Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа
Приступая к изучению литературного процесса XVII столетия, мы знакомимся с особым историко-культурным феноменом, который принято называть Новым временем, в отличие от предшествующих больших историко-культурных этапов - античности и средневековья. Таким образом, грань между эпохой Возрождения и XVII веком как бы двойная: это и новый период в масштабе «малой периодизации» литературных эпох и глобальный культурный сдвиг по шкале «большой периодизации», переход от средневековой цивилизации, в рамках которой оставалась культура Ренессанса, к цивилизации нового типа.
Послевоенное мирное урегулирование в Европе.
Страны “третьего мира”.
Крупнейшие страны мира. США.
Крупнейшие страны мира. Германия.
Развитие стран Восточной Европы во 2-ой половине 20 в.
Формирование консервативной модели социализма.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Япония.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Китай.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Индия.
Советская концепция нового политического мышления.
Демократические революции в восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.
Латинская америка. Проблемы развития во 2-й половине 20 в.
Международные отношения во второй половине 20 века.
Научно – техническая революция.
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.
Международные отношения в области национальной региональной и глобальной безопасности.
Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кромеБаварии однопалатные.
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Высшая судебная инстанция Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, суды апелляционной инстанции - верховные земские суды первой инстанции - земские суды низшее звено судебной системы - суды управлений специальные суды - Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности. Органы прокурорского надзор - Федеральный Генеральный Прокурор генеральные прокуроры земель, прокуроры земских судов.
Политические партии:
• Социал-демократическая партия Германии - социалистическая партия
• Свободная демократическая партия Германии - объединяет демократов, либералов и сторонников реформ, образовалась путём постепенного объединения Германской Народной Партии 1869 года (демократы), Германской Прогрессивной Партии (либералы), Германской Народной Партии 1918 года (сторонники реформ)
• Христианско-демократический союз Германии - центристская партия
• Германская коммунистическая партия - коммунистическая партия
• Национал-демократическая партия Германии - правоконсервативная и националистическая партия
Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма.
Развитие событий на Западе
и на Востоке Европы было в первые
послевоенные годы весьма сходным. Отличие
состояло в том, что Восточную
Европу освободила Советская Армия,
и там гораздо более
Страны Азии. Примерно также к власти пришли и коммунисты в Северной Корее. В Монголии, Китае, Вьетнаме и Лаосе приход коммунистов к власти, хотя и был связан с поддержкой СССР, но в меньшей степени. В гораздо большей степени это было связано с тем. Что коммунисты в этих странах возглавляли освободительное, антиколониальное движение. Благодаря этому они стали влиятельной политической силой и смогли прийти к власти.
Изменения в политической системе. Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”.
Плановая экономика. В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики.
Внешняя политика. Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.
Итоги социалистических преобразований. В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма.
Политические кризисы. Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.
Перемены в политике. В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры.
В других странах критика
наиболее неприглядных сторон сталинского
режима в СССР вызвала тревогу. Правящие
лидеры были обеспокоены возможностью
перенесения критики на них. Они
не только не поддерживали перемены в
Москве и некоторых
Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.
Усиление тоталитаризма. После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”.Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например , в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний.
Ухудшение экономического положения. Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции.
Совершенно иначе развивались
события в 60-е годы во второй группе
восточноевропейских стран, руководство
которых под флагом реформ скорее
блокировало качественное развитие
общества. Причиной возобладания консервативных
тенденций в правящей элите было явное
отставание этих стран в процессе модернизации:
наименьшее развитие институтов гражданского
общества, сохранение авторитарной политической
культуры, недостаточная социальная мобильность,
преобладание традиционных групп населения
и их консервативной психологии. Наиболее
радикальный вариант подобного развития
событий продемонстрировала Албания,
вставшая на путь полной самоизоляции.
Под лозунгом «особого албанского пути»
в стране насаждался жесткий авторитаризм
в политической сфере, была приостановлена
индустриализация и сохранена преимущественно
аграрная система общественного производства.
Сохранив культ личности Сталина, албанское
руководство даже пошло на полный разрыв
с СССР в 1961 г. В итоге «албанский путь»
стал символом наиболее консервативной,
патриархальной модели социализма.
Румынский лидер Г.Георгиу-Деж и его преемник
Н.Чаушес-ку избрали похожий способ укрепления
социализма в своей стране. В Румынии сформировалась
чрезвычайно жесткая система подавления
инакомыслия. Служба государственной
безопасности «Секуритате» обладала полной
вседозволенностью. В то же время растущему
консерватизму в политике руководства
РКП придавался вид возвращения к национальным
истокам, укрепления независимости Румынии.
Уже с конца 50-х годов Румыния нарочито
обособляется на международной арене
от СССР. В румынской экономике сохранялась
жесткая централизованная модель, связи
с внешним рынком, в том числе и с СЭВ, были
предельно ограничены. Но в отличие от
Албании курс на «догоняющее развитие»
и широкую индустриализацию в 60-е годы
был сохранен. Источником для поддержания
темпов развития стали диспропорции в
отраслевой структуре: приоритет тяжелой
индустрии при полном упадке производства
товаров народного потребления, а также
щедрая финансовая поддержка стран Запада,
поощрявших внешнеполитическую независимость
авторитарного режима Чаушеску.
