Организация делопроизводства в Великом Литовском княжестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Изучение государственных организаций является составной частью исследования государственности, социально-политической и экономической истории страны. В Великом княжестве Литовском канцелярия была создана при Витовте (1392-1430). С возникновением канцелярии при великом князе создается архив. С конца XV в. появляются копийные книги, составившие Литовскую Метрику — основу государственного архива ВКЛ. В копийные книги вносилась основная масса документов, изготавливавшихся в великокняжеской канцелярии – таким образом осуществлялось страхование документов на случай утери и при выдаче их частным лицам, и создавался архивный фонд.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Создание и деятельность канцелярии Великого княжества Литовского 7
Глава 2. Виды документирования 12
Глава 3. Архив великокняжеской канцелярии (Литовская Метрика) 20
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

С середины XVI в. встречается название ”конституция“, которое становится господствующим в ХVII-ХVIII вв. при обозначении сеймовых документов. Термин ”конституция“ во второй половине XVI в. воспринимался как синоним ухвалы, так как в некоторых случаях применялся для обозначения решений тех сеймов, на которых термин ”конституция“ еще не употреблялся. Вместе с тем конституция имела отличие от ухвалы, так как не все принятые на сейме и даже утвержденные господарем решения включались в конституцию.

Постановления сеймов подразделялись на вечные и временные, а также  на общие и для определенных сословий. Подготовкой законопроектов занималась канцелярия и специально созданные комиссии, учитывая просьбы и пожелания, высказанные послами сейма, представителями населения городов. Окончательно редактировал проект постановления сейма великий князь (король), после чего происходило утверждение постановления, выражавшееся в его подписании и приложении печати.

С 1569 г. сеймовые постановления  подразделялись на три группы: 1) относились ко всей Речи Посполитой; 2) имели силу только для Польши; 3) имели силу только для ВКЛ.31

Постановление считалось  действующим в ВКЛ только тогда, когда об этом в нем имелась  специальная оговорка и когда  оно объявлялось на поветовых сеймиках и заносилось в специальные актовые книги, ведшиеся в каждом повете.

Документирование сеймовых постановлений осуществлялось также  в форме ”рецессов“. Впервые  рецесс как вид документа, содержащий ”ухваленные“ на сейме решения, появляется в 1567 г. для обозначения материалов Городенского сейма: ”Рецесъ сойму Городенъского въ року 1567“.32 По мнению А.Рыбакова, рецесс следует рассматривать как сеймовый документ, которым оформлялось принятое на сейме решение (ухвала в широком смысле), но отличающийся от ухвалы как разновидность сеймового документа. В то же время, хотя рецесс и отражал принятое на сейме решение, однако по юридической силе уступал конституции. На Люблинском сейме 1569 г. послы ВКЛ просили господаря изложить высказанное им в форме привилея или рецесса (рецессу в этом случае придавалось высокое значение).

Решения сейма доводились до сведения поветовой шляхты либо в форме выписов из ухвалы, либо специальными листами (универсалами), за отдельными из которых постепенно закрепилось значение сеймовых законодательных документов.

Выписы включали в  себя не все решения, принятые на сейме, а лишь отдельные статьи, в которых, в первую очередь, была заинтересована шляхта (на Виленском сейме 1551 г. даны выписы ухваленной на сейме уставы о порядке свидетельствования частноправовых актов).

Иногда постановления  сеймов рассылались по областям в  виде специальных листов (военных, серебщинных  и др.). Этим путем решения сейма  могли доводиться до сведения шляхты немедленно (листы серебщинные с  ухвалами о сборе налогов на военные нужды), или по мере необходимости (военные листы с предписаниями о мобилизации и военном выступлении при возникновении опасности: такие листы получили название ”универсалов“ во второй половине XVI в.). Эти документы названы универсалами, потому что они содержали информацию, адресованную всему населению ВКЛ, и рассылались во все воеводства и поветы, т.е. имели универсальный характер.

Универсалы, содержащие решения, принятые сеймами, выступали  как форма документирования сеймовых ухвал в широком смысле этого слова. Поборовые универсалы в XVI в. являлись наиболее распространенной разновидностью сеймовых универсалов. В них отражались решения о сборе налогов, определялись их размеры и сроки уплаты. Если первоначально универсалы являлись лишь листами, посредством которых сеймовые решения доводились на места, то со временем, в силу значительного распространения этого вида документов, под универсалом стали понимать закон, принятый на сейме (это изменение нашло отражение в собрании законов Речи Посполитой).

