Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:38, курс лекций
Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи.
1.Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация.
История – наука,
находящаяся в постоянном развитии.
История – прежде всего открытие
мира, открытие его прошлого. Успешное
развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без
глубокого осознания истории, которые
дают силы для динамического движения
вперед, ведь настоящее и будущее совершаются
на основе прошлого. Неслучайно известная
максима гласит: без истории нет народа.
Изучение исторического опыта формирует
историческое сознание, культуру, традиции,
преемственность поколении. История дает
возможность осмыслить масштаб того, что
происходит в настоящее время, в ней заложены
ростки будущего. Она является основой
осмысления человеком феномена цивилизации,
диалектики глобальных проблем современности.
История казахского народа представляет
собой важнейшую часть всемирной истории,
поэтому ее изучение занимает важное место
в формировании исторического сознания
молодежи. Казахи относятся к тюркским
народам, занимают среди них четвертое
место по численности и входят в первую
десятку по площади территории среди народов
мира. Предки казахов, известные в истории
под различными этнонимами, прошли сложный
исторический путь. За свою долгую историю
казахи внесли достойный вклад в мировую
цивилизацию. Сегодня перед исторической
наукой Казахстана стоят огромные и ответственные
задачи. Она должна формировать историческое
сознание народа и объективных позиций.
Одной из значительных задач истории является
воспитание казахстанского патриотизма.
Эта задача стала одной из составных долгосрочных
приоритетов, выдвинутых Президентом
Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан
-2030». В свою очередь, патриотизм невозможен
без формирования исторического сознания,
связывающего настоящее общество с его
прошлым. Поэтому объективное изучение
и популяризация истории являются сегодня
такими важными.Периодизация. Для того
чтобы задачи истории Казахстана были
решены, в первую очередь необходимо рассмотреть
ее периодизацию. Разные авторы неодинаково
подходят к данной проблеме. Из всего множества
вариантов мы предлагаем тот, который
больше соответствует принятому делению
всемирной истории, частью которой является
история Казахстана.
1. Древнейший период – охватывает время,
от появления человека на территории Казахстана
(2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения
государства на территории Казахстан
(VІІ-VІІІ вв. до н.э.) 2. Древний период –
появление первых государств на территории
Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну),
их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века
до н.э. до V н.э.). 3. Средневековая история
Казахстана (V века н.э. до 30-х годов ХVIII
века.. Условно ученые выделяют раннее
(домонгольский период, до начала ХIII в),
и позднее средневековье (до начала присоединения
Казахстана к России). 4. Новая история
Казахстана с 30-х годов ХVIII в. до февраля
1917 года – вхождение Казахстана в состав
Российской империи, колониальный период.
5. Первый этап новейшей истории Казахстана
начинается со времени свержения царизма,
Октябрьской революции и установления
Советской власти (1917-1920) до фактического
распада СССР (август-декабрь 1991 г). 6. Второй
этап новейшей истории Казахстана начинается
со дня провозглашения независимости
16 декабря 1991 г. до настоящего времени
и характеризуется становлением и развитием
Республики Казахстан как суверенного,
демократического правового государства.
Источники. Исторические знания о самых
ранних этапах становления и развития
человечества строятся на основе изучения
памятников культуры, которые оставил
древний человек, - это орудия труда, стоянки,
наскальные изображения, погребения. Задача
историка заключается в поиске истины
или реконструировании прошлого. Историк
проникает в тайны прошлого по следам,
которые пощадило время. Их принято называть
историческими источниками. Исторические
источники разделяются на письменные
и вещественные. Письменные источники:
старинные книги, летописи, указы, всевозможные
документы, художественная литература.
