Организация делопроизводства в Великом Литовском княжестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Изучение государственных организаций является составной частью исследования государственности, социально-политической и экономической истории страны. В Великом княжестве Литовском канцелярия была создана при Витовте (1392-1430). С возникновением канцелярии при великом князе создается архив. С конца XV в. появляются копийные книги, составившие Литовскую Метрику — основу государственного архива ВКЛ. В копийные книги вносилась основная масса документов, изготавливавшихся в великокняжеской канцелярии – таким образом осуществлялось страхование документов на случай утери и при выдаче их частным лицам, и создавался архивный фонд.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Создание и деятельность канцелярии Великого княжества Литовского 7
Глава 2. Виды документирования 12
Глава 3. Архив великокняжеской канцелярии (Литовская Метрика) 20
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

В государственной канцелярии работали также писари арабские и  татарские, которые принимали участие  в дипломатических сношениях  с мусульманскими странами, в первую очередь, Крымским ханством и Турцией (писари лично отправлялись с дипломатическими поручениями и документами). Когда писари татарские выступали в качестве устных переводчиков, их называли ”толмачами“.

При господаре, где бы он ни находился, всегда был писарь, или секретарь, т.е. тот же писарь, но умевший писать по-латыни и по-польски, который и писал документ по приказу господаря, или по приказу канцлера, или кого-либо из других панов радных, уполномоченных на то господарем, а иногда даже и всех панов, находившихся при совершении акта. Секретарям поручались наиболее сложные и ответственные дела: они выполняли обязанности мерников, ревизоров, поборцев, посылались комисарами на границы Великого княжества и т.д.

Отдельная группа секретарей документировала заседания Рады. Они же исполняли функции метрикантов, занимались формированием канцелярских книг, следили за их состоянием, готовили выписки из них и т.д. (т.е. выполняли функции регентов, однако в текущем каждодневном делопроизводстве они почти не принимали участия и никогда не занимали должность писаря великого).

При канцелярии было большое  количество дворян, которые были исполнителями  низшей категории. В обязанности дворян входило исполнение разных поручений господаря и панов-рады, прежде всего, доставка документов из центра на места. Дворяне посылались на места для расследования преступлений, доставляли судебные повестки в господарский суд, исполняли роль господарских послов на поветовых сеймиках.

Дьяки готовили все письменные акты, выходившие от господаря и  панов-рады, вписывали их копии в особые книги, а подлинники выдавали по принадлежности; принимали все письменные документы, поступавшие к господарю и панам радным, и вписывали их копии в книги. Дьяки также исполняли самые разные поручения господаря и панов-рады: ездили с посольствами, доставляли господарские листы в поветы, исполняя роль гонцов.

Таким же вспомогательным, технически-исполнительным учреждением был в рассматриваемое время и скарб Великого княжества Литовского с подскарбием земским во главе и его помощниками ─ скарбными.

Скарб в рассматриваемое время  был соединен самыми тесными узами  с государственной канцелярией Великого княжества: это были как бы два отделения одного и того же учреждения, состоявшего при господаре и его Раде. Скарб был хранилищем разных ценностей, которые поступали в распоряжение господаря и его рады. Но письменное делопроизводство по приходу и расходу государственных сумм велось писарями великокняжеской канцелярии, к числу которых с 1509 г. принадлежал обыкновенно и подскарбий земский. Ведение документации по делам скарба (реестры приходов и расходов денежных сумм и др.), прием отчетов лиц, которые представляли доходы в скарб, было возложено на писарей скарбовых. Они также выполняли функции ревизоров и сборщиков налогов. В компетенцию писаря польного (официально должность была введена в 1562 году) входило ведение военной документации. На него были возложены функции военного казначея (он выдавал жалованье), вел соответствующие реестры, принимал и сохранял расписки в получении денег.

За главным же начальником канцелярии ─ канцлером ─ признавалась обязанность ”доходов господарских и земских стеречи“.17 Для государственной же канцелярии скарб был архивом, где хранились ее документы и книги,  
а также земские привилеи великого княжества.

Скарб был также хранилищем ”клейнот и оздоб“ великого княжества, т.е. великокняжеских регалий, ─ шапки Гедимина, ”ласки“, или скипетра, меча и хоругви земской.18

Изготовленный документ скреплялся приложением печати или  большой, ”маестатной“, находившейся у канцлера, или ”сыкгнетной“,19 находившейся всегда при господаре, и подписью писаря, изредка канцлера.

Грамоты, посылавшиеся в  другие государства, скреплялись подписью руки господарской; Сигизмунд стал подписывать и другие документы. После подписи писарь вписывал копию документа в находившуюся при нем книгу или же поручал это сделать своему дьяку. Если при нем не было книги, он пересылал все изготовленные документы вместе с реестром в канцелярию, где они и вписывались в книги. Подлинные документы сдавались писарями в государственную канцелярию, откуда они уже и выдавались на руки просителям, причем с них взыскивались канцелярские пошлины.

