Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:51, лекция
В позднее Средневековье после взятия Константинополя войсками султана Мехмеда II Завоевателя (1453 г.) Османское государство стало формироваться в мировую державу. Византийская империя пала. Император был убит, Мехмед II переименовал Константинополь в Стамбул и перенес в него свою резиденцию. Взятие Константинополя значительно увеличило могущество Османского государства и обрекло на поражение и потерю независимости другие балканские народы. Вначале были ликвидированы все остатки византийских владений. Затем наступила очередь Сербии (1459), Морей (1460) и Боснии (1464). К концу 1470-х годов была покорена Албания, а затем началось подчинение княжеств Молдавии и Валахии, уже за пределами Балкан.
1. Превращение Османской империи в мировую державу. Общественный строй.
2 Государственно – административная система. Армия.
3. Внешняя политика Османской империи в XVII – XVIII вв.
А) Войны Турции с европейскими странами и Ираном в XVII – XVIII вв.
Б) Русско – турецкие войны XVII – XVIII вв.
В) Борьба балканских народов за независимость. Зарождение «Восточного вопроса».
Тема 11. Османская империя в XVI – XVIII вв. 2 часа
1.
Превращение Османской империи
в мировую державу.
2
Государственно –
3.
Внешняя политика Османской
А) Войны Турции с европейскими странами и Ираном в XVII – XVIII вв.
Б) Русско – турецкие войны XVII – XVIII вв.
В) Борьба балканских народов за независимость. Зарождение «Восточного вопроса».
1.
Превращение Османской империи
в мировую державу.
В позднее Средневековье после взятия Константинополя войсками султана Мехмеда II Завоевателя (1453 г.) Османское государство стало формироваться в мировую державу. Византийская империя пала. Император был убит, Мехмед II переименовал Константинополь в Стамбул и перенес в него свою резиденцию. Взятие Константинополя значительно увеличило могущество Османского государства и обрекло на поражение и потерю независимости другие балканские народы. Вначале были ликвидированы все остатки византийских владений. Затем наступила очередь Сербии (1459), Морей (1460) и Боснии (1464). К концу 1470-х годов была покорена Албания, а затем началось подчинение княжеств Молдавии и Валахии, уже за пределами Балкан.
Окончательно утвердившись на Балканах, Мехмед II приступил к новым завоеваниям в Малой Азии и вытеснению генуэзцев и венецианцев из Черного моря. Прежде всего, турки захватили Трапезунд, а затем, разгромив Караман и его союзников (1473 г.), включили в состав Османского государства всю Малую Азию.
В то же время турки развернули военные действия против Венеции и Генуи, владевших в то время бассейном Черного моря и в восточной частью Средиземноморья. После упорной борьбы на суше и на море в 1460—1470-х годах Венецианская республика не смогла удержать за собой острова Архипелага в Эгейском море, удержав за собой лишь о. Крит и Ионические
острова. Генуя также потерпела ряд поражений, отдав туркам острова Хиос и Лесбос. Однако самой крупной победой османов было завоевание колоний Генуи в Крыму (1475 г.). С этого времени Крымское ханство (осколок когда-то могущественной Золотой Орды) стало вассалом Османской империи.
В начале нового времени (первой половине XVI в.) османское могущество достигло своего апогея. В какой-то степени этому способствовала благоприятная для османов международная обстановка. В Германии не прекращались междоусобные войны, в Венгрии вспыхнуло крестьянское восстание (1514 г.). Эти обстоятельства на годы обеспечили тыл османской армии на Западе, и позволили султану Селиму I Грозному (правил в 1512—1520 гг.) разгромить своих восточных соперников. Прежде всего, был нанесен удар по враждебному шиитскому Ирану: 23 августа 1514 г. в битве на Чалдыран-ском поле были наголову разгромлены войска шаха Исмаила. Сам шах с остальными войсками бежал вглубь Иранского нагорья, а османы распространили свою власть на Курдистан, богатую и изобильную Верхнюю Месопотамию с крупными городами (Мосул, Урфа, Мардин, Кара-Амид).
В то же время соседний Египет, давний противник и соперник Османской империи, вступил в пору кризиса. Следует отметить, что в рассматриваемый период (с позднего Средневековья и в Новое время) кризис феодальных структур был характерен для всех государств Востока. В некоторых из них эти процессы начинались раньше, в некоторых позже. Османская империя еще находилась на пути к вершине своего могущества, но и ей было суждено разделить общую судьбу восточных государств. Но пока турки эффективнейшим образом использовали затруднения мамлюкского султаната, развязав войну. В первом же сражении 24 августа 1516 г. они одержали полную победу. Мамлюки были разгромлены, их султан Кансух аль-Гури погиб. Во второй битве 22 января 1517 г. при Риданийи в Египте мамлюки вновь потерпели сокруши-:. тельное поражение. 25 тыс. египетских воинов остались на поле боя. Последний мамлюкский султан Туманбай был схвачен и повешен. Вместе с Египтом под власть султана Селима I попали территории Сирии, Ливана, Палестины и Аравийского полуострова.
