-

ло шагала в новую эпоху, а другая безвылезно застряла в тине про-

шлого.

Вместе с тем  в обстановке постоянного восхваления  Хрущев нередко

переоценивал свои возможности, вмешивался в решение  вопросов, требу-

ющих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе

Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во

время визита в США  ему показали большой авианосец, Хрущев заметил:

"Военные корабли  хороши лишь для того, чтобы  совершать на них поезд-

ки с государственными визитами. А с точки зрения военной... теперь

они лишь хорошие  мишени для ракет." Мы в этом году "пустили на слом

свои почти законченные  крейсера."

Негативные последствия  имело вмешательство Хрущева  в деятельность

художественной  интеллигенции. Очень часто он давал  категорические

оценки произведениям  писателей, художников, кинематографистов, и эти

оценки приводили  к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм

М.Хуциева "Застава  Ильича", по мнению Хрущева, утверждал "неприемле-

мые", чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни.

Замечательный поэт Б.Пастернак был исключен при  Хрущеве из союза пи-

сателей.

Сыграли свою роль в отношениях Хрущева с интеллигенцией и тороп-

ливость, стремление вмешаться в любой вопрос и быстро его решить.

Тут он нередко оказывался игрушкой небескорыстных советчиков, а то и

скрытых противников, готовивших его падение. Так, посещение  Хрущевым

художественной  выставки в Манеже было спровоцировано специально под-

готовленной справкой. В ней мало говорилось о проблемах искусства,

Информация о работе Н.С.Хрущев как политический деятель