В связи с расширением  делопроизводства в великокняжеской  канцелярии и необходимостью постоянного нахождения хранителя печати при дворе государя для утверждения документов, в 1566 г. была введена должность подканцлера (вице-канцлера) – заместителя канцлера, хранителя малой государственной печати, который должен был сопровождать великого князя (короля) во время его отъездов из столицы.

Канцлер и подканцлер принимали участие в подготовке проектов законодательных актов и их окончательном редактировании. Это, а также право канцлера и подканцлера на отказ в подписании и утверждении печатью официальных документов, если они противоречили действующим законам, обеспечили этим служащим весомое положение и влияние в центральном аппарате управления ВКЛ.

С введением должности  подканцлера (вице-канцлера) канцелярия была разделена на ”Большую” (лат. cancellaria major) и ”Малую” (лат. cancellaria minor).20 Косвенным подтверждением раздела канцелярии на две части является реестр книг 1623 г., составленный Львом Сапегой при передаче канцлерства своему преемнику Альбрехту Станиславу Радзивиллу. В нем записаны книги, которые потом отнесли к книгам главной канцелярии.

Делопроизводственная  практика, состав служащих и документация в обеих канцеляриях были идентичны.

Значительный  объем деятельности канцелярии занимали обязанности по ведению судоводства и документированию судебных отношений. В канцелярию поступали жалобы на противоправные действия, передавались на рассмотрение судебные дела, через нее велась переписка с пререкающимися сторонами. В случае, когда одна из сторон не могла появиться в суде в назначенное время, представитель этой стороны должен  был предупредить об этом суд через канцелярию. По поручению господаря служащие канцелярии принимали участие в судебных заседаниях, канцлер и подканцлер – в качестве судей, писари и секретари – судебных заседателей. Писари могли включаться в состав комиссий, которые проводили расследования судебных дел на местах и докладывали об их результатах господарю.

Из приведенных подробностей обнаруживается, что государственная  канцелярия Великого княжества Литовского с канцлером во главе, со всем ее штатом секретарей, писарей русских, латинских, татарских или арабских и дьяков не была каким-либо особым органом центрального управления, а состояла при господаре и раде как вспомогательное, технически-исполнительное учреждение. Эта канцелярия была только канцеляриею и не чем иным, не походила, например, на разряд, посольский и поместный приказы Московского государства, которые, будучи отделениями канцелярии при государе и Думе, вместе с тем имели и самостоятельную распорядительную и судебную власть по известным делам и над известным родом людей.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ

 

 

При изучении источников по истории Беларуси XVI в. наиболее актуальными и сложными являются вопросы классификации документов и определения их разновидностей.

Все нормативные документы, исходя из их функционального назначения, можно разделить на законодательные и организационно-распорядительные. Дополнив критерий функционального назначения документов анализом их формы и содержания, А.Рыбаков предлагает разделить законодательные акты на следующие группы:

1. Земские привилеи.

2. Областные привилеи и привилеи на Магдебургское право, привилеи территориям и населенным пунктам на прочие права и льготы.

3. Статуты ВКЛ и поправки к ним.

4. Сеймовые законы (ухвалы, конституции, рецессы, универсалы, уставы).

5. Господарские уставы, вырабатывавшиеся на совещаниях господаря и панов-рады.

Организационно-распорядительные документы А.Рыбаковым предлагается разделить на две группы:

  1. Земские, областные и волостные уставы.
  2. Науки (инструкции) государственным служащим, послам и другим официальным лицам.22

Большинство документов, создававшихся в ВКЛ, имело общее  название ”лист“, использовавшееся для обозначения практически всех видов документов: законодательных и частноправовых актов, распорядительных документов, направлявшихся из великокняжеской канцелярии в местные органы управления, судебных документов, всевозможных выписок и др.

Наибольшее значение имели законодательные акты. Длительное время документирование законодательства осуществлялось в форме великокняжеских привилеев (грамот), которые являлись основным видом документов XV –XVI вв. Привилеи готовились в государственной канцелярии, после чего редактировались великим князем, переписывались и утверждались приложением государственной печати, а позднее и подписи великого князя. Привилеями великокняжеская власть оформляла земельные пожалования, пожалования должностей, шляхетского звания, освобождение от повинностей, предоставление особых прав и т.д.

Законодательное регулирование  жизни городов также оформлялось привилеями, среди которых наиболее важными являлись привилеи на Магдебургское право, выдававшиеся городам верховной властью или владельцем города. Основное содержание этих документов: освобождение города от действия ряда общих законов, от суда и управления великокняжеской администрации, предоставление права самоуправления по административным и судебным делам.

Первыми законодательными актами на Магдебургское право были великокняжеские привилеи жителям Вильно (1387 г.) и Берестья (1390 г). На протяжении ХV – ХVI вв. привилеи на Магдебургское право были выданы всем крупным городам Беларуси.