Это обстоятельство имело еще и важное религиозно-политическое значение. По исламской традиции тот, кто
контролирует священные города Мекку и Медину, имеет право на религиозную власть в мусульманском мире. Это обстоятельство позволило Селиму I (как и последующим султанам) называть себя халифами, т. е. религиозным главой всего ис-ламо-суннитского мира. Таким образом, произошло объединение светской (султанат) и религиозной (халифат) власти.
После падения мамлюкской империи главным врагом османов на Востоке оставалась держава Сефевидов, где государственной идеологией был ислам шиитского толка. В персидских войнах 1533—1555 гг. преемник Селима I Сулейман I Законодатель (на Западе прозванный Великолепным) захватил Ирак, западные районы Грузии и Армении. Ненадолго эти территории удалось вернуть в состав Ирана шаху Аббасу I (1623 г.), но с 1638 г. они вновь отошли Османской империи.
Османская империя вместе с вассальным Крымским ханством планировала также осуществить широкую экспансию в Восточной Европе. Предполагалось объединение всех бывших территорий Золотой Орды и разгром России. Но на этом направлении османы не имели успеха. Взятие Казани Иваном Грозным в 1552 г., гибель турецкой армии под Астраханью в 1569 г. (из участвовавших в походе 30 тыс. воинов вернулось лишь около 7 тыс.) и разгром крымской орды под Москвой в 1572 г. остановили османскую экспансию на этом направлении. Однако туркам удалось «замкнуть» своими территориями Черное море.
В результате завоеваний
на Востоке Османская империя
включила в свой состав огромные территории
с преимущественно
Победы Селима I предоставили османам возможность продолжить завоевания на Западе. В 1521 г. Сулейман I взял Белград, открывший османам путь в Венгрию и дальше в Центральную Европу. В Европе главной силой, противостоящей империи, являлась в то время еще могущественная Испания. Кроме Испании туркам противостояли Габсбурги, правители Венгрии и Польши, орден госпитальеров (или иоаннитов) на о. Родос и Венеция. Главным организатором и вдохновителем борьбы креста с полумесяцем был папский престол.
В 1522 г. Сулейман I захватил о. Родос и рыцари-госпитальеры перенесли свою ставку на о. Мальту. В1529 г. знаменитые пираты братья Барбаросса захватили Алжир и объявили себя вассалами Османской империи. Это на время позволило османам установить свою гегемонию в Средиземном море. В Европе турецкие войска в битве у Мохача (19 августа 1526 г.) разгромили венгерские, хорватские и чешские армии Лайоша II, короля Венгрии и Чехии. Король и знатные рыцари пали на поле боя. На венгерский престол был посажен ставленник турок Янош Запояйи, признавший себя вассалом османов.
Однако в 1571 г. империи был нанесен жестокий удар на море. В знаменитой битве при Лепанто (самой крупной в истории парусного флота) испанский флот при поддержке эскадр итальянских городов полностью уничтожил турецкие военно-морские силы. Разгром при Лепанто остановила джихад (священную войну) на Западе и расширение империи. А последующие внутренние трудности и начавшийся кризис османской государственности парализовали наступательный порыв турок. Начался период остановки — Теваккуф деври 1579—1683 гг., как называется в турецкой историографии период застоя и разложения османского общества.
В последующие годы турки смогли одержать ряд побед, в частности, взять Триполи, присоединив к империи новые территории в Северной Африке.
Формы землевладения —
К концу XVI в. Османская империя вступила в период затяжного кризиса своей феодальной системы. Ярким проявлением этого кризиса стали народные восстания, охватившие державу.
Владея огромной территорией в Европе (Балканы, Юго-Восточная Европа, Крым с прилегающими землями Приазовья и Причерноморья), в Африке (Северная Африка, кроме Марокко) и Азии (Малая Азия, Аравия, Сирия, Палестина, Ирак, Западная и Юго-Западная Армения, включая Киликию и часть грузинских земель), Османская империя представляла собой конгломерат различных стран, племен и народов.
По уровню своего социально-экономического развития турки далеко отстали от многих подвластных народов, особенно греков, славян Балканского полуострова, грузин и армян. Власть султана и феодалов над подчиненными странами держалась исключительно на военной силе. Они установили в завоеванных странах деспотическое правление, сосредоточив в своих руках сбор налогов и все общественные функции, как военные, так и гражданские.
