Общая характеристика и периодизация новейшей истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Приступая к изучению литературного процесса XVII столетия, мы знакомимся с особым историко-культурным феноменом, который принято называть Новым временем, в отличие от предшествующих больших историко-культурных этапов - античности и средневековья. Таким образом, грань между эпохой Возрождения и XVII веком как бы двойная: это и новый период в масштабе «малой периодизации» литературных эпох и глобальный культурный сдвиг по шкале «большой периодизации», переход от средневековой цивилизации, в рамках которой оставалась культура Ренессанса, к цивилизации нового типа.

Содержание работы

Послевоенное мирное урегулирование в Европе.
Страны “третьего мира”.
Крупнейшие страны мира. США.
Крупнейшие страны мира. Германия.
Развитие стран Восточной Европы во 2-ой половине 20 в.
Формирование консервативной модели социализма.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Япония.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Китай.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Индия.
Советская концепция нового политического мышления.
Демократические революции в восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.
Латинская америка. Проблемы развития во 2-й половине 20 в.
Международные отношения во второй половине 20 века.
Научно – техническая революция.
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.
Международные отношения в области национальной региональной и глобальной безопасности.

Файлы: 1 файл

История-Философия.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Социально – экономическое  и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Китай.

После второй мировой войны  Китай оказался разделённым на две  части. Северо-Восточный Китай находился  под контролем коммунистов, остальной- Гоминьдана. В 1949 году коммунисты одержали победу. Была образована Китайская Народная республика (КНР). Лидер Гоминьдана Чан Кайши с остатками войск укрылся на острове Тайвань. Китайские коммунисты начали глубокие преобразования в стране. Они провели аграрную реформу и кооперирование сельского хозяйства. Началась бурная индустриализация. В ходе “строительства социализма” Китай сделал крупный шаг в преодолении отсталости. В своей внешней политике Китай в то время ориентировался на СССР и получал от него помощь. Успехи Китая подтолкнули Мао Цзэдуна к выдвижению плана ещё более ускоренного развития. Он предлагал “большим скачком” построить в Китае коммунистическое общество. Одновременно китайское руководство стало пересматривать свои отношения в СССР. “Большой скачок” потерпел крах. В стране разразился экономический кризис. Возникла оппозиция планам Мао Цзэдуна. Он попытался расправиться с ней в ходе “культурной революции”. Страна в итоге оказалась в хаосе. Советско-китайские отношения испортились окончательно. Китай обзавёлся собственным ядерным оружием. Произошли пограничные столкновения. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году к власти в Китае приходят “прагматики” во главе с Дэн Сяопином. Они восстановили в стране порядок, реабилитировали жертв “культурной революции”. Были проведены экономические реформы: развивались рыночные отношения, поощрялись иностранные капиталовложения, земля была роздана крестьянам в форме семейного подряда, появился мелкий и средний бизнес. Китай вышел из кризиса и вступил в полосу высоких темпов экономического роста. Но все попытки дополнить экономические реформы демократизацией жёстко подавлялись. “Прагматики” поддержали Запад в его попытках изолировать СССР, но после 1985 года пошли на нормализацию отношений с ним. В Китае наряду с тоталитарной политической системой существуют и значительные элементы рыночных отношений. Такая форма развития оказалась приемлемой для других стран тоталитарного социализма- Вьетнама и Лаоса.

 

Социально – экономическое  и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Индия.