Среди привилеев XV – первой половины XVI вв., имевших значение законов, наиболее важными были земские (общегосударственные) привилеи (первый из них был издан в 1447 г. великим князем Казимиром. Этот привилей характеризуется охватом более широких слоев населения ВКЛ: он касается не только шляхты, но и в некоторых случаях горожан, определяет статус и некоторые повинности частновладельческих крестьян. Кроме того, в привилее 1447 г. впервые затронуты вопросы государственного устройства ВКЛ). С течением времени в привилеях все большее отражение стали получать нормы государственного устройства ВКЛ. Начиная с 1492 г. сложилась традиция, при которой избрание господаря сопровождалось изданием привилея, в котором он обещал сохранять порядок, существовавший при его предшественниках, и провозглашал новые вольности и привилегии шляхте. Привилей 1492 года юридически закрепил права Рады, ограничив полномочия господаря.

Для всех земских привилеев характерно общепринятое вступление. Обязательным атрибутом текста являлось полное перечисление господарского титула и указание на божественное происхождение великокняжеской власти: ”Божью милостью король польский, великий князь литовский, руский, пруский, жомойтский...“ и т.д.23 Исключение составил привилей 1506 г., содержание которого отличалось от других. В нем сохранялась формула ”божьей милостью“, но одновременно подчеркивалось, что избрание великого князя произошло с согласия и по желанию духовных и светских феодалов, а также других подданных и жителей ВКЛ.

На первом этапе (1387 – 1551) развитие земских привилеев шло двумя путями: соединение и систематизация всего юридического материала, накопленного в предыдущих привилеях (наиболее яркие образцы - привилеи 1447 и 1529 гг.); подтверждение всех прежних документов в их полных текстах (большие подтвердительные привелеи 1506 и 1551 гг.). Всего за этот период известно 12 земских привилеев24, все они в оригинале написаны по-латыни.

На втором этапе развития земских привилеев (60-е годы XVI в.) их структура и содержание претерпели существенные изменения. Привилеи 1563, 1564, 1565, 1568 гг. написаны на белорусском (”руском“) языке и касаются исключительно вновь вводимых законодательных норм, оставляют в стороне весь юридический материал предыдущих документов. Городенский привилей 1568 г. стал последним из земских привилеев.25

Кроме земских привилеев, от имени великого князя издавались привилеи областям (землям) и городам, в которых отражался их особый статус и права и которые во многих случаях имели значение законов. Основное значение областных привилеев – определение общих норм гражданского, процессуального, криминального права, закреплявших давние традиции и устои той или иной территории. Появление областных привилеев связано с особенностями образования ВКЛ, когда отдельные земли-княжества входили в его состав на добровольных началах и сохраняли многие местные обычаи и порядки.

Первые областные привилеи были даны Полоцкой и Витебской землям в промежуток времени от 1392 до 1399 гг. (в отличие от земских привилеев областные привилеи написаны по-русски).

Среди других областных привилеев известны следующие: Витебской земле (1503, 1509, 1561), Полоцкой земле (1511, 1547, 1580, 1634), Смоленской земле (1505), Жмудской земле (1492, 1574) и др.26

Характерной особенностью этих законодательных актов явилось  то, что более поздние привилеи выступали в роли подтверждений  выданных ранее документов. В них  обязательно дословно переписывались древние тексты первых областных привилеев и указывалось на обязательство центральной власти не нарушать ”старины“, даже в тех случаях, когда их содержание уже во многом противоречило действовавшему законодательству.

Благодаря подтверждающим привилеям более позднего времени  можно судить о содержании первых грамот Витебской и Полоцкой землям.

Фактически после издания  в 1529 г. первого Статута ВКЛ развитие областных привилеев прекратилось. После 1547 г. издание областных привилеев  наблюдается только в двух землях - Полоцкой и Жмудской.27

Значение законов имели и некоторые привилеи, выданные национальным и вероисповедальным группам населения, например ”татарам литовским“.28 Эти привилеи определяли права и положение соответствующей категории населения.

В дальнейшем документирование законодательства шло в форме статутов и сеймовых постановлений.

Наиболее распространенное название сеймовых постановлений с XVI в. – ”ухвалы“ (”уфалы“), иногда ”универсалы“. Термин ”ухвала“ в широком смысле применялся для обозначения любого решения, принятого на сейме (реестр (”попис“) войска ВКЛ 1528 г., представленный сейму, получил такое название).29

В узком смысле термин ”ухвала“ обозначал отдельный сеймовый документ по тому или иному вопросу (ухвала об обороне земской Берестейского  сейма 1566 г.) или общие материалы  сейма (”просьбы“ шляхты и ”отказы“ господаря).30 В первом случае термин ”ухвала“ отражает юридический аспект состоявшегося решения (принято и одобрено на сейме), во втором — форму документирования (ухвала — отдельный сеймовый документ по определенному вопросу или общие материалы сейма).

Информация о работе Организация делопроизводства в Великом Литовском княжестве