Вместе с тем термин ”универсал“ в XVI в. применялся для обозначения документов, не имевших прямого отношения к сеймовым постановлениям. Универсалы могли издаваться по вопросам текущего управления государством, главным образом от имени господаря. В них содержались предписания о готовности к военному выступлению (военные листы), ими оповещалась шляхта о месте и времени проведения вального сейма и назначались поветовые сеймики (сеймовые листы). Такие универсалы могли издаваться не только господарем, но и панами-радой. Универсалами созывали сеймы для избрания господаря, выражали протесты Польше по этому вопросу.

Значение закона имели  не все универсалы, а лишь те из них, в которых документально закреплялись принятые сеймом решения, в отличие  от универсалов текущего распорядительного характера.

Земские привилеи, статуты, сеймовые постановления явились  основными законодательными актами ВКЛ, однако документирование законодательной деятельности не ограничивалось только этими видами документов.

В ВКЛ составлялось и издавалось большое количество листов, затрагивавших самые разные стороны государственного управления и частной жизни.

Распространенным видом  документов в XVI в. были ”уставы“ (в начале века они назывались также ”вставами“), которые во многих случаях имели значение закона.

В целом все уставы XVI в. А.В.Рыбаков предлагает разделить на две группы: уставы в значении законов и уставы, имевшие значение организационно-распорядительных документов (инструкций) по управлению отдельными территориями.

Уставы, имевшие значение законов, могли приниматься как на сеймах, так и на заседаниях господаря и панов-рады.

Наиболее известными сеймовыми уставами начала XVI в. являются: Устава о народной переписи и военной службе (принята на Виленском сейме 1507 г.), Устава о пределах власти и правах гетманских (принята на Менском сейме 1507 г.), Устава о праве наследования имениями (принята Берестейским сеймом не позднее 1514 г.) и др. Среди решений Виленского сейма 1547 г. принята Устава об установлении точной торговой меры для зерна.33

Часто устава входила  составной частью в сеймовую ухвалу (например, Устава о порядке свидетельствования частноправовых актов, принятая Виленским  сеймом в 1551 г.), также  как и ухвала в широком значении этого слова, являлась свидетельством принятого решения.

К нормативно-распорядительным документам относятся господарские уставы, содержавшие правительственные решения и инструкции по вопросам управления господарскими имениями, корчмами и другими доходными ”местами“. Уставы вырабатывались на совещаниях великого князя и панов-рады, а в случае отсутствия господаря в столице, выдавались без его участия радными панами. Уставы могли иметь:

земский характер (касались всего Великого княжества: ”Устава  на волоки“ от 1 апреля 1557 г. вводила  разделение земли на волоки, определяла обязанности и повинности тяглого населения, размеры податей, обязанности местного ”урада“, порядок эксплуатации господарских угодий и др. Фактически эта устава выполняла функции инструкции по управлению государственными державами; ”Устава на подводы“ от 20 мая 1558 г. (определяла обязанности населения по предоставлению подвод для государственных нужд и размеры налогов на эти нужды); ”Устава лесничим в ВКЛ“ от 27 февраля 1567 г. и др.);

областной характер (касались управления отдельными землями ВКЛ: ”Устава дворовъ нашихъ у Великомъ князъстве Литовскомъ, тако в Виленскомъ, яко и Троцком поветехъ, яко ся державны и врядники справовати мають“ 1529 г.34 Устава обязывала урядников вести точную отчетность по приходу и расходу господарских доходов, предъявлять ее писарям, которые с целью контроля объезжали два раза в год господарские дворы и державы; ”Устава земли Жомоитское“ (8 января 1529 г.) определяла задачи управления территорией, налоги и обязанности населения, размеры вознаграждений тиунам и державцам за службу, порядок судопроизводства);

волостной характер (направлялись конкретным представителям государственной  администрации на местах).

Название ”устав“ в некоторых случаях имели и местные законы, принимавшиеся в отдельных землях.

В канцелярии ВКЛ от имени  господаря составлялось и выдавалось также значительное количество документов текущего делопроизводственного характера, в том числе листы-распоряжения местной администрации, квитанции на выдачу ”отправ“ (т.е. денежных и материальных средств), ”листы заставные“ (документы о передаче господарских доходных мест в залог), листы арендные, ”листы выволаные“ (документы, на основании которых определенное лицо лишалось всех гражданских прав и подлежало изгнанию из страны), ”листы железные“ (документы, устанавливавшие обязательность отсрочки платежа или возврата кредита), ”листы заручные“ (документы, выдававшиеся жителям ВКЛ для обеспечения их личной безопасности) и многие другие.35 В господарской канцелярии выдавалось большое количество разрешительных (до середины XVI в.) и утверждающих (конфирмационных) листов на совершение актов, касавшихся имущественных отношений, прав собственности, а также судебных документов (мандаты, выроки, декреты и пр.). Выдача отдельным лицам подтверждающих листов на более ранние пожалования была широко распространена, при этом в них указывалось содержание первых оригинальных привилеев.