В основу экономической политики были положены два важнейших принципа: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного  хозяйства. С 70-х годов развивается  прямое сотрудничество с частным  капиталом, происходит сращивание двух секторов. Главными направлениями экономической  политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования  частного сектора; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. В целом  к середине 60-х годов объем  промышленного производства вырос  в 2,5 раза. С 1980 по 1991г. рост экономики  составлял ежегодно 5,4%. Индия вышла  в ряд индустриально-аграрных стран. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение  острых социальных проблем.  
Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с генеральными установками в сфере политической и правовой, корнями, уходящими в классическую Вестминстерскую парламентарно-демократическую систему власти. В соответствии с конституцией Республика Индия – это союз, который включает 25 штатов и 6 союзных территорий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному обще индийскому парламенту, а в штатах – законодательным собраниям; исполнительная власть в руках обще Индийского совета министров в Дели и правительств штатов во главе с главными министрами. Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны, фактически власть в руках премьера.  
Политический процесс в стране основан на состязательности партий с полной свободой для партийных коалиций. Обще индийским языком по-прежнему считается английский. В 80-е годы экономическое развитие Индии замедлилось, обнаружились негативные последствия протекционизма, монополизация внутреннего рынка промышленными кланами, инфляция, неконкурентоспособность индийских товаров, бюрократизация управленческого аппарата, неэффективная работа предприятий госсектора. Современная Индия владеет высокими технологиями, является крупным производителем и экспортером программного обеспечения – 140 из 500 ведущих компаний мира удовлетворяют свои потребности в этом за счет экспорта из Индии. Страна занимает третье место в мире по численности научно-технических кадров, пятое – по объему сельскохозяйственного производства и по ВВП. В середине 90-х годов заняла второе место в мире по экспорту пшеницы, достигла самообеспечиваемой основными продуктами питания. В 1998 г. стала ядерной державой. Сейчас индийская экономика входит в число 10 самых быстроразвивающихся в мире.

 

Советская концепция  нового политического мышления.

Изменения во внутриполитической жизни страны, начавшиеся весной 1985 года, затронули сферу внешнеполитической деятельности советского государства. Страна приступила к реформам, имея непростое наследие в сфере внешней  политики. Период от середины 70-х до середины 80-х годов ознаменовался  в отношениях между Востоком и  Западом "вторым изданием холодной войны". Требовалось пересмотреть основы политического мышления, воспринимавшего  мир через призму конфронтационного  подхода, делившего его на две  общественно-политические системы, обреченные в своих отношениях на вечный антагонизм. Таким образом, начал создаваться  новый внешне¬политический курс советского государства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который составляется на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство попыталось предать этим идеям вид философской основы новой внешнеполитической доктрины, осознавая реальность угрозы ядерного самоуничтожения человечества. Тезис о невозможности победы в ядерной войне стал как бы материальной основой нового политического мышления. 
В результате нового внешнеполитического курса советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия. Идеи нового политического мышления воплощались в практику между¬народных отношений, способствовали их оздоровлению. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии: Индией, Японией, Южной Кореей. Сферой повышенного внимания советской внешней политики оставался европейский континент. Многочисленные-двусторонние встречи советских лидеров с руководителями европейских государств - Великобритании, ФРГ, Франции, Италии - создали благоприятные условия для решения стоящих задач. Советский Союз* выдвинул концепцию создания "общеевропейского дома", предполагая,? что ее реализация позволит преодолеть последствия конфронта-ционной политики на континенте, объединить усилия европейцев в решении экономических, социальных и политических проблем, существующих в Европе. 
В 1990 году состоялась общеевропейская встреча в верхах, на и порой была принята Хартия для новой Европы, документ, открывший новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европейских государств строить свои отношения на основе твердой приверженности демократии, базирующейся на принципах свободы и прав человека, процветании через экономическую свободу и социальную справедли¬вость, равной безопасности для всех стран. 
Подписание парижской Хартии было бы невозможно без радикального обновления советской внешней политики. Верность Советского Союза принципам нового политического мышления подтвердили события, развернувшиеся в странах Восточной Европы в г «39 году. Здесь на протяжении нескольких месяцев (октябрь - декабрь l')!39 г.) произошла смена всех руководящих политических структур, отразившая стремление народов данных стран к радикальному обновлению общественных отношений. Это был протест против ангоритарных режимов, против насилия бюрократии, против эконо¬мической неэффективности, стагнации, снижения уровня жизни. В Гюльшинстве восточноевропейских стран в результате указанных событий к власти пришли оппозиционные коммунистам силы, поставившие вопрос не только о смене власти, но и об изменении общественного строя. Итогом происходящих событий стало объединение I ермании, прекращение существования Совета Экономической Взаимопомощи, организации Варшавского договора. 
Коренное оздоровление международных отношений, переход к новому периоду в мировой истории - периоду длительного мира и более полной свободы - отвечали жизненным интересам нашей страны. Произошло сокращение армии и ее вооружения. Осуществлен вывод поиск из Чехословакии, Германии, Венгрии, Монголии. Наша страна не стала производить химическое оружие. Началось сокращение оборонного комплекса и перевод его потенциала на мирные нужды. 
Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами и впервые официально признанный отказ от идеи мировой революци, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику нашей страны. Рядом смелых инициатив наша страна взломала лед международной конфронтации и выступила лидером в процессе глобальных изменений международных отношений, а также окончания холодной войны.