Болгарский лидер Т.Живков избрал обратную
стратегию: при отказе от глубоких внутренних
реформ делались попытки наибольшего
сближения с СССР, демонстрации полной
политической лояльности, максимальной
интеграции болгарской экономики в советскую.
Эффективность подобной политики была
немалой. При всех стратегических просчетах
в развитии болгарской экономической
системы, явных перекосах в ее отраслевой
структуре и чрезмерной зависимости от
внешних рынков сырья и сбыта в стране
долгое время удавалось сохранить достаточно
высокие темпы развития и стабильный уровень
жизни населения. В то же время в долговременной
перспективе такая позиция «экономического
сателлита» грозила самыми серьезными
осложнениями.
Политическое развитие Японии
в начале XX в. Япония в начале XX в. оставалась
монархией. Власть принадлежала императору
и помещичье-буржуазному блоку.
Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась
постоянной борьбой между представителями
правящих кругов, выступающих выразителями
интересов старых или набирающих силу
классов. Результатом этой борьбы был
постепенный переход власти от аристократической
бюрократии к политическим партиям, отражавший
усиление позиций промышленной и торговой
буржуазии. Крупнейшими из них были конституционная
партия (1898) и Общество политических друзей
(1900).
Как уже отмечалось, десятилетие перед
первой мировой войной было периодом быстрого
промышленного развития Японии. На первых
порах оно сопровождалось ростом активности
рабочего движения и распространением
социалистических идей, созданием там
социалистического и рабочего движения
во главе с его выдающимся деятелем Сеном
Катаямой. Но перед войной это движение
пошло на убыль, частично из-за репрессий
властей, частично из-за предвоенного
националистического угара.
Военные круги Японии в преддверии военного
столкновения с Россией рассчитывали
на проведение масштабной программы милитаризации.
Несмотря на некоторые различия между
разными политическими течениями по вопросам
подготовки к войне, они были едины в поддержке
ее целей, и это единство лишь укреплялось
по мере нарастания японо-российских противоречий.
^ Участие Японии в
двух войнах первой четверти XX в. В 1902 г. Японией был заключен
военно-политический договор антирусской
направленности с Великобританией, финансовую
поддержку оказали США. В войне 1904—1905
гг. Япония нанесла России тяжелые поражения
на суше и на море. По Портсмутскому договору
(сентябрь 1905 г.) она получила «исключительные
права» в Корее, земли на Ляодунском полуострове,
Южно-Маньчжурскую железную дорогу и южную
часть острова Сахалин. Японский капитал
мощным потоком устремился в эти районы,
превращая их в плацдарм для дальнейшей
агрессии на континенте, в основном против
Китая. Однако укрепление позиций Японии
на Дальнем Востоке стало вызывать недовольство
Великобритании и США, усмотревших в этом
восточном государстве чрезмерно оборотистого
конкурента. В результате Лондон стал
в 1911 г. инициатором пересмотра англо-японского
договора 1902 г. в худшую для Токио сторону.
В августе 1914 г. Япония вступила в войну
с кайзеровской Германией на стороне Антанты,
но фактически не вела военных действий.
Она воспользовалась благоприятной обстановкой
для захвата германских владений на Дальнем
Востоке, вытеснения с рынков Азии других
капиталистических стран, занятых войной
в Европе. Это привело к дальнейшему росту
промышленности Японии — за 1914-1918 гг. ВНП
вырос с 13 до 65 млрд йен, — усилению в экономике
и внутренней политике позиций крупного
капитала.
На Версальской мирной конференции в 1919
г. Япония добилась передачи ей помимо
китайского Шаньдуна мандата на Каролинские,
Маршалловы, Марианские острова, бывшие
до этого владениями Германии. Однако
преимущества, полученные Токио во время
первой мировой войны, были в значительной
степени ликвидированы Вашингтонской
конференцией 1921-1922 гг. Она была организована
США, которые все больше опасались усиления
Японии. На конференции был подписан ряд
договоров о Китае, укрепивших позиции
США и европейских стран за счет Японии.
США добились отказа Великобритании от
союза с Токио и возвращения Китаю Шаньдуна.
Япония была вынуждена также согласиться
на ограничение своих морских вооружений
(по тоннажу) по сравнению с США и Великобританией
в пропорции 3:5.
Негативные для Японии результаты Вашингтонской
конференции подтолкнули военные круги
и политические партии к сближению. Обязавшись
ограничить свои вооружения, японское
государство не могло уже впрямую наращивать
военный бюджет, поэтому армия нуждалась
в поддержке партий и стоявших за ней финансово-промышленных
кругов для увеличения военной мощи путем
модернизации. С этого периода постепенно
установилась практика правления партийными
кабинетами, приблизившая Японию к нормам
политической жизни западных государств.
Информация о работе Общая характеристика и периодизация новейшей истории