В XVII в. Османская империя продолжала оставаться непрочным военно-административным объединением. Входившие в состав этой империи народы и народности находились на различных ступенях экономического, политического и культурного развития. Занимая свои исконные земли, они жили обособленной жизнью, имели свои экономические интересы и культурные традиции. Турецкая власть была ненавистна покоренным народам, но внутренняя феодальная раздробленность крайне затрудняла их совместную борьбу. В то же время феодальная верхушка многих подвластных
народов сумела приспособиться к турецкому режиму, приняла в ряде случаев ислам, приобрела доверие султанской власти и сохранила права на эксплуатацию крестьян и многие привилегии.
Общественный строй Османской империи характеризовался наличием различных социально-экономических укладов, включая родоплеменной и рабовладельческий. Однако господствующим был феодальный способ производства. Он характеризовался преобладанием натурального хозяйства, исключительной экономической раздробленностью, что в свою очередь обусловливало политическую раздробленность государства. Едва ли не каждая провинция Османской империи жила своей обособленной жизнью, имела специфические отличия как в номенклатуре налогов и повинностей, так и в системе закрепощения крестьян. Стоявшие во главе провинций наместники-паши стремились превратиться в полунезависимых правителей, подражая порядкам и нравам султанского двора. Рост независимости пашей и феодалов приводил к умалению прав султанской власти.
Официально все земли делились на государственные, принадлежащие частным лицам на тех или иных условиях, и земли религиозных учреждений {вакф), при том, что формально султан являлся верховным собственником всех земель империи. Часть государственных земель находилась в личном владении султана и членов султанского дома; часть же земель жаловались в ленное владение воинам-сипахам и сановникам на время несения их службы. Большая же часть государственных земель на основной территории расселения турок в Малой Азии отдавалась формально в пожизненное, а фактически в наследственное, владение феодалам, обязанным отбывать за это воинскую повинность и содержать, вооружать, обучать воинские отряды соответственно доходам с их ленных владений. Данная система называлась чаще всего «ти-марной», и условные держания различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 до 20 тыс. акче в год (турецкая серебряная монета). Получавшие их Сипахи назывались тимариотами. Более крупные земельные пожалования — «зеаметы», приносили держателям-займам доход от 20 до 100 тыс. акче. Хассы давались лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.
Тимарная система должна была обеспечивать воспроизводи ство основной массы Сипахи — наиболее многочисленной прослойки феодального класса. Они были обязаны нести военную службу в рядах конного ополчения, а также отвечать за поддержание порядка на местах и надзор за крестьянством.
Займы и тимариоты (как и владельцы хассов) собирали в свою пользу налог с подвластных им крестьян. За это они обязаны были лично отбывать султанскую службу и выставлять определенное (в зависимости от доходов лена) число вооруженных воинов. По данным источников XVII — начала XVIII в. во всей Османской империи было займов — 3 192, тимариотов — 50 160. Они должны были выставлять в целом 126 тысяч воинов. Но это обязательство не выполнялось.
Земли, называвшиеся частными (мульк), в условиях верховной собственности на землю и отсутствия законов о частной собственности принадлежали крупным и средним феодалам-помещикам, сдававшим их в пользование крестьянам. Большая часть мульков появилась еще в начальный период завоеваний в Юго-Восточной Европе и во время присоединения анатолийских бейликов. Они принадлежали представителям влиятельных феодальных родов на Балканах и в Малой Азии.
Церковные земли вместе с поселениями крестьян либо принадлежали непосредственно религиозным учреждениям, либо находились под их контролем. Вакфы формировались из земель, пожалованных султаном, а также из частновладельческих земель, завещанных мечетям, университетам, медресе, мавзолеям святых и т. п. Именно эти религиозные учреждения считались формальными собственниками земель и приписанных к ним крестьян. Фактически же доходами от этих земель распоряжалась верхушка мусульманских священнослужителей.
Положение крестьянства
Основную массу населения Османской империи, независимо от национальной принадлежности, составляли крестьяне. Они были закрепощены и испытывали двойной гнет: своих собственных феодалов (светских и духовных) и турецких.
Крестьяне были обязаны платить в пользу феодала или в государственную казну земельный налог: либо десятину —
ашар, либо харадж, который достигал в некоторых местах половины урожая. Кроме того, крестьяне выплачивали налоги на скот, на летние и зимние пастбища, на различные промыслы, например, на ульи, мельницы и пр. Особыми налогами облагались различные церемонии. Еще более тяжелым было положение крестьян и вообще населения, принадлежащего к категории подвластных народов и не исповедующих господствующей религии — ислама. Сверх многочисленных особых повинностей они были обязаны выплачивать подушную подать (джизья). Не мусульмане —райя (стадо) не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, действовавшем на основе шариата. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман, им запрещалось носить оружие.