 

Демократические революции  в восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.

Перестройка - очень громкий  период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства  КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам  в жизни страны и мира в целом. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в  экономике и межнациональной  сфере.

Ко всему этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в  процессе проведения самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, партий и движений, связывающих будущее  страны с организацией жизни на принципах  капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений  союзных и республиканских органов  государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка  привела к обострению кризиса  во всех сферах жизни общества и  к дальнейшему распаду СССР.

Перестройка в СССР и ее влияние на страны восточной Европы.

Восточно европейские революции - массовые народные выступления в 1989—1990 гг., в результате которых были свергнуты коммунистических режимы в странах Восточной Европы.  
Столкнувшись в конце 1980-х гг. с тяжелыми проблемами, СССР уже не мог поддерживать «братские» соцстраны. В то же время пример перестройки активизировал реформистов в Восточной Европе. Их влияние среди населения росло. М. С. Горбачев убеждал восточноевропейских коммунистов проводить реформы и тем сохранить популярность.  
 
Народы этих стран стремились «жить, как на Западе», где уровень жизни был значительно выше, чем в странах социалистического лагеря. Падение коммунистических режимов в Восточной Европе назревало давно и произошло быстро в виде цепной реакции.  
 
В феврале 1989 был взят курс на создание многопартийного общества со свободным рынком. Новые гражданские движения в 1989 вступили в переговоры с правящей партией за «круглым столом», на котором она согласилась на проведение свободных выборов. К этому времени Социалистическая партия уже ничем не отличались от социал-демократов.  
 
В 1990 президентом Болгарии стал диссидент Ж. Желев.  
17—24 ноября 1989 произошла «бархатная революция» в Чехословакии. В ответ на жестокий разгон студенческой демонстрации на улицы вышли миллионы чехов и словаков. В результате Коммунистический режим Якеша пал без сопротивления. Президентом страны стал писатель-диссидент В. Гавел, Федеральное собрание возглавил герой Пражской весны А. Дубчек. 
 
Демократические процессы в Венгрии вызвали в декабре 1989 волнения венгерского меньшинства в соседней Румынии, которые стали детонатором Румынской революции 1989. Н. Чаушеску, один из самых жестоких коммунистических лидеров Европы, решил подавить это движение силой.  
 
Пражская весна. 
 
С приходом к руководству Коммунистической партии Чехословакии Александра Дубчека Чехословакия начала демонстрировать всё большую независимость от СССР. 
 
Политические реформы Дубчека и его соратников, которые стремились создать «социализм с человеческим лицом», не представляли собой полного отхода от прежней политической линии, как это было в Венгрии в 1956 году, однако рассматривались руководителями СССР и ряда соцстран (ГДР, Польша, Болгария) как угроза партийно-административной системе Советского Союза и стран Восточной и Центральной Европы, а также целостности и безопасности «советского блока». 
 
Была существенно ослаблена цензура, повсеместно проходили свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Было заявлено о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить строгий контроль над деятельностью органов безопасности, облегчить возможность организации частных предприятий и снизить государственный контроль над производством. Кроме того, планировалась федерализация государства и расширение полномочий органов власти субъектов ЧССР — Чехии и Словакии. 
 
От обновления социализма к строительству капитализма. 
 
План Бальцеровича — также получивший название «шоковая терапия» — план быстрого перехода Польши от коммунистической экономики, основанной на государственной собственности и централизованном планировании, к капиталистической рыночной экономики.  
 