Материалом для них может служить бумага,
кожа, березовая кора, глиняная пластинка,
камень, шелковая ткань и др. Письменные
источники появились значительно позже
– около пяти тыс. лет назад, когда люди
научились писать. Письменные источники
в Казахстане – надписи на надгробных
камнях, династийные хроники, литературные
и научные произведения древних писателей,
ученых, путешественников, освещающие
отдельные стороны истории древних племен
казахских степей. Сюда же относятся военные
или мирные договора, дипломатические
протоколы, путевые записи, дневники, прошения
чиновников различных стран. В трудах
древнегреческого историка Геродота («История»)
и географа Страбона («География»), мы
встречаем некоторые сведения о сакских
и тюркских племенах, обитавших в степях
Казахстана в глубокой древности. Много
полезной информации по истории древнего
Казахстана содержится в китайских династийных
хрониках. Богатым и ярким письменным
источником по истории кипчако-кимакских
племен являются русские летописи. Такие
произведения, как «Слово о полку Игореве»,
«Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись»
и др., насыщены сведениями о жизни тюркских
племен, обитавших в «половецкой степи»,
т.е. на территории от Дуная до Алтая. Наиболее
полные сведения о важнейшем периоде истории
Казахстана – истории образования казахского
ханства – представлены в работе Мухаммеда
Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди»,
в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири
(начало ХVІІ в.). С целью наиболее полного
восстановления образа прошлого историки
прибегают к помощи различных наук:
Археология (от греческого archaios - древний
и logos - слово, учение) - наука, изучающая
по вещественным источникам историческое
прошлое человечества. Лингвистика
– наука, изучающая языки. Палеография
– наука, изучающая историю письма, закономерности
развития его графических форм, а также
памятники древней письменности в целях
их прочтения, определения автора, времени
и места создания. Сфрагистика – помогает
установить имена царей, даты появления
документов. Доказывает их подлинности,
обнаруживает подделки по печатям на документах.
Метрология – наука об измерениях, методах
и средствах обеспечения их единства и
способах достижения требуемой точности.
Геральдика – наука занимающаяся изучением
гербов и символов. Вексиллология - историческая
дисциплина, занимающаяся изучением флагов,
знамён, штандартов, вымпелов и прочих
предметов подобного рода. Этнография
– наука, изучающая быт народов-этносов.
Источниковедение – наука об источниках,
на основе которых пишется история того
или иного народа. Таким образом, основу
исторического знания составляют источники.
Исторические источники – это вещественные
предметы, письменные документы, отражающие
историю развития человеческого общества.
Чтобы история была научной, объективной,
она, прежде всего, должна опираться на
достоверные источники. Поэтому одним
из ведущих принципов исторической науки
является принцип документальности. Историки
говорят: «Без документов нет истории».
2.Каменный век. Антропогенез, социогенез и культурогенез.
Три с половиной миллиона лет назад усиливавшийся холод ледникового периода сковал огромное пространство водыв виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса сталиуступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян-дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приноравливаться к существованию на открытой местности.
Хождение на
двух ногах освободило руки, это
позволило перейти к
Развитие первобытного человека
· Австралопитек (южнаяобезьяна) - появилсяв Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и небольше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены дляпрямохождения.
· Хомо хабилис - человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м, лицо имело архаичную форму,развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. В отличие от австралопитека человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр.
Человек умелый
занимался изготовлением
· Хомо эректус -человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету -в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп).
Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял многие архаичные черты -скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы.
Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий - рубил и чопперов. Эти виды человека объединяются как архантропы или ранние люди.
Археологические культуры древнего Казахстана.
· Ашельская культура – от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия.
· Мустьерская – выработана подвидом человека разумного – неадертальцем. Развивалась на основе мустьерской, но орудия были более специализированы и тщательней оброботаны.
· Галичная культура – в качестве материала использовалась галька.
Стоянки:
Н а территории Казахстана самые древние обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау.
Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.
две зоны палеолитических культур
Южный Казахстан Сарыарка
Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование
Неолитической революция - это процесс перехода от потребляющего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этихдвух областей производственной деятельности человека.
Энеолит Ботайская культура(осёдлое коневодство, охота, рыболовство)
СОЦИОГЕНЕЗПраобщина - возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков ичеловека прямоходящего) и представляла собой небольшую группу (20 – 30 особей) , имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую.
Родовая община - неандертальцы уже заботились о своих больных соплеменниках и хоронили умерших. Праобщина начинает превращаться в эгалитарное общество - родовую общину.
