Общая характеристика и периодизация новейшей истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Приступая к изучению литературного процесса XVII столетия, мы знакомимся с особым историко-культурным феноменом, который принято называть Новым временем, в отличие от предшествующих больших историко-культурных этапов - античности и средневековья. Таким образом, грань между эпохой Возрождения и XVII веком как бы двойная: это и новый период в масштабе «малой периодизации» литературных эпох и глобальный культурный сдвиг по шкале «большой периодизации», переход от средневековой цивилизации, в рамках которой оставалась культура Ренессанса, к цивилизации нового типа.

Содержание работы

Послевоенное мирное урегулирование в Европе.
Страны “третьего мира”.
Крупнейшие страны мира. США.
Крупнейшие страны мира. Германия.
Развитие стран Восточной Европы во 2-ой половине 20 в.
Формирование консервативной модели социализма.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Япония.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Китай.
Социально – экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине 20 века. Индия.
Советская концепция нового политического мышления.
Демократические революции в восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.
Латинская америка. Проблемы развития во 2-й половине 20 в.
Международные отношения во второй половине 20 века.
Научно – техническая революция.
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.
Международные отношения в области национальной региональной и глобальной безопасности.

Файлы: 1 файл

История-Философия.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

Возникло глобальное соперничество  СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение "холодной войны", длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период "холодной войной". Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества - "кто не с нами, тот против нас". Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.

Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в  политике и мышлении. Все в мировой  политике стали оценивать с точки  зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших "план Маршалла", подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.

 

 

Научно  – техническая революция.

 

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно-техническая революция  в узком смысле — коренная перестройка  технических основ материального  производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих  глубинные изменения в экономической  и социальной структурах передовых  стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

1. Аграрная при переходе к земледелию;

2. Индустриальная во время промышленной революции;

3. Информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три  технологических революции:

1. изобретение паровой машины в XVIII веке

2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно  тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное  производство, повысившее производительность труда и подготовившееобщество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории  человечества[источник не указан 171 день]:

1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;

2. изобретение письменности;

3. изобретение книгопечатания;

4. изобретение телеграфа и телефона;

5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Черты НТР:

• Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности

• Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление

• Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства

• Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

• Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования

• Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная

• Производство:

• электронизация

• комплексная автоматизация

• перестройка энергетического хозяйства

• производство новых материалов

• ускоренное развитие биотехнологии

• космизация

• Управление: информатизация и кибернетический подход

Современная эпоха НТР  наступила в 40-50-е годы. Именно тогда  зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация  производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и  применение новых конструкционных  материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной  науки и техники характерно комплексное  сочетание их, революционных и  эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — началеXXI вв.

 

 

Духовная жизнь в  советском и российском обществах.

Характер перемен  в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения  большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить  процессы и явления, происходившие  в мире.

 

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих  традиционных и заимствованием  западных духовных ценностей.  Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство  населения все же верило официальной  пропаганде и идее построения  коммунизма, то потом эта вера  сменилась ожиданием построения  обещанного новыми властями "народного  капитализма". По мере неудач  в экономической политике и  нарастания проблем в межнациональных  отношениях настроения стали  вновь меняться: постепенно возвращался  интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям,  старым фильмам, песням, народным  традициям.

Одной из главных  черт духовной жизни общества в 90-е  гг. стал идейный плюрализм. Были сняты  запреты и ограничения на все  идейные учения (кроме тех, что  призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни  общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек  сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное  материальное положение людей становятся почвой для духовного растления  и роста преступности.

Влияние религии  и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии  вызвал бурный всплеск религиозных  настроений в обществе. По данным социологических  исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный  авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в  попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В  дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал  поездку по Северной Америке и  вернулся в Москву, где попытался  примирить враждующие стороны. Церковь  выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя  своим авторитетом объединению  общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство  храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом  стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и  большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

 

Вместе с тем  распад СССР повлек за собой тяжелые  последствия и для церкви. На Украине  митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный  раскол среди верующих. Приходы Русской  Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация  политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых  разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Культура в новых  условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды  учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного  уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического  реализма оказался забыт. Многие деятели  культуры устремились к утверждению  непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны  лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в  эти годы получили международное  признание, были созданы именно в  традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей. Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось.

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры  Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

В Москве была открыта  постоянно действующая картинная  галерея работ А. М. Шилова. С успехом  проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у  зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском  музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

 

Завершилась реставрация  Третьяковской галереи, реконструкция  цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная  часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в  сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани  выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту  за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством  с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну  потоком низкопробных поделок.  Это не могло не привести  к размыванию многих черт традиционной  для россиян морали.

Система образования. В сложном положении оказалась  система образования, которая, начиная  с 1984 г. находится в состоянии  непрерывного реформирования. Закон  об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для  большинства учащихся обучение заканчивалось  девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку  оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов  реформы образования стал отход  учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты  новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве  случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить  многоуровневую подготовку по западному  образцу. Но качество образования при  этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась  без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой  в развитии образовательной системы  стало финансирование. Из года в  год его объемы сокращались, что  вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере  образования, которых она добивалась десятки лет.

 

Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого  как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических  и политических отношений, в мировой  рынок и тесное переплетение их экономик на основе транс национализации и  регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой  рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Информация о работе Общая характеристика и периодизация новейшей истории