Предпосылки: 
1. После 45 лет коммунистического правления, экономика Польши была не готова для интеграции в мировой рынок. Темп инфляции был равен 639.6% и постоянно рос. 

2.Большинство государственных монополий и компаний во многом были неэффективными и полностью устаревшими с точки зрения использованных технологий. 

3.Несмотря на это, практически не было безработицы, заработная плата была низка, а экономика дефицита привела к отсутствию даже самых основных продуктов питания в магазинах. После провала коммунистического правительства на выборах 4 июня 1989, стало ясно, что предыдущий режим был более не легитимным. 

 

Латинская америка. Проблемы развития во 2-й половине 20 в.

Середина и вторая половина 20-х годов в Латинской Америке  характеризовались относительно стабильными темпами экономического развития. B 20-е годы произошло дальнейшее усиление позиций иностранного капитала в Латинской Америке. К концу 20-х годов США прочно доминировали в экономике стран Центральной Америки и опережали Великобританию по сумме капиталовложений в большинстве других стран, за исключением Аргентины, Бразилии и Уругвая, где сохранилось преобладание английского капитала. Политическая обстановка в латиноамериканских республиках в 20-е годы складывалась по-разному в зависимости от конкретной ситуации и расстановки классовых и политических сил. В некоторых из них продолжали действовать либерально-реформистские правительства (Аргентина, Уругвай), в других их сменили диктаторские режимы (Куба, Чили), в третьих власть удерживали консервативные круги, выражавшие интересы помещичье-буржуазной олигархии, с соблюдением конституционных форм (Бразилия, Колумбия) либо в форме диктатуры (Венесуэла).

 Экономическая  интеграция – это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. 
 
Проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Идея объединения двух Америк возникла у США ещё в 60-е годы ХХ в., но тогда она не получила поддержки Латинской Америки, стремившейся идти своим объединительным путём. В результате США длительное время предпочитали действовать там по формуле двухсторонних связей, считая её наиболее эффективной для себя. Постепенно отношение США к интеграции как фактору стабилизации их неспокойного тыла менялось, особенно в связи с перспективой создания ВАЗСТ (Всеамериканская зона свободной торговли).  
 
В 1990 г. президент США Дж. Буш выдвинул ряд инициатив для привлечения к сотрудничеству южных соседей. Первая встреча в верхах, где обсуждалась конкретная задача создания ВАЗСТ, состоялась при президенте Клинтоне в конце 1994 г. в Майями. На этом саммите 34 страны Северной и Южной Америки (кроме Кубы) решили посредством постепенной ликвидации торговых барьеров обосновать неизбежность формирования полупланетарной финансово-экономической зоны с населением свыше 800 млн. человек и ВВП более 12 трлн. долл. к 2005 г. Рассчитанный на 10 лет интеграционный путь был непростым.

 

Международные отношения во второй половине 20 века.

После второй мировой войны  важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения  необходимо было согласовать позиции  всех стран - участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена  на Совет министров иностранных  дел, учрежденный на Потсдамской  конференции. В июле - октябре 1946 г. проходила  Парижская мирная конференция, которая  рассмотрела подготовленные СМИД проекты  мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией.10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы  с некоторыми изменениями. Определялся  также объем репараций, порядок  возмещения ущерба, причиненного союзным  государствам. Политические статьи обязывали  обеспечить всем гражданам права  человека и основные свободы, не допускать  возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом  мирные договоры были справедливыми  и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они  заключались. Тем не менее, выявившиеся  разногласия сделали невозможным  мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. Ив1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные  доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно  относился к капитализму. Воздействие  сторон на международные отношения  и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы.

Резко менялась геополитическая  ситуация. Революция 40-х годов в  Восточной Европе, заключение Советским  Союзом с государствами этого  региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую  систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками  государств, развитие которых протекало  в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми  чертами.

Обострение отношений  и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи  с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых  стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция  в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все  это укрепило недоверие двух сверхдержав  друг к другу, обострило все имеющиеся  противоречия.

Информация о работе Общая характеристика и периодизация новейшей истории