Родовая община появляется с возникновением современного человека. Важнейшая отличительная черта родовой общины - экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины . Таким образом, мы видим появление новых, небиологических регуляторов отношений между людьми. Естественно возникшей основой для объединения было кровное родство между индивидами, а отношение родства устанавливалось между потомками одной матери (так как отцовство установить было трудно). Поэтому первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община - материнский род (матриархат).
С появлением экзогамности появляются брак и семья, особые общественные институты, регулирующие отношения между полами и отношения их кпотомству. Первой формой брака был дуально-родовой групповой брак, когда мужчины одного рода с самого рождения являются мужьями женщин другого рода инаоборот. В ходе длительного процесса ограничения круга брачующихся постепенно сложился парный брак. Первоначально два рода связывали только брачные отношения, однако со временем контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние. Складываются группы родов - племена. Приблизительно с эпохи мезолита археологи выделяют локальные культуры, составленные такими группами.
Власть внутри рода принадлежала собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Особого разряда людей для управления еще не существовало.
Разложение родовой общины:
· Переход от
присваивающих форм хозяйства (собирательства
и охоты), к производящим, т.е. земледелию
и скотоводству повлек за собой появление
регулярного избыточного
· Появление избыточного продукта породило возможность появления института рабства. Первоначально рабами становились представители враждебного племени, считаясь собственностью рода.
Возможность отчуждения избыточного продукта и учащение военных столкновений ведет к усилению роли родовой верхушки, которая постепенно превращается в особый институт вождей, основной функцией которых было управление, регулировавшее отношения внутри рода.В обществах, занимающихся плужным земледелием и скотоводством роль мужчин в хозяйственной деятельности возросла,что отразилось и на социальной структуре. Материнский род стал заменяться отцовским, счет родства велся по отцу. Непрочный парный брак начал вытесняться патриархальной семьей.
3.Бронзовый век. Зарождение номадизма как типа цивилизации.
Во 2 т. – появление бронзы (сплав медь + олово). Первые памятники культуры андроновцев – село Андроново, город Ачинск, южная Сибирь, 1914г. Археологи Андрианов и Грязнов.
Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Андроновская культура получила свое название по месту первых находок в селе Андроново под г.Ачинском. Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм - баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней - основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота - к выделению из среды общины военной аристократии - воинов-колесничих. К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. С изменением климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства - кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане андроновская культура сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры - монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства - кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.
Зарождение номадизма
Номадизм. Кочевой тип производства История кочевого мира, в его целом, охватывает около трех тысячелетий: от появления скифов в VIII веке до н.э. и до настоящего времени. Такие ученые, как Л.С. Васильев, выделяют 3 типа кочевой цивилизации: Киданьский- когда кочевое племя образуется на окраинах могущественной империи, многое у нее заимствует, но стремится сохранить свою самобытность; Тюркский- когда кочевники постоянно меняют места своего обитания, вторгаясь в зону земледельцев и подчиняя их себе; Монгольский- когда под внешним воздействием создается государство, которое вторгается в зону земледельцев, подчиняя их государства одно за другим, но пытаясь сохранить свою самобытность. Кочевой (номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год) и другими водными ресурсами. Такие территории называются аридными зонами. Плотность населения у кочевых народов колеблется от 0,5 до 2 чел. на один кв. км. Этот дисперсный (рассеянный) тип расселения обусловлен основным экосистемным принципом номадизма точным (симметричным) соответствием между численностью принадлежащего кочевнику скота и природными водно-кормовыми ресурсами и способствует рассеянию собственности в пространстве; упорядоченные миграции в целях круглогодичного обеспечения животных подножным кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летним и осенним пастбищам. Как указывает Е.И. Кычанов, рост кочевой экономики не мог идти по пути интенсификации и концентрации, так как вел к перевыпасу увеличению нагрузки на пастбища, ведущему к снижению урожайности травостоя. Принципиальным является и положение о том, что кочевой тип производства хозяйства не мог быть беспредельно экстенсивным в целом он был весьма ограничен в передвижениях и различного рода перекочевках и базировался прежде всего на разумном использовании продуктивных...
4,Сакские племенные союзы. Политическая история, общественный строй, хозяйство и культура.
Первые гос
структуры на терр Казахстана стали
появляться в 1 тыс. до н.э. в форме
союзов племен.Необходимость