Всякий лист составлялся  писарем или секретарем, который  всегда находился при господаре. Поводом к составлению документа мог служить личный приказ господаря или канцлера. Иногда документ составлялся по приказу кого-либо из радных панов, уполномоченных на это господарем, а то и всех панов радных, находившихся при совершении акта. Издание приказания о составлении документа называлось ”справой“, ”правлением“.

Документация органов  ВКЛ включала также ответы господаря  на петиции, подававшиеся ему ”станами“, т.е. сословиями, на сеймах; грамоты  к соседним государям и правительствам; ”мандаты“, т.е. судебные повестки о  явке на первый и окончательный срок на суде господаря и панов-рады; листы ”закривальные“, освобождающие от подсудности всем судьям, кроме господаря, и т.д.36

Основной вид дипломатических  документов ВКЛ в XVI – XVIII вв.: договорные грамоты с иностранными государствами. Обязательными реквизитами договорных грамот были господарская подпись и печать. Печать обычно к договорным грамотам привешивалась, что свидетельствовало о придании большого значения документу. В большинстве договорных грамот применялась датировка ”от рождества Христова“, но в сношениях с восточными соседями длительное время применялась датировка ”от сотворения мира“.

Взаимные отношения  государств фиксировались кроме  договорных грамот в листах ”докончальных“, или ”перемирных“, ”присяжных“, ”отказных“, ”утверженьях“ (ратификационных грамотах) и др. Документация послов включала в себя ”науки“ (инструкции) послам и гонцам, отправлявшимся за границу, ”верющие“, ”глейтовные“ и ”опасные“ (охранные) листы, выдававшиеся иностранным послам, а также ответы послам. 37

Все дипломатические документы изготавливались в государственной канцелярии под руководством канцлера. Так как грамоты к соседним государям посылались за подписью господарской руки, то господарь, в том случае, если в момент составления грамоты находился за пределами ВКЛ, пересылал канцлеру ”мамрам“, т.е. бланк со своей подписью для вписания в него текста грамоты.38

В XVII-XVIII вв. на формы дипломатической документации оказали влияние нормы международного права. В документировании отношений с иностранными государствами появляются такие виды документов, как конвенции (соглашения по отдельным вопросам), протоколы (различные приложения к договорам), ноты и меморандумы (документация дипломатических представителей) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АРХИВ  ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

(Литовская Метрика)

 

 

В Великом княжестве Литовском  в XV—XVIII вв. важнейшим являлся архив господарской (великокняжеской) канцелярии, традиционно именуемый ”Литовской метрикой” или Метрикой Великого княжества Литовского.

Литовская Метрика – историческое название архивных рукописных книг великокняжеской канцелярии ВКЛ  ХV—ХVIII вв. ”Литовская Метрика“ это и название  архивного фонда № 389, который находится в Центральном государственном архиве древних актов СССР (ЦГАДА) в г. Москве. Часть этих архивных материалов, которые непосредственно связаны с деятельностью канцелярии ВКЛ, теперь хранится в архивном фонде ”Так называемая Литовская Метрика“ (Zbior ”Tak zwana Metryka Litewska“) Главного архива старинных актов Archiwym Glowne Akt Dawnych – AGAD в Варшаве.39

Книги Метрики в первой половине XVI в. были известны под названиями ”книги господарскии (его милости), ”книги его кролевскои милости“, ”книги его милости“, ”книги господарскии канцелереискии“, ”книги господарскии его милости канцелереискии“, ”книги его кролевскои милости канцелереискии“, ”книги судовые“. Эти названия и являются первыми историческими названиями книг Метрики.40

Не только копии исходящих  документов, но и копии всех входящих документов вписывались в книги государственной канцелярии, из которых и составлялась так называемая Метрика Великого княжества Литовского, т.е. государственный архив. В книги Метрики вносились в копиях: грамоты, полученные от соседних государей; отписки воевод и старост по внешним делам; инвентари, или описи господарских дворов и замков, составленные на месте по поручению господаря или панов-рады; все заявления, которые делали господарю или панам-раде частные лица согласно закону о продаже своих имений, о дарении, о завещании, о дележе и других имущественных сделках, которые через это приобретали юридическую силу.

Информация о работе Организация делопроизводства в Великом Литовском княжестве